Захарова: День знаний в школах Подмосковья пройдет под знаком семьи

Захарова: День знаний в школах Подмосковья пройдет под знаком семьи
Люди

Уже через два дня в школах Подмосковья прозвенит первый в новом учебном году звонок, при этом для более чем 75 тысяч школьников он станет и первым в жизни. О том, все ли школы региона готовы к учебному году, какие мероприятия пройдут в школах в День знаний, как будут адаптироваться к новым учебным условиям дети из Украины, которые с 1 сентября сядут за парты в подмосковных школах, а также о предстоящем конкурсе «Учитель года» рассказала в интервью порталу «В Подмосковье» министр образования Московской области Марина Захарова.

- Марина Борисовна, в течение летних месяцев в Подмосковье шла активная подготовка школ к новому учебному году. В какой стадии находится эта работа в настоящее время, все ли учебные заведения готовы открыть свои двери ребятам 1 сентября?

- Да, действительно, все лето мы активно трудились над тем, чтобы наши ребята 1 сентября пришли в свои классы и чувствовали себя там безопасно, комфортно и уютно. В настоящее время приёмка школ прошла во всех муниципальных образованиях, все учреждения приняты.

Но хочу отметить, что особенно остро стоит вопрос с ремонтом Песковской школы в Коломенском районе - одно из ее зданий, где обучаются младшие классы, признано аварийным, из-за чего дети из всех классов будут учиться во втором здании школы. Поэтому с 1 сентября 130 учащихся этой школы будут учиться во вторую смену. Ситуация осложняется тем, что и основное здание может эксплуатироваться только при укреплении балок в подвале и утеплении чердачных перекрытий.

Школы Подмосковья готовы к учебному году в плане пожарной безопасности>>

- Наверное, такая масштабная работа потребовала вложения больших объемов денежных средств…

- В этом году на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году из всех уровней бюджетов было затрачено более семи с половиной миллиардов рублей. Для сравнения скажу, что в прошлом году на эти цели у нас ушло около 6 миллиардов рублей, а еще годом ранее (в 2012-2013 годах) - всего 1,5 миллиарда рублей. В этом году деньги были потрачены следующим образом: на ремонт и реконструкцию школ - более 3,5 миллиардов рублей, на антитеррористические меры – около 400 миллионов рублей. Кроме этого, деньги были направлены на ремонт электропроводки, кровли, отопления, электроосвещения.

Десять лучших школ Подмосковья получили по 1 млн рублей>>

- И все-таки сколько всего школ в Московской области распахнут свои двери 1 сентября 2014 года перед школьниками? Сколько детей в этом году пойдут учиться?

- Всего за парты 1 сентября в регионе сядут около 650 тысяч детей, что почти на семь тысяч больше, чем в прошлом году. Хочу сказать, что число первоклассников у нас в этом году увеличилось на три тысячи по сравнению с прошлым учебным годом и составило около 75 тысяч ребят. В 9 классы придут почти 55 тысяч человек, а в 11 классы - около 30 тысяч выпускников.

А всего в понедельник свои двери для наших ребят доброжелательно откроют 1373 дневных общеобразовательных школ. При этом в девяти муниципалитетах откроются 15 новых школ, в том числе в Дмитровском, Люберецком, Одинцовском, Пушкинском, Раменском районах, а также в Лобне, Подольске, Химках и Железнодорожном. Сейчас идет оформление их лицензий. В Красногорском районе в деревне Марьино открывается негосударственная школа на 1,1 тысячи мест. До конца 2014 года в Московской области будут открыты еще 5 новых школ, в том числе пристройки и здания после их реконструкции.

А в 2015 году на территории нашего региона планируется ввести 21 новую школу на 15253 мест.

Узнайте, какие школы вошли в список лучших школ Московской области>>

- Марина Борисовна, традиционно 1 сентября в школах проходят торжественные мероприятия. Есть ли какая-то определенная концепция празднования Дня знаний в этом году?

