Офицер-афганец из Пущина: о службе в горячих точках и боевом братстве

Офицер-афганец из Пущина: о службе в горячих точках и боевом братстве
Люди

Материал подготовлен Пущинским ИА>>

Виктор Донец – потомственный офицер, военный летчик, участник войны в Афганистане. Сейчас Виктор Павлович возглавляет Пущинскую организацию «Боевое братство», которая 15 февраля 2015 года отмечает 10-летний юбилей. Корреспондент Пущинского информагентства побеседовала с офицером-афганцем в День вывода советских войск из Афганистана и узнала, как выполнялись боевые задания в смертельно опасной обстановке, и каков главный офицерский принцип на войне и в жизни.

Пущинское отделение «Боевого братства» отметило 10-летие организации>>

«Я не герой»

«Я не герой, с которого надо писать портрет. Мой выбор стать военным был предопределен – отец и дядя защищали Отечество, верой и правдой служили ему», – говорит Виктор Павлович.

Судьба испытывала его не раз: и во время службы на территории СССР, и в годы войны в Афганистане, и в длительной командировке в Анголе для оказания помощи братскому народу. За спины не прятался, честно служил своей стране. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий, награжден орденом «За службу родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени.

Виктор Павлович и сегодня продолжает, как говорили в старину, «предназначаться» людям. Он – заместитель главы администрации города, начальник отдела по делам гражданской обороны, ЧС и территориальной безопасности.

«Смотри, сынок, чтобы мне перед людьми за тебя не было стыдно…», - эти мамины слова Виктор запомнил на всю жизнь и до сих пор каждый свой поступок сверяет с ними.

Он вырос в рядовой советской семье. Его отец, Павел Никитович Донец был призван в армию в 40-м году, обучался на пулеметных курсах, доблестно сражался на фронтах Великой Отечественной. После войны остался на сверхсрочную службу на Дальнем Востоке – в Приморском крае. Высококвалифицированный механик по ремонту авиационной техники пользовался заслуженным авторитетом.

Мама Анна Шамарова родом из Юхнова Калужской области. В годы ВОВ пережила немецкий плен. После войны деревне не было ни жилья, ни работы, и один из братьев увез младшую сестру на Дальний Восток. Там Анна и познакомилась со своим будущим мужем. У них родилось трое детей. Виктор был вторым.

Лет с семи он постоянно пропадал в авиационной части, где служил отец. Если Витя потерялся, его искали в казарме, с солдатами. Общий любимец, подражая взрослым, прилежно держал цигарку между пальцами, большего ему не дозволялось.

Панихида прошла в Железнодорожном в годовщину вывода войск из Афганистана>>

«В начале 60-х, после увольнения папы в запас, мы переехали в город Юхнов Калужской области. Занятия футболом, походы на 5-7 километров в лес на деревянных лыжах, привязанных к валенкам, дежурства в отряде ЮДМ – юного друга милиции, занятия самбо. Свой первый спортивный разряд я получил в 8-м классе, когда занял первое место на районных соревнованиях по стрельбе», - рассказывает Виктор Павлович.

К тому времени школьник уже твердо знал, что станет военным. Виктор решил идти по стопам отца и свой выбор остановил на Краснознаменном Тамбовском военном авиационно-техническом училище им. Ф.Э. Дзержинского, которое выпускало специалистов по радиотехническому оборудованию самолетов и вертолетов и по праву считалось одним из лучших учебных заведений ВВС. Знаменитый летчик Валерий Чкалов учился здесь работать с оборудованием радиосвязи.

Накануне выпускных экзаменов Виктора, ушел из жизни его отец, не дожив 1,5 месяцев до 50 летия. «Мы считали тогда своих родителей пожилыми людьми, а сейчас, уже став старше отца на 12 лет, совершенно не чувствую этого возраста…», - делится Виктор Павлович.

Виктор окончил училище с красным дипломом и, получив лейтенантские погоны, отправился на первое место службы в Литву. Активный, инициативный, общительный, ответственный и принципиальный молодой офицер обратил на себя внимание. В 1977 году его избрали секретарем комитета комсомола полка. «Мне нравилось, у меня получалось. Секретарь комитета комсомола в армии – это не тот человек, который сидит и бумажки подписывает. Он всегда с людьми», - отмечает Виктор Павлович.

«Я как-то подсчитал, что принимал участие во всех крупных международных учениях, таких как «Запад» и «Щит», в которых отрабатывали взаимодействие армии стран участников Варшавского договора – был такой военно-политический блок, созданный в противовес НАТО…», - рассказывает офицер.

