От Парка культуры до храма: жизнь внутри очереди к Николаю Чудотворцу
«Вам куда, к Николаю? Это туда», - бабушка со стаканом для мелочи у метро «Парк культуры» подрабатывает навигатором. Люди небольшими группами направляются в сторону Пречистенской набережной, отделяясь от толп молодежи, идущей к парку Горького в солнечный майский день.
Чтобы попасть в очередь, нужно пройти через рамки металлоискателей. Но столпотворения не наблюдается, все в спокойном режиме. Люди радуются, что очередь не очень длинная. На входе верующих приветствуют волонтеры и поздравляют с праздником – Николой Летним.
Около 5 часов вечера в понедельник очередь начиналась под Крымским мостом. В очереди - в основном московская публика после работы, семьи с детьми, пары, мужчины и женщины средних лет, девушки и молодые люди поодиночке, стариков немного. Явных паломников в очереди незаметно – по словам народа, их отдельно привозят целыми автобусами.
Как попасть к мощам Николая Чудотворца в Москве >>
Одета очередь в основном по-светски (в отличие от паломников в Дивеевском монастыре или Троице-Сергиевой Лавре). Многие женщины без платков, в джинсах или брюках - видно, что люди пришли с работы. Уже перед храмом они повязывают поверх шали и палантины.
Мало кто читает молитвослов. «Это у вас откуда?», - интересуется пожилая женщина, заметив у меня в руках распечатанный из интернета акафист к Св. Николаю Чудотворцу. Я протягиваю ей страницу с молитвой, она благодарит и читает вслух.
«Так, братья и сестры, кому я давал почитать акафист?», - громко спрашивает мужчина лет 45 с бородой, похожий на паломника. Отзываются две женщины из очереди.
«Алексей, я в Москве, стою к мощам Николая Чудотворца, помолюсь за тебя!», - бодро говорит он в трубку старенького кнопочного мобильника.
Подросток лет 13-14 в толстовке с капюшоном отвечает на звонок: «Я тут в «пробке» застрял, к Ноеву ковчегу стою».
Тут в очереди начинается движение - открыли «шлюз» в следующий отсек. С детскими колясками пропускают вперед, люди охотно расступаются. Некоторые отстают, задержавшись у палаток с едой. Перекусить можно сосиской с гречкой за 100 рублей, выпить горячий чай или кофе «три в одном» за 30 рублей, взять бутылку воды за 50. Дальше начинаются палатки с пончиками и всевозможной выпечкой, но они уже не пользуется особым спросом, ведь до храма - рукой подать.
Синих кабинок на пути следования очереди тоже достаточно, характерного резкого запаха от них пока нет.
Паломники рассказали, зачем идут к мощам Николая Чудотворца>>
Разговоры про женихов
Разговоры в очереди в основном ведутся на мирские темы. Сзади меня пара с двумя детьми обсуждает насущный вопрос - ребенка не принимают в секцию фигурного катания, и они вслух читают в мобильном телефоне письмо от тренера.
Обернувшись, замечаю модную девушку лет 25-27, со стаканом кофе, в кедах и кожаной куртке. К ней пристроилась активная женщина с седыми буклями и красными губами, которая уже ухватила под руку свою молодую соседку и начинает расспрашивать ее «про личное». Заинтересовавшись темой, в разговор вступает их соседка по очереди, современная женщина за 50.
«Такая девушка за кого попало не выйдет», - говорит дама с буклями.
«Неправильно это - выходить замуж нужно. Ради опыта. Где сейчас найти приличных?», - парирует ее соседка.
«Опыт может быть негативный - зачем такой нужен?», - спорит седая мадам.
«Все приличные за границей давно. А у нас один на тысячу нормальный», - отвечает ее оппонент.
«Я несколько лет в Лондоне работала - но там мне климат не подходит… вообще я ни мясо, ни рыбу не ем, только овощи и фрукты», - робко вставляет девушка-веган.