- Вы правы, традиционно школьников ждут торжественные линейки и классные часы, после которых начнутся уроки. В этом году уроки 1 сентября пройдут в Московской области под инициативой, предложенной уполномоченным по правам ребенка в РФ Павлом Астаховым. Это будет урок на тему «Моя малая Родина». На встречу с учащимися будут приглашены представители многодетных семей, замечательные люди, которые не только своим трудом, но и идеологией, образом жизни говорят о том, как должны создаваться семейные ценности и что значит ребенок не только для семьи, но и для развития нашей страны и государства. Начнем мы 1 сентября, но эта тема будет звучать на протяжении всего учебного года. Этими встречами мы хотим подчеркнуть, что важно создать не только материальные блага для ребенка, но и то, чтобы ребенок не чувствовал себя чужим и далеким от мира взрослых. И взрослые понимали, что мир детей не настолько прост, как им иногда кажется.

Узнайте какие уроки будут проводить в школах Подмосковья в новом учебном году>>

- Какие-то еще темы будут затронуты?

- Да, в сентябре мы будем проводить тематические уроки, посвященные 85-летию образования Московской области. Кроме того, 3 сентября 2014 года в День памяти жертв терроризма мы рекомендуем школам провести урок, посвященный 10-й годовщине трагических событий в Беслане. В течение всего учебного года для детей будут проведены тематические уроки, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 100-летию начала Первой мировой войны, году культуры в Российской Федерации.

Читайте, что делать, если ребенок не хочет идти в школу>>

- Получать знания современные школьники сейчас стараются не только с помощью учебников, но и современных технологий. Скажите, насколько подмосковные школы обеспечены компьютерами, доступом в Интернет?

- В настоящее время в школах региона насчитывается около 109 тысяч современных компьютеров, из них более 57 тысяч – ноутбуки и нетбуки и около 2 тысяч планшетных компьютеров. На начало августа уровень оснащенности школ компьютерной техникой составлял 16,8 компьютеров на 100 обучающихся. Для сравнения, по данным мониторинга «Наша новая школа» аналогичный общероссийский показатель в 2013 году составлял 14,77 единиц техники на 100 учеников. При этом у нас около 6% машин закуплено до 2005 года, около 30% поставлены с 2005 по 2009 год. Поэтому в модернизации нуждается порядка 30% компьютеров, или около 33 тысяч такой техники.

Узнайте, сколько компьютеров установили в школах Долгопрудного>>

- А достаточно ли в школах других современных устройств для процесса обучения – интерактивных досок, проекторов?

- Сейчас в наших школах есть 18,352 тысячи мультимедиа проекторов и 9,329 тысячи интерактивных досок. Таким образом, на 35 учеников приходится один проектор и на 69 учащихся – одна интерактивная доска. При этом у нас доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться ресурсами сети Интернет на скорости от 2 мегабит в секунду в 2012 году составляла 45,49% от общего числа учеников, 62% - в 2013 году и 69,1% - в 2014 году. В то же время аналогичный общероссийский показатель в 2013 году составлял 50,5%.

В новом учебном году мы продолжим обеспечивать наши школы интерактивными комплексами и компьютерной техникой. Так, в 2014 году из бюджета Московской области муниципальным образованиям уже выделено более 27 миллионов рублей на внедрение современных образовательных технологий. Еще 19 миллионов рублей выделено из муниципальных бюджетов. Таким образом, общая сумма выделенных средств составляет 47,671 миллиона рублей.

Читайте, какие школы Подмосковья обзавелись 3D-принтерами>>

- А как проходит процесс внедрения электронных дневников и журналов в школах Московской области?

- Система электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в настоящее время полностью внедрена в школах 62 муниципалитетов, в то время как еще в прошлом году школы 41 муниципалитета имели такую возможность. То есть сейчас эта система работает в 1394 муниципальных общеобразовательных организациях, что составляет 98,8% от их общего числа. При этом более 60% общеобразовательных организаций, внедривших электронные журналы, используют сервис Дневник.ру. В новом 2014-2015 учебном году планируется продолжить работу по организации перехода на «безбумажную» технологию использования электронных дневников и электронных журналов успеваемости обучающихся.

