«Продала украшения и наняла охрану» — жертвы домашних тиранов о том, как бороться с насилием

«Продала украшения и наняла охрану» — жертвы домашних тиранов о том, как бороться с насилием
Люди

Специалисты в один голос призывают не терпеть домашнее насилие, обращаться к психотерапевтам, в службы поддержки и на телефоны доверия. Но, по статистике порядка 60% пострадавших, которые сообщают о своей проблеме по телефону доверия, не обращаются в полицию за помощью, не уходят и продолжают терпеть. Жители Московского региона, столкнувшиеся с насилием в семье, рассказали РИАМО, как им удалось найти выход.

Домашнее насилие: главные признаки и способы защиты>>

Евгения, 34 года:

«Это довольно банально, но все нападки моего мужа Вадима происходили на почве ревности. Он начал ревновать меня к другим мужчинам еще до нашего брака. Постоянно твердил, что я нравлюсь его друзьям и прохожим. Когда мы расписались, ситуация полностью вышла из-под контроля.

Он следил за тем, чтобы я не смотрела фильмы с красивыми актерами, контролировал историю поиска в интернете, а во время прогулок не отпускал меня ни на шаг.

Однажды на улице молодой человек спросил у меня дорогу до банка, и Вадим просто вышел из себя. Он набросился на парня и бил его, пока их не разняли, а меня отволок домой и разбил лицо. Всю мою косметику распотрошил, изрезал одежду ножницами, а потом остриг мне волосы под корень, чтобы на меня больше никто не посмотрел.

Эта ситуация стала переломной. Когда муж ушел на работу, я собрала вещи и решила бежать к подруге. Муж не знал, что мы общаемся, так что искать меня там не стал.

В итоге все оказалось проще, чем я думала: через месяц Вадим пришел ко мне и сказал, что не собирается жить с женщиной, которая ему не подчиняется, поэтому хочет развода. Сейчас мы в бракоразводном процессе, а я состою в анонимной группе жертв, пострадавших от домашнего насилия, где обрела единомышленников. Надеюсь, что вскоре смогу отпустить прошлое и вздохнуть свободно».

«В кафе мы с женой просим два раздельных счета»

Дмитрий, 32 года:

«Я оказался в очень неприглядной ситуации. Звучит, как глупая шутка, но надо мной издевалась жена.

Конечно, речь не шла о тяжелых увечьях – все-таки она женщина. Но я постоянно ощущал унижение.

Моя супруга воспитывала двоих младших братьев без родителей. Возможно, привычка держать их ежовых рукавицах проявилась на мне. Родители научили меня уважительно относиться к женщинам, а у нее такая тяжелая судьба, поэтому я терпел.

Когда жена была недовольна, я даже не думал с ней спорить. Она не позволяла мне что-то решать или заниматься чем-либо кроме работы. Встречи с коллегами тоже были под запретом.

Помню, она запустила в меня двухлитровую банку за то, что я, не спросив ее, купил нам тур на море. В итоге пришлось ехать в больницу. Такие ситуации повторялись регулярно, кому-то жаловаться было стыдно, а завести разговор о разводе у меня не хватало духа.

Я еле выдержал год. Все это время я все скрывал от родственников. В итоге спасла меня мать, она случайно зашла к нам во время ссоры и увидела, как жена меня бьет. Вскоре я переехал к родителям. Постепенно прихожу в себя, но на развод пока так и не подал».

«Я запрещаю девушке тратить деньги, чтобы накопить на квартиру»

Рината, 26 лет:

«После рождения двоих детей мой муж начал сильно пить и стал агрессивным. Когда дети плакали, он часто срывался: бил пустые бутылки о стену, колотил меня всем, чем попало, угрожал малышам. Дошло до того, что я начала опасаться за их жизнь.

Приходилось на всю ночь запираться с детьми в ванной, если не удавалось быстро их успокоить.

Я неоднократно думала о том, чтобы уйти, но страх неизвестности и привязанность не позволяли. Я переживала, как муж будет без меня, вдруг совсем пропадет. Однажды он замахнулся на младшего сына – дальше испытывать судьбу было нельзя. Я собрала вещи, взяла детей и сказала, что ухожу. Он не обратил на это внимания, даже на трезвую голову он не испытывал чувства вины.

Я переехала в Подмосковье и нашла работу на дому. Родители помогали, но денег на двоих детей катастрофически не хватало.

Я позвонила мужу и попросила присылать алименты, на что он ответил отказом. Пришлось подать в суд и отстоять свои права. Желаю всем, попавшим в похожую ситуацию, не губить себя и не терпеть понапрасну».

