Мосгортранс: довольных пассажиров в Москве впервые стало больше

Мосгортранс: довольных пассажиров в Москве впервые стало больше
Люди

Наземный общественный транспорт Москвы стал значительно комфортнее - это признают и власти, и пассажиры. Удобство и надежность перевозок будет расти и в дальнейшем. Уже этим летом пассажиров ждут новые сервисы - бесплатный Wi-Fi на остановках и экспериментальный электробус. Какие еще нововведения планируются в 2015 году, где откроются новые автовокзалы, когда в Москве появятся троллейбусы на аккумуляторах, и почему город пока не готов отменить турникеты в наземном транспорте, в интервью РИАМО рассказал глава ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.

Почти 100% городского общественного транспорта Москвы является низкопольным>>

- Какие пассажирские сервисы могут появиться в 2015 году?

- В этом году мы планируем организовать несколько тематических подвижных составов. Формат еще окончательно не определен. Это может быть автобус или троллейбус, который, например, посвящен какому-либо выдающемуся композитору, писателю или художнику, который значим для Москвы или России в целом, к примеру, Чайковский, Есенин. Автобус будет тематически оформлен, в нем может звучать соответствующее аудиосопровождение. Это будет совместный проект с департаментом культуры, который помогает нам в содержательной части.

Но ключевая задача для нас – повышение надежности нашего основного сервиса: это соблюдение интервалов движения, регулярность перевозок, повышение комфорта в движении и на остановках.

- А что планируется сделать в этом направлении?

- До конца лета «Мосгортранс» полностью переходит на автоматизированную систему контроля движения. Сейчас в автоматизированной системе управления работает около 72% наземного транспорта, по остальным 28% регулирование происходит на конечных станциях. Отмечу, что год назад в автоматизированной системе работало только 15% наземного транспорта, остальное регулировал диспетчер. В скором времени мы полностью прекратим ручное управление, и все будет сосредоточено в трех диспетчерских центрах. Это означает, что диспетчер в режиме реального времени будет видеть все заторы, проблемы, сбои и управлять ими. Время реакции на любую сбойную ситуацию будет сокращено с нескольких десятков минут до нескольких минут, качество управления резко повысится, и количество задержек в движении будет сокращено.

Тест-драйв Wi-Fi на остановках: качество сигнала нестабильное>>

- Наблюдаете ли вы рост пассажиропотока за последний год?

- Есть небольшой рост за первые пять месяцев текущего года - в пределах 1% к уровню прошлого года. Мы считаем, что это нормально на фоне некоторого замедления экономической активности. Это при том, что сокращаются перевозки на дальние расстояния, пассажиропоток в метро вблизи больших вокзалов также не растет, поэтому 1% роста по «Мосгортрансу» – это очень позитивно. Это значит, что люди делают осознанный выбор. Это, в первую очередь, связано с тем, что транспорт стал работать лучше благодаря комплексу мер - город упорядочивает ситуацию на дорогах с помощью платной парковки, перемещения неправильно припаркованных машин, которые мешают движению, организовываются выделенные полосы для общественного транспорта.

- Как все это повлияло на движение наземного транспорта?

- За два года почти в три раза сократилось количество задержек движения наземного транспорта, связанных с дорожно-транспортной ситуацией. Это огромный прогресс! Если в 2013 году было больше 3 тысяч задержек, то в этом году - чуть больше тысячи. Значит, наземный транспорт меньше стоит в пробках, быстрее едет, люди это видят и больше им пользуются. Наземный транспорт становится удобнее и привлекательнее для пассажиров.

Около 70% москвичей поддерживают реформу наземного транспорта>>

- Какой самый популярный вид билета у пассажиров в НГПТ?

- Это «Тройка» и «Единый». Порядка 70% всех людей, которые едут по билетам на наземном городском пассажирском транспорте, то есть не являются получателями социальных льгот, едут по тарифам единого билета. Та билетная система, которая была внедрена в городе два года назад, привела к тому, что за такой непродолжительный период (2 года) количество покупок билетов у водителя сократилось в четыре раза. Наша общая задача – сделать такую систему, где билет не будет зависеть от вида транспорта.