Смотрите фотоленту о посетителях школьной ярмарки в Одинцове>>

- Марина Борисовна, и все-таки на чем правительство Московской области и министерство образования региона в частности планирует акцентировать свое внимание в новом учебном году? Например, ранее было заявлено, что в новом учебном году особое внимание будет уделено изучению русского языка детьми мигрантов. Как будет проходить эта работа?

- Действительно, большое внимание в новом учебном году будет уделено преподаванию русского языка. О проблемах русского языка говорил Президент РФ Владимир Путин, назвав задачу сохранения и пропаганды русского языка и культуры речи стратегической для сохранения целостности страны и национального единства. Для повышения качества обучения русскому языку мы планируем во второй половине учебного года провести на базе нашего областного университета (Московский государственный областной университет – ред.) и других вузов Областной Пушкинский диктант, в написании которого примут участие обучающиеся и работники образования, а также другие жители Подмосковья. К проведению диктанта мы постараемся привлечь знаковых для Подмосковья людей. А в обсуждение проблем современного филологического знания мы привлечем наши телевидение и радио.

Особое внимание в этом году мы планируем уделить детям мигрантов – в том числе во взаимодействии с представителями национальных диаспор по обсуждению вопроса обучения русскому языку на национальной основе.

Читайте советы, как перевести ребенка в другую школу>>

- Марина Борисовна, еще одной острой темой этого года стала вторая смена в школах региона. Почему возникла сейчас мысль ликвидировать вторую смену, хотя по сути эта практика в подмосковных школах существует уже давно?

- Дело в том, что мы хотим, чтобы ребенок правильно использовал свое время, и есть такое понятие, как режим дня. И от этого зависит очень много – и в физиологическом, и в психологическом становлении. Когда ребенок обучается во вторую смену, мы понимаем, что биологические часы влияют на его возможности, световой день, расписание занятий. Если ребенок обучается в первую смену, то эффективность учебы гораздо выше. И не нужно забывать о семье: дети должны быть с родителями, время общения с семьей очень важно.

Школы Подмосковья откажутся от второй смены к 2017 году>>

- Сколько сейчас в Подмосковье школ, где дети учатся во вторую смену?

- У нас 53 муниципальных образования, где существует вторая смена: 30 муниципалитетов, где более одной тысячи детей обучаются во вторую смену, и 23 муниципалитета, где во вторую смену учатся менее тысячи человек. Надо сказать, что причинами такой ситуации стали многие факторы. Это и последствия жилищной политики, и миграционные процессы, и прирост детского населения от 7 до 18 лет, и неправильно составленное расписание. Если на начало прошлого года у нас 398 школ работали в две смены (а всего дневных общеобразовательных школ у нас 1373), то сейчас их число снизилось до 300. Но работа над ликвидацией второй смены продолжается. Среди муниципалитетов, где все школы работают в одну смену, можно отметить Бронницы, Дзержинский, Дубна, Жуковский, Пущино, а также Каширский, Талдомский, Зарайский и Егорьевский районы.

Узнайте, когда Королев отменит вторую смену в школах>>

- И каковы Ваши предложения по решению возникшей проблемы?

- Тут приняты различные меры. Мы говорим и о грамотной управленческой политике в школах, рациональном использовании площадей, реконструкции имеющихся зданий и, конечно, строительстве новых школ. В новых микрорайонах будет возможность перераспределения закрепленной территории, чтобы часть учащихся, где есть вторая смена, перешли в эти новые школы. Кроме строительства новых школ на областные средства, в регионе есть проекты возведения школ за внебюджетные средства. Таких у нас 23 проекта на 6163 мест и 31 реконструкция существующих школ. Не нужно забывать о школах, которые либо были построены давно – даже в конце XIX века, либо из недолговечных материалов, которые также нужно заменять новыми зданиями. Местные власти также не должны только ждать средств из областного бюджета, но и должны помнить, что полномочия по образованию также входят в их компетенцию, и они должны предусматривать выделение средств на решение этой проблемы.

