Писатель Елена Михалкова: «Самое интересное в детективе — человек»

Писатель Елена Михалкова: «Самое интересное в детективе — человек»
Люди

Новый детектив Елены Михалковой «Бумажный занавес, стеклянная корона» увидел свет этой осенью. По образованию автор — юрист, в прошлом — помощник следователя, а в литературу пришла совершенно случайно. О том, что легло в основу сюжета новой книги, что главное в детективе, почему не стоит смотреть телевизор, и в чем рецепт счастья, писатель рассказала в интервью РИАМО.

10 книг для осеннего чтения >>

Елена, насколько известно, писателем Вы стали случайно. О чем же Вы мечтали?

— Я бы никогда не сказала, что стала писателем. Я — беллетрист, сочинитель: выдумываю истории, смысл которых в том, чтобы развлечь читателя и, кстати, саму себя. Эти истории, так уж сложилось, детективные — просто потому, что я люблю детективы.

Я из тех, кто в древности сидел бы по вечерам у костра и плел небылицы, потому что больше ни к чему не был пригоден. И если бы он плел их плохо, его бы не кормили, а в некоторых случаях и били бы.

К тому времени, когда книга вышла, я уже столько раз заранее пережила ее появление, что на само событие ярких эмоций у меня не осталось. Помню, что это была радость с привкусом сомнения: заслужила ли я право радоваться, или нужно еще подождать и посмотреть, что из всего этого получится.

Вам удалось применить в творчестве юридическое образование?

Опосредованно. После института я работала по специальности, и два оперативника, с которыми я общалась, стали прототипами частных сыщиков, сквозных персонажей моих книг.

— Как рождаются сюжеты Ваших произведений?

Действительность очень плотно заткана событиями, и сложность не в том, чтобы отыскать самое увлекательное, или страшное, или загадочное. Сложность в том, чтобы выдернутую из этого ковра ниточку хотелось накручивать на палец и вообще не выпускать из рук. Мне требуется фокусировка на точке, к которой я долго не утрачу интерес, и этой точкой может стать что угодно: стилизация под классический английский детектив, как в «миссис Норидж», или воспоминания о школьной жизни («Нежные листья, ядовитые корни»), или тема подделки драгоценностей («Алмазный эндшпиль»).

Едва лишь точка находится, вокруг нее сами собой вырастают персонажи, начинают толпиться, мешают друг другу, лезут в сюжет, и тут моя задача — отобрать самых необходимых.

Как уложиться в график: новая книга раз в четыре месяца?

А такого рецепта нет. Не потому, что за четыре месяца нельзя написать хороший детектив — можно. Но любая книга должна дозреть, вылежаться в тишине и в темноте, где ее никто не видит и в первую очередь — сам автор. Через пару месяцев к ней нужно вернуться, чтобы прочитать свежим взглядом. Как раз этого этапа мне и не хватает. Я допускаю, что читателю со стороны это не заметно, но внутри себя я всегда вижу разницу, зазор между тем, что было задумано и тем, что получилось. Это не перфекционизм, а просто грустное здравомыслие столяра, которому дали возможность сделать шкатулку, но не дали возможности пропитать ее лаком.

Редактор «Грамоты.Ру» развеял мифы о «кине», Строгине и школьном сленге>>

Получается, что чаще всего побуждающим механизмом к написанию новых книг для Вас является злость, сопротивление?

В том числе. Злость — отличный мотиватор. Вместо курсов «как полюбить и принять себя таким какой ты есть», я бы проводила курсы «как правильно себя возненавидеть». Эта энергия в моем случае работает как созидательная. С одной существенной оговоркой: если она обращена на меня саму. Злость на других работает ровно обратным образом: я теряю силы и никуда не могу двигаться. Поэтому злиться на других мне не нравится.

Как Вы оцениваете уровень российского детектива сейчас?

Жанр неумолимо мигрирует в сторону женской прозы. Очень мощный старт этому движению задала когда-то Татьяна Устинова, успешно скрестив детектив с женским романом. Но, во-первых, Устинова одна, а эпигонов множество, а во-вторых, мне немного жаль, что классических детективов старого типа сейчас почти не пишут. Авторы работают на стыке жанров.

В одном из интервью Вы сказали, что Вам наиболее близок жанр «герметичного» детектива. Эта «герметичность» сохранилась в Вашей новой книге «Бумажный занавес, стеклянная корона»?

Да, полностью. Действие происходит в замкнутом пространстве, и количество персонажей ограничено. Герметичный детектив сложен: вы не можете накручивать на стержень сюжета нить быстрого действия, того, что называется экшен. Зато автор может внимательно вглядываться в своих героев, запертых в одной коробке. И при условии, что все удачно складывается, транслировать этот взгляд читателю.