Факельное шествие в честь вывода войск из Афганистана прошло в Волоколамске>>

Как начинался Афганистан

В середине декабря 1979 года поздно ночью Виктор Павулович писал курсовую работу – учился заочно на 2-м курсе исторического факультета МГУ. Лег около двух. Разбудил звонок в дверь.

«Открываю. На площадке стоит сосед Юрий, инженер по вооружению: «Тревога!» Обычное дело. Два-три раза в месяц по тревоге проходили тренировки по сбору личного состава. Глянул на часы – начало третьего, а тревоги, как правило, проводились в районе 6 часов утра, и у меня моментально сработали все пружины в организме: «Что-то случилось!» И первая мысль, промелькнувшая как молния: «Война!», - вспоминает офицер.

Мгновенно собрался, схватил «тревожный» чемоданчик с одеждой, туалетными принадлежностями, комплектом белья. Проверил денежный запас - 25 рублей, находящийся у офицера на случай непредвиденной командировки. Выбежал на улицу. У всех на устах одно – война, но никто не знал ничего конкретного.

Тогда про Афганистан в СМИ практически ничего не сообщалось. Две недели находились на казарменном положении, усиленно занимались подготовкой авиационной техники и летного состава. Затем поставили четкую задачу: куда полетим, и что будем делать. Отпустили часа на три домой, и в эту же ночь они вылетели на военно-транспортных самолетах ИЛ-76. Жены офицеров ни о чем даже не догадывались – идут учения.

«Прилетели в Белоруссию. Осознания чего-то серьезного не было, но когда в самолет загрузили бензозаправочные машины, зашли человек 50 десантников, мы, увидев их боевую экипировку, вооружение с полным боекомплектом – патронами, ракетницами, гранатами, уже не сомневались – это война», - рассказывает Виктор Донец.

Люди в Подмосковье: блокадники Ленинграда о родном городе>>

Из Белоруссии полетели в Чимкент, оттуда в Кабул. Летели ночью тремя группами в боевом порядке «поток одиночных самолетов» – 33 борта из одной дивизии. Расстояние между ними во временном интервале равно трем минутам. Это очень опасная дистанция, особенно ночью над горной местностью и в боевых условиях, даже при наличии навигационного оборудования, объясняет офицер.

«Мы были не одни, кто-то взлетал с аэродромов Ташкента, Ферганы, Ашхабада, кто-то шел пешим порядком. Так наши войска входили в Афганистан. В это же время, 27 декабря 1979 года, группы «Альфа» и «Вымпел» штурмовали дворец Амина в Кабуле, начав тем самым череду локальных конфликтов, в которых Россия, к сожалению, участвует до сих пор», - говорит Виктор Павлович.

Выгружались при работающем двигателе. Принцип построения такой: одна машина садится, за считанные минуты из нее выскакивают десантники, выгружается техника, створки закрываются, и самолет уже на взлетной полосе. Такой «конвейер» с промежутком десять минут: пока садится следующий, предыдущий взлетает. Час – интервал между группами, по 11 самолетов каждая. Первая группа взлетает, начинает садиться вторая, третья – на подходе, поясняет летчик.

Тогда же в полку произошла и первая боевая потеря. Погибли семь членов экипажа, три полковых инженера и 50 десантников. В том самолете были друзья Виктора – замечательный летчик Виталий Головчин и отличный штурман Саша Турбин. Ждали, пока поисковые службы занимались последствиями катастрофы, идентифицировали тела. На базу вернулись в конце декабря. Похоронили экипаж. Десять человек – молодых, здоровых, красивых, умных. Десять вдов, более 20 детей-сирот …

Служба продолжалась. Экипажи периодически летали в Афганистан. В апреле 85-го погиб командир отряда Юрий Бондаренко: везли груз в Афганистан, и на подлете к Кабулу их сбили ракетой «Стрела-2». Кроме экипажа, погибли люди, сопровождающие груз.

Митинг в честь вывода войск из Афганистана прошел в Лыткарине>>

«Я еду в Афганистан…»

В конце августа 1985-го Виктора Павловича отправили в Афганистан, как тогда говорили, исполнять интернациональный долг: «Виктор Павлович, пришел приказ направить в Афганистан, на замену, офицера с вашей должности. Есть мнение, что вы с этой задачей справитесь». Первая его мысль была о дочке: «Анютке только полгода…»

Дали подумать сутки. А как откажешься? Как потом ребятам в глаза смотреть? Крайне редко, но были офицеры-отказники. Один, чтобы не лететь в Афганистан, списался с летной работы. С ним просто перестали здороваться, и как-то незаметно он исчез из части. Жене Ольге сказал не сразу. Ранним утром она, перехватив его устремленный в потолок взгляд, спросила: «Почему не спишь? Что-то случилось?» – «Я еду в Афганистан…» Она в слезы… - «Ты за кого замуж выходила? За офицера. А это моя работа…»

Порядок службы в Афганистане был следующий: офицеры сухопутных войск находились в ДРА два года, авиационных частей – один. Последним доставалось особенно, и связано это с большой физической и эмоциональной нагрузкой.