Кроме этого, муниципалитетами определена потребность в строительстве 96 школ и 36 пристроек в 2015-2018 годы, реализация которой может обеспечить местами около 95 тысяч учащихся. Однако сокращение числа детей, обучающихся во вторую смену, планируемые темпы не учитывают. Как я уже говорила, в этом году планируется ввести в эксплуатацию 20 объектов общего образования, которые смогут обеспечить местами 13830 детей – это пятая часть от числа обучающихся во вторую смену.

Более 10% школьников в Подмосковье пока что будут учиться во II смену>>

- По поручению губернатора муниципальные образования должны были подготовить так называемые дорожные карты по ликвидации второй смены. Все ли карты готовы? И когда, как Вы рассчитываете, Московская область сможет ликвидировать обучение во вторую смену?

- Сегодня все муниципальные образования дорожные карты сдали, сейчас ведется их актуализация. Совместно с муниципальными властями мы провели большую работу по корректировке этих карт.

К началу 2014-2015 учебного года 89 школ станут работать в одну смену. Это стало возможным за счет рационального использования имеющихся площадей и умной кадровой политике.

Однако пока мы не можем сказать конкретно, в какой день проблема второй смены в подмосковных школах будет решена, но мы хотим, чтобы к 2018 году эта работа была полостью выполнена.

«Уплотнять» классы в школах для отказа от 2 смены недопустимо – Брынцалов>>

- Марина Борисовна, тема ликвидации второй смены в школах, наверное, тесно связана с другой наиболее животрепещущей темой сегодняшних дней – это беженцы с Украины. Ранее и высшее руководство нашей страны, и губернатор Московской области не раз заявляли, что все дети, приехавшие в регионы РФ из Украины из-за военных действий, 1 сентября должны пойти в российские школы и детские сады. Сколько мест в образовательных учреждениях региона выделено для этой категории ребят? Все ли готово для этого?

- Мы мониторим ежедневно ситуацию с детьми, которые прибывают с юго-восточной Украины. Сегодня на территории Московской области находится более 4,5 тысяч детей.

Их можно разделить на несколько категорий. Основная часть детей – это школьники. Среди них есть дети, которые закончили 11 класс, но у них нет подтверждения об этом, студенты средних профессиональных и высших учебных заведений, дети, которые посещают детсады, и дети, которые их не посещают. Кроме того, 27 детей являются сиротами. На 15 августа 2,3 тысячи детей распределены в 688 общеобразовательных организаций в 68 муниципальных образованиях региона. Из них 1127 человек - учащиеся 1-4 классов (в том числе 321 первоклассник), 1028 - учащиеся 5-9 классов, 200 ребят учатся в 10 и 11 классах. Заметного влияния на формирование второй смены эти дети не оказывают.

Хочу сказать, что все школьники, прибывающие из Украины, будут обеспечены учебниками, для них приготовлено 8347 тысяч комплектов. Дети дошкольного возраста в соответствии с нашим законодательством либо встают в единую очередь в детский сад, либо мы предлагаем создание семейных групп в детских садах. Такая практика у нас в области есть, и она подходит для детей из Украины.

Что касается студентов, то у нас определены колледжи, куда мы будем принимать этих ребят в соответствии с их заявками, а что касается студентов вузов, то федеральным министерством определено 13 вузов, куда они имеют право поступать. Московской области как субъекта в этом списке нет.

Читайте, сколько прибывших с Украины школьников медики осмотрели перед 1 сентября>>

- Такие дети приехали из другой страны, где система образования отличается от нашей. С какими основными проблемами сталкиваются учебные учреждения Московской области как принимающая сторона?

