Замруководителя ЦОДД: о создании новых «выделенок» и велодорожек в Москве

Замруководителя ЦОДД: о создании новых «выделенок» и велодорожек в Москве
Люди

Столичные власти в текущем году начнут внедрение комплексной схемы организации дорожного движения за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК) – в поясе от ТТК до МКАД. О новшествах, которые появятся на 1,6 тысячи улиц в этой зоне и о том, как они повлияют на скорость дорожного движения и его безопасность, в интервью РИАМО рассказал заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Александр Поляков.

Пилотный проект ЦОДД улучшил работу 5 маршрутов наземного транспорта Москвы>>

- Александр Сергеевич, комплексная система организации дорожного движения (КСОДД) уже внедрена внутри ТТК и теперь должна распространиться до МКАД. Какие мероприятия предусмотрены схемой?

- КСОДД включает в себя организацию парковочного пространства, в том числе для такси, установку дополнительных знаков, ввод одностороннего движения на отдельных улицах, обустройство правоповоротных полос и заездных карманов и повышение уровня безопасности дорожного движения в целом.

В настоящее время разрабатывается КСОДД территориальной зоны от ТТК до МКАД, которая включает в себя проектирование более 1,6 тысячи улиц.

- Одна из основных мер - создание спецполос для общественного транспорта. Какие нововведения запланированы в работе общественного транспорта на новом этапе?

- Мы постоянно анализируем работу общественного транспорта. Для многих маршрутов, где повышенный пассажиропоток, мы рассматриваем несколько вариантов реорганизации движения, среди которых – обособление трамвайных путей с помощью бортового камня или разметки и адаптивное управление светофорными объектами.

Туристические автобусы могут пустить на выделенные полосы в Москве>>

- Расскажите подробнее про адаптивное управление светофорными объектами под движение общественного транспорта. Ранее уже стало известно про планы создать так называемую зеленую волну светофора для самого загруженного трамвайного маршрута - №17 на северо-востоке Москвы. Когда и как она будет реализована?

- Что касается трамвая №17, то на пути его следования мы с коллегами из «Мосгортранса» планируем в этом году запустить пилотный проект адаптивной системы управления светофорами на двух перекрестках: пересечении улицы Полярной с проездом Дежнева и пересечении улицы Полярной с улицей Молодцова.

Эта система рассчитывает оптимальное переключение светофора таким образом, чтобы при приближении трамвая к перекрестку ему включился зеленый свет в определенный цикл, но при этом для индивидуального транспорта задержка была минимальной. По нашим расчетам, при такой перенастройке светофоров сокращается время простоя трамваев на 50% (пересечение улиц Полярной и Молодцова) и на 64% (пересечение улицы Полярной с проездом Дежнева). При этом время проезда перекрестков для индивидуального транспорта возрастает на 16% и 9% соответственно. Таким образом, трамваи будут следуют с минимальными задержками, в то время как негативный эффект для индивидуального транспорта будет незначительным.

Новые знаки и светофоры появятся в 2017 г на 75 участках дорог Москвы к ЧМ по футболу>>

- А где появятся выделенные полосы для автобусов в этом году?

- В этом году мы запроектировали ввод выделенных полос для движения общественного транспорта по четырем трассировкам, которые проходят через 10 улиц общей протяженностью 21 километр. Это улицы Широкая до пересечения с Осташковской, Хорошевское шоссе, улица Мневники до пересечения со Звенигородским шоссе, Лианозовский проезд, Череповецкая улица, улица Лескова, улица Подольских Курсантов, Харьковская улица, Свободный проспект до пересечения с Федеративным проспектом, Вешняковская улица до пересечения с улицей Красный Казанец. Это улицы хордовых направлений.

Также рассматриваются и другие направления. Благодаря выделенным полосам на них планируется увеличение скорости общественного транспорта.

- КСОДД включает в себя оптимизацию работы светофорного оборудования, установку новых светофоров. Что планируется сделать на магистралях от ТТК до МКАД?

- Мы регулярно анализируем места концентрации дорожно-транспортных происшествий, на основании этого мы проектируем установку новых светофоров. Раньше мы строили светофор с приоритетом ликвидации очагов ДТП, и аварии с пострадавшими там прекращались, но возникала вероятность возникновения заторовых ситуаций. Теперь мы планируем изменить подход. Например, сразу при проектировании светофорного объекта будем учитывать мероприятия по повышению пропускной способности рассматриваемых пересечений, например, вводить правоповоротную полосу, заездные карманы.

