Экономист Фролов: РФ соперничает с саудитами за китайский рынок нефти уже 5 лет
РИАМО – 20 фев. Соперничество России и Саудовской Аравии за китайский рынок нефти длится уже пять лет с переменным успехом, но это не соревнование по своей сути, а следствие заключенных контрактов и логистических возможностей в сочетании с рядом других факторов, сообщил РИАМО заместитель генерального директора института национальной энергетики Александр Фролов.
Ранее РИА Новости сообщили, что благодаря предоставляемым скидкам на нефть Россия выходит в лидеры по объемам поставок «черного золота» в Китай, обгоняя Саудовскую Аравию на фоне подорожания сорта Arab Light на 20 центов за баррель.
Саудиты меняют цены на свою нефть в зависимости от конъюнктуры мирового рынка, котировок эталонных сортов, и это не волюнтаристское решение, объясняет эксперт.
По словам Фролова, соревнование между Россией и Саудовской Аравией за китайский рынок нефти носит условный характер. В условиях растущего спроса на нефтепродукты Китай не только не снизит, но и, вполне возможно, увеличит закупки нефти Arab Light, считает экономист.
Но если бы Саудовской Аравии пришлось перенаправлять экспорт своей нефти, то она стала бы продавать ее Европе, которая, отказавшись от российских поставок, ищет новых экспортеров, рассуждает эксперт.
«Еще один момент, который меня смущает в данной новости, – это утверждение о том, что Россия продает Китаю свою нефть с выгодной скидкой. Откуда эта информация? Данные, которые публикует Минфин, не имеют никакого отношения к реальным ценам продажи российской нефти. Цена, публикуемая в открытых источниках, отражает то, сколько стоила бы российская нефть в текущих условиях в портах Роттердам в Нидерландах и Аугуста в Италии. Обусловлено это тем, что Россия экспортирует главным образом сорт нефти Urals, а до событий 2022 года основным покупателем его была Европа», – отмечает Фролов.
Если же Россия и продает Китаю нефть дешевле, чем остальным странам, то это не столь значительная скидка, как многие себе представляют, уверяет экономист.
К тому же важно понимать, что в Китай всегда продавалась российская нефть не марки Urals, а сорт ESPO (ВСТО) по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан, подчеркивает эксперт.
«Возможно, сейчас небольшой объем нефти Urals и поставляется в Китай, но основной покупатель этого сорта альтернативный Европе – это Индия. Поэтому публикуемые в открытых источниках данные о ценах на российскую нефть не отражают реальную стоимость отечественного топлива для Китая», – объясняет Фролов.