- Среди основных трудностей - отсутствие у детей документов, подтверждающих полученное образование, а также возрастающая нагрузка на школы. Больше всего детей из Украины сейчас находится в Домодедове, Жуковском, Пущине, а также в Дмитровском, Егорьевском, Луховицком, Пушкинском и Сергиево-Посадском районах.

Читайте, какие учителя пройдут курсы для обучения детей с Украины>>

- Будут ли разработаны для таких детей специальные образовательные программы?

- Нет, они будут обучаться по нашим программам, мы будем смотреть уровень их знаний и владения русским языком. Если им нужна будет помощь, то она им будет оказана. После тестирования мы будем определять, в какой класс они могут быть зачислены.

Узнайте, сколько педагогов с Украины подали заявки на работу в Подмосковье>>

- Марина Борисовна, мы сейчас много говорили о школах. А ожидаются ли какие-то изменения в системе среднего профессионального и высшего образования?

- Да, мы планируем значительную оптимизацию в этой сфере. Сейчас в Подмосковье 50 учреждений начального, 63 среднего профессионального и шесть высшего профессионального образования – всего 119. К 1 января 2016 года их число сократится на 63 – станет 50 учреждений среднего профессионального образования и шесть учреждений высшего профессионального образования. Эти изменения обусловлены необходимостью создания системы непрерывного образования, рационального использования площадей и эффективностью использования бюджетных средств за счет оптимизации штатного персонала. Такая реорганизация позволит сохранить преемственность образовательных программ среднего и начального профессионального образования, расширить спектр образовательных услуг, предоставляемых населению, повысить качество образования.

Что касается специалистов инженерно-технического профиля, то для использования научно-преподавательского потенциала наукоградов Подмосковья прорабатывается вопрос об открытии базовых кафедр Университета «Дубна» в городах Пущино, Долгопрудный, Жуковский, Черноголовка, Фрязино и Реутов.

Второе высшее учебное заведение планируют создать в Подмосковье>>

- А пользуется ли у учителей Московской области успехом льготная ипотека?

- С 2014 года льготное ипотечное кредитование учителей реализуется в рамках подпрограммы «Социальная ипотека» государственной программы Московской области «Жилище». Из бюджета Московской области в 2014 году на эти цели выделяется 214 миллиона рублей. На 1 июля 2014 года 67 учителей приобрели жилье по договору купли-продажи или заключили договор долевого участия в строительстве. Уже в этом году 60 молодых педагогов смогут улучшить свои жилищные условия с помощью льготного ипотечного кредитования.

Читайте, насколько повысят зарплату педагогам Подмосковья с 1 сентября>>

- Марина Борисовна, и в завершении - о приятном. В этом году в регионе проходит федеральный конкурс «Учитель года». Что интересного и нового ждет участников?

- Действительно, 25-й, юбилейный конкурс «Учитель года России» пройдет у нас. Но я хочу напомнить, что Московская область уже второй год подряд станет хозяйкой данного мероприятия. Это большая честь, тем более в юбилейный год. В этом году нашу область представляет учитель физкультуры из Серпуховского района – Ионов Сергей, это сельское поселение Райсеменовское. Открытие конкурса будет проходить в здании правительства Московской области, а закрытие – по случаю юбилея - в Кремлевском дворце. В этом году условия проведения конкурса изменены, по-другому будут подсчитываться баллы. Мы стараемся сделать конкурс ярким, незабываемым, талантливым. Мы хотим, чтобы все получили знания, опыт и увидели, что работа педагогов – большой труд, но не монотонный, а живой, интересный и отдача дает заряд на многие годы вперед. Мы желаем нашему подмосковному кандидату победы.

Лучших учителей-предметников впервые выберут в День учителя в Подмосковье>>

- Марина Борисовна, спасибо за интересный разговор и успехов Вам в новом учебном году…

- Спасибо…

Иванна Боровец