Ветеран-краевед из Лопасни: о том, как начиналась война…
Ветеран Анатолий Петрович Семенов - коренной житель подмосковной Лопасни, свидетель событий военных лет, экскурсовод и один из хранителей Музея памяти 1941-1945 гг. в Чехове, член Президиума Совета ветеранов района, инициатор и организатор многочисленных акций, посвященных патриотическому воспитанию, экскурсионных маршрутов, связанных с историей Великой Отечественной войны.
О жителях родного города и их подвигах в военное лихолетье, обороне Москвы, драматических событиях 1941-го, когда прифронтовую Лопасню бомбил враг, а река Нара была последним подмосковным рубежом защиты столицы, ветеран рассказал корреспонденту Чеховского информагентства.
Ветеран Николай Яганов из Балашихи: в полку его звали Счастливчиком>>
22 июня, ровно в четыре часа…
Ему не было и тринадцати лет, когда началась война, но он навсегда запомнил этот день.
В то пасмурное утро 22 июня 1941 года Толя вместе с другом Ваней Постниковым отправились за хлебом в рабочий поселок Венюково, который в настоящее время входит в структуру города Чехова. Хлеб можно было купить и в Лопасне, но там выпекали большие, двухкилограммовые душистые и вкусные буханки. Подошли к Дому культуры и стали ждать попутку до Венюкова - заводские автобусы ходили очень редко. Забрались на ходу в тяжело груженую пятитонку. В кузове лежали металлические коробки, а в них заряженные пулеметные ленты для ДШКа, которые выпускал Венюковский завод.
«Машина остановилась у проходной завода, и мы помчались к магазину. На дороге стояла группа людей, к которой подбежал мужчина. Нас поразил его растерянный вид. Заметно было, что он чем-то очень сильно взволнован. «Ребята! – выпалил он. – Началась война!». Многие не поверили и побежали слушать радио, мы - за ними. По радио говорил нарком иностранных дел В. М. Молотов. Услышали только его последние слова: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!», - рассказывает Анатолий Петрович.
Купили ребята по две буханки хлеба и поехали домой. Это, пожалуй, был последний хлеб, купленный за деньги - вскоре ввели карточки. Рабочие получали по 500 граммов хлеба, а дети - по 250, отмечает ветеран.
К середине дня выглянуло солнце. По домам ходили посыльные и собирали всех на митинг. Около трех часов дня в Зачатье собрался народ. Выступал представитель райкома партии, который разъяснял сложившуюся обстановку - вероломное нападение гитлеровской Германии, бомбардировку Киева, Севастополя, Одессы и других приграничных городов.
В первый же день войны была объявлена мобилизация. Призывались мужчины с 1905 по 1918 год. Призывной пункт организовали в Доме культуры. Там проходили медкомиссию, а потом новобранцев на машинах везли на сборные пункты. Военкомат осаждали добровольцы. Молодежь рвалась на фронт.
Так, добровольно ушли на фронт ученики 10 класса Лопасненской школы во главе со своим директором Сергеем Васильевичем Заикиным. В субботу у них был выпускной вечер, а в воскресение все они явились в военкомат. Но не всем суждено было вернуться с войны…
Ветеран-артиллерист Анатолий Пенкин: три фронта и три медали «За отвагу»>>
Труженики тыла
Ну а те, кто остался трудиться в тылу, независимо от возраста и должности, работал за троих. Об этом в течение всей войны писала районная газета «Красное Знамя»:
«После выступления по радио товарища Молотова, члены овощеводческой бригады нашего колхоза со всей серьезностью осознали, что наш долг - трудиться, не покладая рук, чтобы дать Красной Армии больше овощей и тем крепить ее мощь…»
«...Надо отметить хорошую работу 80-летней колхозницы Евдокии Соловьевой, 60-летней Т. Михеевой и других. Добросовестно помогают колхозу ученицы Катя Егорова, Таня Щелкова и ряд других»
«Домохозяйки Якушина и Медведева, проводив своих мужей в действующую армию, поступили работать лесорубами в Лопасненский райлесхоз. Так, Якушина выполняет дневное задание на 153 процента, а тов. Медведева - на 120» - опубликовано 4 июля 1941 года.
«Женщины нашего цеха показывают высокие образцы трудолюбия. Я работаю на трех прессах. На стахановскую вахту встали т.т. Павлинова, Губанова, Луканова. Мы полностью заменили товарищей, ушедших на фронт», - рассказывает многостаночница Любучанского завода Черногубова.