Так, уже в этом году мы планируем запроектировать 18 светофорных объектов с комплексным подходом. Проекты будут учитывать изменения схем организации дорожного движения, включающие локально-реконструктивные дорожные мероприятия. Это позволит избежать двойной работы на одном участке.

«Зеленую волну» светофоров подстроят под скорость потока машин в Москве>>

- Часто автомобилисты создают помехи для движения спецтранспорта, в частности, машин скорой помощи. Что можно сделать в плане организации дорожного движения, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию?

- За последние пять лет мы уже смогли добиться прогресса: раньше время прибытия «скорой» на ДТП с пострадавшими составляло больше 20 минут, сейчас – 8,4 минуты. Это произошло, в том числе, благодаря тому, что внутри ТТК и на вылетных магистралях есть выделенные полосы.

В дополнение к этому мы разработали алгоритмы работы светофоров под разные скорости потока: от нуля до 20 километров в час, от 20 до 40, от 40 до 60 километров в час. В каждом режиме мы постараемся увеличить пропускную способность магистрали за счет изменения режима работы светофоров. Например, если скорость на магистрали 20 километров в час, то система управления светофорами получает этот сигнал и выбирает наиболее оптимальный режим работы.

Пока в таком режиме координации у нас работают светофоры на четырех участках. До конца года мы планируем организовать подобную систему на 20 основных магистралях для разных скоростных режимов.

- Среди участников дорожного движения есть еще велосипедисты. Какие нововведения ждут их?

- Мы планируем организовать велосипедный каркас на территории от ТТК до МКАД в 2016 году. Хотим развивать внутрирайонные велосипедные маршруты, организовать велосипедные связи между округами, а также проработать вопрос по увеличению связности удаленных районов с центром, чтобы можно было проехать на велосипеде как протяженный маршрут от дома до работы, так и совершать короткие поездки до магазина, до станции метрополитена – создать велокаркас. Возможно, это будет реализовано уже в этом году. За ТТК уже есть велодорожки, но они не связаны между собой и с центром города, задача проекта - повысить связность и общую протяженность маршрутов.

Свыше 200 км велосипедных дорожек создали в Москве за последние три года>>

- Некоторые автомобилисты жалуются, что знаки в городе попадаются слишком мудреные или противоречивые. Вы работаете над этой проблемой?

- Знаки устанавливаются в соответствии с нормативными документами в области организации дорожного движения. Вместе с этим иногда в установке знаков бывают ошибки: в Москве помимо Центра организации дорожного движения знаки на некоторых улицах устанавливают сотрудники других организаций. Например, в ходе строительных мероприятий знаки устанавливает та организация, которая проводит работы на участке; также есть программы по благоустройству улиц. Иногда встречается вандализм – знак могут намеренно перевернуть, исказить.

Для того чтобы минимизировать подобные случаи, с января в каждой префектуре введена должность дорожного координатора, эти сотрудники уже набраны и работают. Как раз в их обязанности входит проверка знаков на соответствие проектной документации, а также нормативным документам. Также они ведут мониторинг очагов аварийности, контролируют содержание светофорных объектов, ведут анализ дорожной обстановки.

Также житель, заметивший какое-либо противоречие, может обратиться в контакт-центр «Московский транспорт» по телефону 8 (495) 539-54-54 или воспользоваться электронной приемной на едином транспортном портале. Кстати, хочется отметить хорошую динамику – количество обращений снизилось на 40%.

- Если резюмировать, в какие сроки вы планируете внедрять КСОДД между ТТК и МКАД и какие результаты рассчитываете получить?

- Проектирование КСОДД разделено на два этапа: первый этап – весной текущего года. Второй этап – до октября 2016 года. Реализация первого этапа запланирована на 2016 год, а реализация второго этапа запланирована на 2017 год.

В результате внедрения комплексной схемы организации дорожного движения внутри Третьего транспортного кольца в 2014-2015 годах уже удалось сократить число аварий с пострадавшими на 30%, а в целом по городу – на 10%. На основных магистралях города скорость движения увеличилась на 8% по сравнению с 2014 годом, подчеркиваю – на основных магистралях.

Подобных положительных результатов мы ожидаем от введения КСОДД на территории от Третьего транспортного кольца до МКАД в 2016-2017 годах.

Глава ЦБДД: «Парконы» и «Паркрайты» в Подмосковье себя полностью оправдывают>>

Иванна Боровец