Экономист Гатауллин разъяснил тонкости законопроекта о налоге на сверхприбыль
РИАМО - 6 июн. Решение о единовременных сборах с бизнеса базируется на различных законодательных принципах, отсюда могут возникать определенные противоречия юридических трактовок, сообщил РИАМО кандидат экономических наук, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.
Во вторник стало известно о позиции Минюста РФ в отношении единовременных сборов с бизнеса, при этом информация была противоречивой. Сначала «Ведомости» написали о том, что министерство сочло налог на сверхприбыль прошлых лет противоречащим Конституции России. Затем Минюст заявил об отсутствии замечаний к законопроекту о налоге на сверхприбыль.
«Позиция Минюста относительно налога на сверхприбыль прошлых лет, видимо, с одной стороны, базировалась на принципах фискального законодательства о равенстве налогоплательщиков, не предполагающего избирательности определения объемов собираемых налогов в зависимости от направления бизнеса. С другой стороны, на принципах Конституции, не позволяющих ужесточать налоговый режим постфактум», – сказал Гатауллин.
При этом в ходе консультаций заинтересованных сторон, вероятно, был найден некоторый компромисс, который всех устроил, подчеркнул эксперт.
«Следует отметить, что практика сбора windfall tax (налога на сверхприбыль прошлых лет – ред.) существует и в других зарубежных странах. Можно вспомнить изъятие нефтяных сверхдоходов в США или переоценку стоимости приватизированного государственного бизнеса Великобритании и последующие доначисление взносов в бюджет. Поэтому решения о подобных единовременных сборах с бизнеса должны приниматься, исходя из фактической социально-экономической ситуации», – заявил экономист.
Позднее Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в лице его президента Александра Шохина, поддержал текущую версию законопроекта о налоге на сверхприбыль прошлых лет, но указал на необходимость доработать несколько очень важных делателей.