Парашютистка Наталья Каретникова: о покорении неба и бейс-джампинге

Парашютистка Наталья Каретникова: о покорении неба и бейс-джампинге
Люди
из архива Н. Каретниковой

Фото - © из архива Н. Каретниковой

Материал подготовлен Домодедовским ИА>>

Ежегодно 26 июля в России отмечается День парашютиста — праздник профессионалов и любителей экстремального вида спорта. 85 лет назад в этот день группа советских летчиков совершила серию прыжков под Воронежем, положив начало развитию и популяризации парашютизма. На счету парашютиста второго разряда Натальи Каретниковой из Лосино-Петровского — 118 прыжков. О своем первом прыжке и о том, как удавалось выйти из экстремальных ситуаций, она рассказала корреспонденту Домодедовского информагентства.

Как и где прыгнуть с парашютом в Подмосковье>>

«Перворазный» прыжок

Причины, по которым человек решается на прыжок с парашютом, могут быть разные. Людей привлекает романтика свободного парения, возможность преодолеть свои страхи, доказать себе и окружающим способность на смелые поступки, вырваться из череды однообразных дел, обрести новых друзей.

А Наталья Каретникова с этим стремлением, наверное, родилась. Первые осознанные воспоминания — в пятилетнем возрасте забиралась на шкаф и, зажав в руках простынь, прыгала на разложенные по полу подушки. В девятом классе мечта о покорении высоты начала воплощаться в жизнь — Наташа записалась в детскую десантную школу в Томске. Весь учебный год ребята укладывали парашюты, ездили на стрельбища, играли в баскетбол, занимались общефизической подготовкой.

Все волнения и страхи, связанные с первым, на языке парашютистов — «перворазным» прыжком, пришлось пережить дважды. В назначенный день, 21 июля 1994 года, самолет вернулся на аэродром из-за внезапно испортившейся погоды. Некоторые друзья Наташи, пережившие стресс, «перегорели» — так и не решились на следующую попытку.

«Следующий вылет состоялся 6 августа, и на этот раз погода не подвела. Я, как самая высокая, должна была прыгнуть первой. Нужно вставать, а ноги не подчиняются, руками упираюсь. Над выходом лампочки мигают, длинный гудок — нужно прыгать, нельзя терять время и задерживать других, иначе можно улететь в лес. Инструктор помог — подтолкнул...», — вспоминает Наталья.

Прыжки проводились с высоты 800 метров, чехол парашюта закреплялся внутри самолета и при выходе человека «за борт» снимался, затем купол в течение нескольких секунд наполнялся воздухом. Весь полет занимал не более минуты.

Наталья вспоминает, что, когда парашют раскрылся, страх ненадолго сменился облегчением. Первая мысль — надо сделать все так, как учили: осмотреть купол, выдернуть красную стропичку, чтобы на контрольной высоте автоматически не открылся запасной парашют. Попыталась удобнее устроиться в лямках, сдавивших тело, вывихнула при этом палец. И тут же следующая волна страха, уже перед приземлением.

Вновь команда самой себе сосредоточиться и следовать наставлениям инструкторов — развернуть парашют, направив его против ветра, сгруппироваться, чтобы смягчить неизбежный удар при соприкосновении с землей, потянуть за стропы, свернуть парашют... А потом на подкашивающихся ногах идти с тяжелой ношей до линии старта, получая шлепки со всех сторон — таков обряд посвящения в парашютисты.

Парашютист из Жуковского принял участие в экспедиции на Северный полюс>>

И смешно, и страшно

Ошибки, допущенные на любом из этапов прыжка, могут привести к последствиям разной степени тяжести, от комичных до трагических.

«Как-то весной выжгли траву на аэродромном поле. Я прыгаю, вся такая красивая, в новом спортивном костюме. Приземляюсь и не успеваю подхватить парашют. Ветер сильный, купол наполняется, сбивает с ног и тащит по всему полю. Собрала на себя всю сажу, было смешно и обидно до слез», — рассказывает Наталья.

А года через два, когда в активе у спортсменки было уже 30 прыжков, случился более серьезный промах. Полоса приземления граничила с лесом, пилот не рассчитал выброску, и Наталья полетела на деревья. Вновь «как учили» — закрыла лицо скрещенными руками. Купол зацепился за верхушку огромной ели, дотянуться до ствола было невозможно, к тому же подвесную систему перекосило, пережав ногу. Место неудачной посадки с самолета заметили быстро, но спасатели на лыжах пришли только минут через сорок, когда Наталья сильно замерзла, обессилела и почти не чувствовала ногу. Спуск на землю занял еще около часа.

