Эксперт: нехватка дешевых морских путей резко снижает рентабельность поставок зерна из РФ

Эксперт: нехватка дешевых морских путей резко снижает рентабельность поставок зерна из РФ
Экономика

РИАМО - 20 июл. Морские грузоперевозки считаются самым выгодным способом доставки товаров и ценностей, позволяющим делать это в труднодоступные и недоступные для других видов транспорта населенные пункты, а также осуществлять выгрузку на необорудованный берег. Их отсутствие или недостаток может влиять на конечную стоимость перевозимой продукции, сообщил РИАМО основатель и гендиректор Flyseeagro Василий Птицын.

Ранее президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства констатировал, что потери российских аграриев из-за увеличения стоимости фрахта судов и финансовых расчетов оцениваются в 1,2 млрд долларов.

По словам Птицына, на стоимость грузоперевозок влияет масса факторов. Среди них: расстояние между портами отправки и назначения; сложность маршрутов; наличие на пути судна проливов, принадлежащих странам, которые берут оплату за водный транзит; общий размер партии; характер товаров; время года; безопасность линии (военные действия, пираты и др.); внешнеэкономические пошлины; таможенные платежи; необходимость воспользоваться услугами брокера для оформления документов; общий вес груза в тоннах (влияет на количество расходуемого топлива и себестоимость перевозки).

Кроме того, надо принимать во внимание типы судоходства, например, из Москвы в Иран нужно транспортировать по рекам, а потом по морю, добавил эксперт.

Он пояснил, что стоимость транспортировки по воде даже больших партий (5 тыс. тонн и более) ниже, чем при использовании автомобилей и самолетов.

«При осуществлении крупнотоннажных перевозок однозначно морские пути дешевле. Если в логистическую цепочку включаются виды сухопутного транспорта, то стоимость перевозок и фрахта будет расти», – сказал Птицын.

По его словам, 3 основных мировых перевозчика из-за санкций отказались перевозить грузы из РФ, а спрос никуда не испарился.

«Так как предложение перевозчиков сократилось, то цена и выросла», – подчеркнул эксперт.

В 2022 году валовый сбор пшеницы составил 102 млн тонн, а для внутреннего потребления необходимо 48 млн. То есть остальная продукция – это экспорт в потенциале, заключил Птицын.