Домашнее насилие: как защитить детей от родителей>>

Ангелина, 47 лет:

В 30 лет я вышла замуж за Алексея. Он казался идеальным мужчиной: красивый, любил меня, хорошо зарабатывал. Мы часто обедали в дорогих ресторанах, он дарил мне драгоценности. Муж настоял, чтобы я уволилась, и мы больше времени проводили вместе.

Примерно через год Алексей начал следить за моими расходами, хотя я старалась не тратить деньги впустую. Вдруг я поняла, что стала заложницей в золотом замке – он не давал мне ни рубля даже на колготки, а если я шла за продуктами, требовал чеки и складывал стоимость. Вскоре у него появилась любовница. Муж этого не скрывал и даже представил нас друг другу, заставив ужинать за одним столом. Когда я закричала, чтобы она убиралась из моего дома, Алексей ударил меня у нее на глазах и пригрозил, что, если это повторится, он запрет меня в психушке, где я проведу остаток жизни.

Побои стали для меня чем-то обыденным, мне приходилось маскировать синяки тональным кремом.

Наконец, я приняла решение бороться. Продала все украшения, наняла адвоката и охранника и пришла домой в их сопровождении. Алексей известен в определенных кругах, поэтому решил не поднимать скандал и не портить себе репутацию.

После развода у меня ничего не было. Пришлось переехать к маме и устроиться няней к нашим соседям. Теперь прислуга не подает мне обед, зато я обрела покой и стабильность. Всегда думайте, с кем связываете себя узами брака».

Им и так легче живется»: мужчины объяснили, почему не уступают место женщинам>>

Екатерина, 21 год (Москва):

«Есть стереотип, что от домашнего насилия страдают только дети из малоимущих и проблемных семей. Но это не так. У моей матери был успешный бизнес в области компьютерного дизайна, у отца – строительная фирма, с детства я жила в роскоши. Моя жизнь изменилась, когда они развелись. Мать впала в депрессию и стала меня избивать. Причины могли быть разные: плохое настроение, неудачный день на работе или мое неосторожное замечание.

Дома я пряталась от нее под столом, а в школе вздрагивала, когда одноклассник просто поднимал руку, чтобы протянуть мне учебник.

Это была ловушка, ведь я полностью зависела от матери финансово. Нужно было срочно что-то делать, дальше я так не могла. Тогда я решила обратиться за помощью к родственникам.

Как только мне исполнилось 18, они помогли переехать на съемную квартиру и настояли, чтобы я обратилась за помощью к психологу. Специалист объяснил, что женщины после крушения брака часто срываются на дочерях из-за чувства собственной неполноценности. Сейчас стараюсь оставить эту ситуацию в прошлом и строю новую жизнь».

Вокруг хватает красивых дур, чтобы пользоваться ими и не жениться»

Андрей, 19 лет, Москва:

«Впервые отец поднял на меня руку еще в детстве, но это было ожидаемо – мать и мой младший брат давно страдали от его нападок. Он не был пьяницей, скорее, просто тираном. Никто из нас ничего не мог сделать – на любую попытку защититься он угрожал кому-то другому из членов семьи.

В школе нам с братом приходилось делать вид, как будто мы дома деремся, чтобы объяснить учителям синяки и ссадины.

Сначала я винил мать, по моим соображениям, именно она должна была защищать детей. Поговорив с ней, я понял, что она до сих пор ничего не сделала, потому что любила отца и думала, что мы с братом не справимся с распадом семьи. Я старался убедить ее, что все это напрасно, но она меня не слушала. Тогда я решил вступиться за нас перед отцом сам.

Завязалась драка, в которой я одержал верх и сказал – либо он уходит из квартиры, либо мы. На это он заявил, что никого не держит, но мать отказалась уйти с нами и осталась с отцом. С тех пор прошло два года, я заканчиваю университет и подрабатываю, чтобы поставить на ноги брата. Мать нам помогает деньгами, но, думаю, что с отцом она застряла навсегда».

Врач-психотерапевт Константин Ольховой:

«Все эти истории разные, но объединяет их одно: подвергающийся насилию не понимает, что происходит, и не видит выхода. Не видит выхода, который был бы менее страшным, чем ситуация насилия. В этой ситуации важно найти человека, желательно специалиста, с которым можно спокойно обсудить ситуацию. Который не будет давать советы, не будет поучать, а поможет человеку выйти в спокойную, взрослую позицию и найти оптимальное решение».

Неравный брак: «Я отбила молодого человека у племянницы»