Насколько вы грамотны? Тест >>

Ведь самое интересное в детективе — это не смерть и сопутствующие обстоятельства. Самое интересное — люди. Собственно, как и везде.

Расскажите, пожалуйста, что Вас вдохновило на написание этого детектива?

Я участвовала в съемках какой-то передачи, и на запись пришел популярный певец. Нас гримировали, ему не понравился результат, и он устроил скандал. Вызвал собственного стилиста — и ему буквально перерисовывали лицо и меняли прическу. Все это время он не переставая бранился. Запись передачи задержали на два часа, чтобы популярный певец мог выйти и произнести перед камерой одну шутку. Он даже не пел. Я наблюдала за ним, что еще мне оставалось делать — и меня поразило, насколько превратно он истолковывал реакции других людей. То ли он действительно привык к тому, что им все восхищаются, то ли убедил себя в этом, но он не допускал и мысли, что может кому-то не нравиться. А тем временем в студии не меньше половины присутствующих хотели его прикончить. Вот этот конфликт позиционирования и восприятия меня и подтолкнул к мысли сделать персонажами книги людей, которые довольно специфически представляют себя и свое место в этом мире.

Вы пишете об убийствах — процессах эмоционально угнетающих, после чего, на мой взгляд, необходимо перевести дух и отвлечься. Как отдыхаете?

— Если бы убийство персонажа вызывало у писателей эмоциональную опустошенность, Дюма должен был бы закончить свою жизнь в психиатрической лечебнице.

Сколько народу у него перемерло — страшно подумать! Причем многие в ужасных мучениях. Отдыхаю я самым обычным образом: сплю, гуляю, если есть возможность, стараюсь выбраться к морю или просто в тот город, где раньше не была. Новые города и морской берег — это то, что перезагружает мозги. И еще, наверное, лес.

Елена, для Вас существует авторитетное мнение относительно написанных Вами книг?

Нет, я не болезненно отношусь к критике, как раз напротив: меня очень сложно задеть. Критику в интернете я не читаю потому, что это пустая трата времени. Я и любимые-то книги читать не успеваю. Авторитетных мнений для меня три: моя мама, мой муж и мой редактор. Есть свои плюсы в том, чтобы писать для аудитории из трех человек: ты становишься практически неуязвим для мнений тех, кто в эту аудиторию не входит, то есть для всего остального мира. Обратная же сторона этой медали очевидна: нелестные замечания о тексте со стороны любого из этих троих приводят меня в состояние сильнейшего душевного дисбаланса.

Лингвист из Подмосковья: про «айфон», «аффтар» и «комп»>>

У Вас есть любимые среди написанных Вами книг?

«Нежные листья, ядовитые корни» и «Кто убийца, миссис Норидж». Первая — за то, что в ней очень много меня. Вторая — за то, что в ней очень мало меня.

Ваши литературные пристрастия как-то менялись со временем?

Как ни странно, не очень. То ли я не взрослею, то ли в свое время так удачно выбрала себе любимые книги, что их можно перечитывать до бесконечности, но я по-прежнему люблю «Театр» Сомерсета Моэма, «Всю королевскую рать» Роберта Уоррена и рассказы Куприна.

Вы не смотрите телевизор. Это принципиальная позиция или недостаток времени?

Это отсутствие интереса к тому, что мне могут показать. «Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Я не собираюсь никем управлять, но этот подход мне близок.

Какое писательское качество Вы считаете наиболее ценным?

Пожалуй, способность по собственному желанию включать режим наблюдателя, то есть смотреть на происходящее со здоровой долей отстраненности. Оказалось, что это помогает не только писать, но и вообще существовать. Например, резко снижает остроту восприятия конфликтных ситуаций. Я от природы выраженный холерик, а «наблюдатель» с холерическим типом темперамента плохо совмещается. Пришлось сдвигаться в сторону флегматика, и это пошло мне на пользу.

— А есть что-то, что Вам мешает?

Лень, конечно же! Я чудовищно ленива. Только это и заставляет меня работать: осознание, что если я дам себе волю, то вообще не буду вставать с дивана, только переворачиваться, чтобы подушки продавливались равномерно.

Что Вы могли бы пожелать читателям?

— Роскошь самому выбирать: что читать, с кем дружить и то, какой пейзаж наблюдать за окном. Мне кажется, это необходимые составляющие счастья.

5 интересных фактов из жизни Фазиля Искандера>>