Театральный декоратор из Дмитрова: как создать целый мир на 65 метрах сцены

Театральный декоратор из Дмитрова: как создать целый мир на 65 метрах сцены
Люди

Материал подготовлен Дмитровским ИА>>

Дмитровский драматический театр «Большое гнездо» отмечает в 2016 году свой юбилей – 25 лет. Театральный декоратор Николай Боровских, который работает в драмтеатре уже 12 лет, знает жизнь театра изнутри. Как уместить на сцене целый мир, где создаются декорации для спектаклей, и что скрывается в «катакомбах» ДК, он рассказал корреспонденту Дмитровского информагентства в Международный день театра, 27 марта.

Олег Меньшиков: о гастролях, съемках в новых фильмах и мечтах>>

Целый мир на 65 метрах

Фото: Вячеслав Рябков, Дмитровское ИА

Каждая из постановок Дмитровского театра «Большое гнездо» отличается не только сильной режиссурой и прекрасной игрой актеров, но и замечательными костюмами и великолепно оформленным сценическим пространством. Именно декорации играют эту важную роль - с первого взгляда погрузить зрителя в атмосферу театрального действия, уверен декоратор.

Интерьер квартиры парижской богемы из спектакля «Блэз», трюмы пиратского корабля из «Острова сокровищ», церквушка из гоголевского «Вия» или армянский квартал Авлабар IX века – все эти места необходимо воссоздать всего на 65 квадратных метрах сцены. При всей своей мобильности и компактности сценические декорации должны быть крепкими и безопасными для актеров, отмечает Николай Павлович.

Режиссер Театра на Таганке Влад Маленко: «Я готов играть свои спектакли на улице»>>

От геолога до декоратора

Фото: Вячеслав Рябков, Дмитровское ИА

«Моя душа смолоду лежала к театру. Я увлекся им еще со школы, в Новосибирске. Сначала был кружок самодеятельности и капустники, а после средней школы я устроился в драматический театр Сталинска, где работал монтировщиком, а потом старшим мастером. Но никогда не загадывал, что моя жизнь будет так тесно связана с театром, я думал, это временное увлечение», – вспоминает Николай Павлович.

Юноша поступил в Новосибирский государственный университет, и это определило его род деятельности на долгие годы вперед. Он 25 лет проработал по специальности в институте геологии и геофизики, где, кстати, не обходилось без самодеятельности. В 50 лет Николай Павлович вышел на пенсию и устроился в Омский театр мастером декоративного цеха, а затем стал заведующим постановочной частью.

«По приглашению дочери в 2002 году я переехал в подмосковный Дмитров. И первым делом, естественно, отправился в местный театр, но ставки мастера декоративного цеха там не оказалось. Зато во дворце культуры не было столяра. Не вопрос, подумал я», – улыбается Николай Павлович.

Столяром он проработал около года, параллельно делал декорации для театральных постановок. А когда в Дмитровском драматическом театре «Большое гнездо», на базе районного дворца культуры «Созвездие», появилась соответствующая вакансия, Николай Павлович начал работать там.

Александр Демидов: про «День выборов-2», шутки «Квартета И» и творческий кризис>>

Секреты ремесла

Фото: Вячеслав Рябков, Дмитровское ИА

Николай Павлович работает в закулисье, которое традиционно овеяно тайнами и мифами. Ведь здесь не ступает нога рядового зрителя. Столярный цех, где воплощаются в жизнь все идеи театральной команды, находится в «катакомбах» ДК. Пространство мастерской, пожалуй, даже больше самого театра. Огромное количество инструментов, запахи краски и дерева создают атмосферу творчества и вдохновения.

Создание декораций для спектаклей «Большого гнезда» начинается с того, что художник, режиссер и заведующий постановочной частью обсуждают между собой детали замысла.

«Художник делает эскизы того, как он представляет декорацию. Далее мы обсуждаем, что и как можно воплотить. Сотрудники театра – люди творческие, образного мышления, и порою размах их идей невозможно воплотить физически. И тогда мы снова обсуждаем, рассматриваем альтернативы, вносим коррективы, приходим к «общему знаменателю» и ставим более реальные задачи», – делится Николай Павлович.

Вот почему от мастера по декорациям требуется хорошо развитое пространственное мышление, умение мысленно переводить чертеж или рисунок в реальность, а также разрабатывать эскизы постановки в комплексе – от сценического пространства до отдельных деталей.

Николай Павлович не только выполняет замысел режиссера, но вместе с ним формирует при помощи художественных средств образ спектакля, «среду обитания» его героев, настроение.

В работе театрального художника невероятное количество мелочей, которые нужно учесть и не потерять из виду. Ведь из этих деталей складывается вся постановка, они помогают актерам войти в свои роли, а зрителям – погрузиться в атмосферу спектакля и по-настоящему прочувствовать его.

Владимир Зельдин: «В 101-й день рождения для меня главное - выйти на сцену»>>

Полина Табунова