Тут мужчина, похожий на паломника, начинает рассуждать о том, что нужно просить у святого. По его мнению, не стоит просить о том, чего тебе не хватает или чего хочется - «потом сам не рад будешь». «Лучше спросить, почему Господь тебе этого не дает», - советует он.
«Я много чудес читал и видел, мне кажется, Николай Угодник помолится, и все будет хорошо», - говорит мужчина около 40, представившийся Гогой. Он держит за руку худую старушку в ярком платке. У нее в руках букет цветов, она озорно смеется и чем-то напоминает девчонку, которую ведут на первомайскую демонстрацию или в первый класс.
7 интересных фактов о Николае Чудотворце>>
Селфи из очереди
Приближаясь к «Красному Октябрю» и статуе Петра в лучах закатного солнца, публика в очереди начинает доставать мобильные телефоны, чтобы сделать фото на фоне реки.
«На закате фотографии самые красивые», - говорит интеллигентный мужчина средних лет.
Две девицы в очках-авиаторах начинают делать селфи на фоне очереди. Я тоже включаю камеру мобильного телефона.
Тут седая женщина хипстерского вида, в яркой куртке с джинсовым рюкзаком, начинает громко вещать про то, как в голодные 1950-е они всем классом приходили на Пречистенскую набережную, чтобы понюхать запах шоколада с «Красного Октября».
«У меня мама работала на фабрике. Все шоколадные конфеты стоили 5-50, а карамель «Взлетная» - 23 копейки. И такой запах стоял!.. Это сейчас - одна соя. И фабрику переделали - только муляж остался», - ностальгирует коренная москвичка.
«Прямо целый экскурс!» - смеются в очереди.
На протяжении очереди примерно шесть пропускных пунктов, в каждом отрезке приходится отстоять около получаса. Всего путь до храма занимает около 3,5-4 часов.
Ближе к концу толпа становится плотнее. Вопреки просьбам милиции и волонтеров не залезать на бордюры люди с детьми за руку штурмуют бортики и бегом преодолевают последние сотни метров.
На подходе к Храму Христа Спасителя очередь снова «просеивают» через металлоискатели.
«Меня уже сегодня столько раз досмотрели, что со счета сбилась! Сначала в аэропорту, теперь тут…», - говорит пожилая женщина в необычном этническом головном уборе. «Вы откуда прилетели?» - «Из Норильска».
У женщин из сумочек в основном извлекают маникюрные ножницы и прочие косметические принадлежности. Также «звенят» складные стулья у бабушек.
Перед входом в храм - третий ряд металлоискателей и довольно строгий досмотр…
Очередь к мощам Николая Чудотворца в Москве. ВИДЕО>>
К ковчегу бегом
На ступенях храма народ наконец успокаивается, начинает креститься. У пожилого дедушки в руках замечаю старинную икону Николая Чудотворца. Не дожидаясь вопроса, он охотно пускается в рассказ.
«Это Никола Летний, его моя бабушка в 1920-е, когда разрушали церкви во Владимирской области, спасла из костра. Председателя, который всем этим руководил, потом водянкой раздуло, а сын его под сенокосилку попал…»
Внутри храма, пока идешь к ковчегу, успеваешь собраться с мыслями, приглушенный свет и церковный хор настраивают на молитву.
На всем пути к мощам очередь сопровождают волонтеры.
«Братья и сестры, свечи передаем, молимся и крестимся заранее, у мощей - только поклон, можно приложить икону или крест, записки подаем на выходе», - дают они подробные инструкции.
Женщина передо мной склоняется над стеклом, которым закрыта святыня, успевает приложить икону и крестик. Рассмотреть ковчег с мощами на бегу у меня не получается - и вот уже волонтер протягивает мне бумажную иконку Николая Чудотворца с благословением патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Внутри остается приятное ощущение тепла, и чтобы продлить его, я еще немного задерживаюсь в храме.
Поклонившись, люди спешат к метро и начинают радостно звонить родственникам и знакомым – попали!
Патриарх Кирилл уверен, что Николай Чудотворец услышит молитвы верующих >>