Виртуальный прыжок с парашютной вышки можно будет сделать в парке Горького>>

Переход на «крыло»

После окончания института Наталья уехала в Ханты-Мансийск, из-за переезда произошел длительный перерыв в прыжках — около трех лет. Но небо не отпускало, и при первой же возможности, в 2003 году очередной отпуск Наталья провела на аэродроме в Коломне. Вместо привычного круглого нужно было освоить спортивный парашют типа «крыло». Все отпускные и месячную зарплату пришлось потратить на обучение, которое состояло из 12 прыжков.

В первых прыжках с высоты четырех километров курсанта сопровождали двое инструкторов, помогая принять правильное положение. Рядом летел оператор и снимал происходящее на камеру. Во время контрольного прыжка за минуту свободного полета Наталья выполнила несколько необходимых упражнений — сальто, повороты. Обучение было закончено, и она совершила самостоятельный прыжок, вновь преодолевая страх, как перед «перворазным».

Летчик-ас из Жуковского Сергей Мельников: «За облаками - всегда солнце»>>

Прыжок с дельталета

Через год изменились жизненные обстоятельства, последовал переезд в Москву, затем — в Подмосковье. Появились новые друзья, с которыми Наталья прыгала на аэродромах Коломны, Киржача, Грызлова. Они и уговорили испытать себя в активно развивающемся в то время экстремальном виде парашютного спорта — бейс-джампинге.

В отличие от прыжков с самолета, бейс-прыжки совершаются с высоты ниже 600 метро, а порой и всего с 80–100 метров — с мостов, скал, зданий. Однако опыта первого и единственного прыжка с дельталета хватило, чтобы оценить свои возможности и желания, и вернуться к «классическому» спорту, тем более что и в нем случались экстремальные моменты.

«Соколы России» примут участие в работе авиасалона МАКС-2015>>

Если не раскрылся основной

«В 2006 году у меня не открылся основной парашют, из-за погрешностей в укладке. Ко мне приехали друзья из Сургута — опытные спортсмены. У одного из них предстоял 700-й юбилейный прыжок, а я к тому моменту „напрыгала“ более сотни — хорошие поводы для праздника. Договорились, что в свободном полете соберем фигуру из пяти человек — четверо по кругу и юбиляр в центре. Потренировались на земле, как будем сходиться в воздухе, подержались за руки. В самолете перед прыжком открыли шампанское, выпили по глотку. Все шло по плану — виновник торжества летел в центре собранной фигуры, выполняя шуточный обряд — с пробкой от шампанского во рту», — рассказывает Наталья.

Но далее, при открытии парашюта, перехлестнулись стропа и «ухо» крыла. Стабилизировать положение не удалось, скорость падения нарастала. В тот момент Наталья не стала рисковать и пытаться что-либо исправить, отцепила основной парашют и спустилась на запасном.

«На запаске садиться нужно только по ветру, скорость большая, удержаться на ногах не смогла, полетела кубарем, но все обошлось без травм. Тут же приехала скорая, все что-то рассказывают, расспрашивают, а у меня ощущение, что ничего не помню. Примерно через полчаса стала приходить в себя. А далее пришлось ходить по полю и искать кольца от парашюта, которые в панике выбросила, а должна была сложить за пазуху. На самом деле их уже нашли, но в назидание на будущее, что в любых обстоятельствах нужно следовать правилам, отправили меня на поиски», — вспоминает спортсменка.

В этот же день Наталья сделала еще один прыжок, нужно было избавиться от негативных переживаний, выбить «клин клином», иначе, по ее признанию, больше подняться в небо она не смогла бы.

Модернизированный самолет морской авиации передали заказчику в Жуковском>>

Советы начинающим

Сегодня прыжки с парашютом — достаточно популярное развлечение. Если прыгнуть хочется, но страшно, Наталья советует совершить первый прыжок в тандеме с инструктором. Современные парашюты типа «крыло» оснащены страховочными механизмами, что при соблюдении техники прыжка делает его довольно безопасным. К тому же, инструктор во время полета будет подсказывать, что нужно делать.

«При первых прыжках, как правило, испытываешь страх — и это нормально. Ты собираешься, контролируешь свои действия, стараешься делать все правильно. А через некоторое время, тем более, если прыгаешь часто, приходит ощущение, что все уже умеешь. Эмоции притупляются, хочется вернуть прежнюю остроту впечатлений от полета. Для этого можно постепенно уменьшать размер парашюта — тем больше скорость, а также открывать купол на меньшей высоте, увеличивая время свободного парения. При этом важно не форсировать события, каждый шаг должен быть обдуманным и просчитанным», — советует парашютистка.

Для первого одиночного прыжка по-прежнему используют круглые парашюты, предполетный инструктаж проходит в течение нескольких часов. Как правило, первого прыжка достаточно, чтобы понять «зацепило» тебя небо, или нет. Если «да», есть достаточно большой выбор обучающих курсов.

А в дальнейшем важно не переоценить свои возможности, опыт и умение, считает Наталья.

Десять вертолетных площадок могут заложить в Подмосковье в 2015 году>>

Елена Кошкарева