Обычная боевая жизнь. Задача – подготовка и проведение регламентных работ, ремонт боевых повреждений авиатехники, вылеты в район боевых действий для оказания технической помощи экипажам вертолетов, совершившим вынужденную посадку.

«Дежурной группе: «Тревога! Упал вертолет!» Мы загружаемся, надеваем парашюты и «идем» в район боевых действий. Там продолжается бой. Оцепление прикрывает места падения вертолета подразделениями сухопутных войск, дает возможность устранять боевые повреждения. Были разные ситуации. Самая благополучная, когда машина после ремонта тут же взлетала. Случалось, что мы забирали то, что оставалось от людей и техники», - вспоминает офицер.

Возникали ситуации, когда угроза шла от своих. Вертолет совершал облет после регламентных работ, и в районе Джалалабадской дороги его подбили, обстреляв из стрелкового оружия. Машина начала падать, но была еще управляема. Экипаж, увидев впереди ровное плато, принимает решение: сесть на вынужденную посадку. Но не успевает до него дотянуть, падают. Вертолет переворачивается и сгорает, все гибнут. Когда дежурная группа прилетела к месту катастрофы и начала выполнять свои обязанности, появляются четыре наших вертолета Ми-24, становятся в круг и начинают «обрабатывать» находящуюся неподалеку лесопосадку, «зеленку». Над головами только реактивные снаряды мелькают.

«Нам пришлось прижаться к «дувалу», и каждому про себя просить: «Ребята, только не промахнитесь!» Ведь может произойти все что угодно: техника отказать и снаряд полетит в нашу сторону. Обошлось», - рассказывает Виктор Павлович.

Как-то под огнем меняли хвостовой винт висевшего над пропастью вертолета. Голыми руками, без вспомогательных механизмов… «Служил, как все. Бог миловал, даже не ранен…», – говорит Виктор Павлович.

Блокадный дневник Вали Мироновой: как считали картошку и мечтали выжить>>

Письма из дома

За год в качестве руководителя группы технической помощи он совершил около 50 вылетов в район боевых действий. Одной из отдушин на войне были письма с родины – кусочек далекой мирной жизни, душевного тепла.

«О письмах разговор отдельный. Я до сих пор храню все весточки от жены. Дочку увидел уже полуторагодовалой, она некоторое время смотрела на меня с опаской… Женам офицеров надо ставить памятник при жизни. Здесь сложно понять специфику армейской жизни, ведь Пущино – сугубо гражданский город. Но когда офицер идет выполнять свои обязанности, неважно куда – на подводную лодку, на полеты, на стрельбы, он в тот момент не раздумывает об опасности. Это просто работа...», - признается Виктор Донец.

Через пять лет после возвращения из Афганистана Майор Виктор Донец был направлен в качестве военного советника в Анголу, где шла многолетняя партизанская война между двумя режимами – южноафриканским и анголо-кубинским. Советские военные советники помогали готовить операции против формирований антиправительственного Национального союза за полное освобождение Анголы – УНИТА, поддерживаемого ЮАР.

Митинг в годовщину вывода войск из Афганистана прошел в Озерах>>

Боевое братство

Вернулся из командировки Виктор Павлович в конце 91-го уже в другую страну, а в 92-м уволился в запас и с тех пор живет и работает в Пущине. В 2005 году он объединил ветеранов локальных войн и военных конфликтов в городскую организацию «Боевое братство».

За 10 лет под руководством Виктора Донца проведено большое количество спортивных состязаний по баскетболу и дзюдо среди молодежи. На протяжении девяти лет проходит открытый фестиваль патриотической песни «Песни Боевого Братства», аналогов которому нет в Московской области, на нем выступают непосредственные участники боевых действий.

Издан сборник очерков о пущинцах, воевавших в Афганистане, совместно с отделом образования проводится детский фестиваль военно-париотической песни, в городском музее создана экспозиция о воинах-интернационалистах, живущих в Пущине. Члены пущинской организации «Боевое Братство» регулярно проводят в школах города «уроки мужества». А это именно то, чему у них стоит поучиться.

Светлана Колесникова