«30 июня Василий Кулехов отправился на фронт. Весь коллектив завода провожал своего лучшего механика. Через несколько дней его жена Антонина подала заявление в отдел кадров: «Прошу принять меня на работу. Я заменю своего мужа».
«Комсомолец-бригадир т. Прокофьев, не считаясь со временем, работает по три смены, не выходя из цеха. Комсомолец-токарь т. Степанов выполняет норму на 200 процентов. Слесарь Шмырев только в июне окончил ФЗО, но уже выполняет норму на 150 процентов» - пишет в номере от 1 августа 1941 года секретарь комитета ВЛКСМ Венюковского завода Савельев.
В Лопасне создается добровольческий батальон народного ополчения. В его ряды вступают рабочие, колхозники, служащие. В один строй с ветеранами Гражданской войны встают 17-летние ребята. В октябре 1941 года Лопасненский батальон участвует в боях под Наро-Фоминском. Там наших земляков посещает писатель Константин Симонов.
«Уходили на фронт мужчины - на их место приходили женщины, подростки, старики. Девушки садились на тракторы. На заводах к станкам вставали воспитанники ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения. Многие из-за малого роста не доставали до рукояток станков, и им под ноги подставляли ящики. Мне, 13-летнему, доверили лошадь, и я с группой своих товарищей возил с поля снопы на молотильный ток», - рассказывает ветеран.
Ветеран Николай Марков из Подмосковья: тысяча дней до Победы>>
Как строили бомбоубежища
Через месяц по ночам над Лопасней стали летать на Москву фашистские самолеты. Первый налет пришелся на 22 июля: 250 вражеских самолетов. Однако к Москве прорвались только единицы – их сдерживала прочная противовоздушная оборона. Во время налета из Лопасни было видно, как в небе, на подступах к Москве, взрываются тысячи зенитных снарядов. Небо, по которому шарили лучи прожекторов, было усеяно звездочками от разрывов, вспоминает Анатолий Петрович.
Чтобы спастись от вражеских бомбежек, в Лопасне и окрестных деревнях стали делать бомбоубежища. Копали траншею глубиной около 2 метров, через каждые 3 метра – поворот, чтобы осколки снаряда, угодившего в бомбоубежище, не поранили людей. Сверху был накат из бревен, который засыпали землей. Первое время было страшно, когда по радио объявляли: “Внимание. Воздушная тревога!”, а потом раздирающий душу вой сирены. В это же время раздавался гудок Венюковского завода, гудели паровозы на железной дороге.
Ветеран из Павловского Посада Борис Медведев: «Я три державы покорил…»>>
«Ежи» и противотанковые рвы
«Шел четвертый месяц войны. Около военкомата каждый день собирались люди. Фронт требовал подкрепления. Уже тогда все понимали, что враг силен, и война скоро не кончится», - продолжает рассказ ветеран.
По дороге в сторону Серпухова двигались автомобильные колонны с солдатами, орудиями. Необходимо было строить оборонительные сооружения. К этой работе привлекались жители района. В основном, женщины и подростки. Еще и сейчас можно увидеть, что у деревни Пешково был вырыт противотанковый ров. Здесь трудились рабочие завода №507 -Венюковский. Они же сооружали лесные завалы в районе деревни Сохинки.
Копали противотанковые рвы у деревень Дубна и Филипповское. В самой Лопасне вдоль по реке тоже был вырыт 4-метровый противотанковый ров. Тогда мост через реку Лопасню был деревянным, рядом с ним был еще один мост – запасной.
Ветеран из Рошаля: как освобождал Сталинград и встретился с китами в океане>>
Стремиловский рубеж
После того, как фашистские войска подошли к Стремиловскому рубежу, оба моста заминировали. С более низкого моста было видно, как в устоях другого установлены ящики с взрывчаткой, от которых тянулись шнуры и провода различной расцветки.
«Мы, мальчишки, специально рассматривали, как там все устроено. Мы понимали, если в Лопасне появится враг, мосты взлетят на воздух. Устанавливались противотанковые надолбы, которые должны были задержать вражеские танки», - вспоминает ветеран.
Перекрестки Симферопольского шоссе со Стремиловским, были подготовлены к минированию. Улицу Московскую перекрывала баррикада из бетонных блоков. Рядом «щетинились» противотанковые ежи, изготовленные из железнодорожных рельсов. Но в результате ожесточенных кровопролитных боев на Леоновском поле осенью-зимой 1941 года, враг, рвавшийся к Москве, был остановлен на Стремиловском рубеже…
Ветеран из Электростали: как чудом выжил и вырастил свой сад>>
Сергей Викторов