- Сократилось ли число нарушителей, которые ездят с чужими соцкартами?

- В неделю мы фиксируем около 1000 случаев неправомерного использования социальных карт. Это достаточно большое значение, оно постепенно сокращается. Сейчас штраф за неправомерное использование карт – 2,5 тысячи рублей, но это не останавливает нарушителей. Основная масса, тех кто неправомерно использует социальные карты – это, как правило, работающая молодежь, которая прибегает к использованию соцкарт родственников. Сейчас мы обеспечили контролеров переносными системами автоматического контроля оплаты проезда, что помогло сократить время проведения проверки и повысило эффективность работы самих контролеров.

Инженер из Москвы вшил себе в руку чип от транспортной карты «Тройка»>>

- Ранее шла речь о том, что в автобусах появятся новые, бесконтактные валидаторы. Когда ими оборудуют весь подвижной состав?

- Мы уже переходим на бесконтактные валидаторы, так как они существенно дешевле – примерно в шесть раз, чем приобретаемые ранее, несмотря на колебания валютного курса. В среднем валидатор служит 5-6 лет, чтобы оборудовать все автобусы троллейбусы и трамваи нам необходимо всего примерно 15-17 тысяч валидаторов, в год будем обновлять примерно 3 тысячи валидаторов. Мы не хотим зависеть только от одного производителя, конкурсы на поставку будут разыгрываться несколькими лотами по очень четкому техническому заданию. Первые 1450 валидаторов уже приобретены, сейчас идет поставка и установка их в подвижной состав.

- Идея полной отмены турникетов на наземном транспорте еще рассматривается?

- У нас проводится такой эксперимент на некоторых трамвайных маршрутах. Там, к сожалению, на 15-30% падает количество валидаций, причем речь не только о безбилетниках - меньше валидируют и те, кто имеет льготы. Это наносит не только материальный ущерб, но «зайцы» искажают и реальную статистику перевозок – в итоге страдают честные пассажиры, оплачивающие свой проезд. Поясню, мы получаем информацию, что число пользующихся данными маршрутами уменьшается, исходя из валидаций билетов, т.е. появляется возможность перераспределять трамваи на более загруженные направления, но по факту мы видим, что пассажиропоток на бестурникетных маршрутах только растет. Пока полный переход на бестурникетную работу мы не планируем. Когда-нибудь, при совершенствовании системы оплаты и контроля, это вероятно и будет сделано, но пока турникеты доказали эффективность. Сокращение продаж билетов у водителя во многом помогло смягчить проблему очередей. Если два-три года назад она была по значимости на одном уровне со временем ожидания и временем поездки, то сейчас эта проблема по регулярным опросам лишь на 10-12-м месте по значимости.

Решение об установке турникетов в автобусах не всегда оправдано - Зайцев>>

- А какая проблема сейчас лидирует, по мнению пассажиров?

- Проблемы, которые волнуют пассажиров, те же, что и всегда – непрогнозируемое время ожидания, время поездки. Но впервые за все время исследований по итогам первого квартала текущего года количество людей, которые довольны тем, каковы интервалы движения и скорость, на три процентных пункта превысило количество недовольных. Всегда недовольных было гораздо больше. Таких результатов удалось достичь благодаря появлению таких решений, как информационные табло на остановках, а также мобильное приложение Яндекс.Транспорт, в котором пассажиры могут видеть весь наземный транспорт в реальном времени и прогнозировать время своей поездки. Это маленький успех, который нужно закреплять, он говорит о том, что мы работаем в правильном направлении.

- Евгений Федорович, в Москве планировалось пустить новые троллейбусы, которые будут часть пути проходить на аккумуляторах, также планировалось на некоторых участках убрать контактную сеть. Когда ожидаются такие нововведения?

- Позиция специалистов, что будущее за гибридом – троллейбусом, который может ездить как с токоприемниками, которые в народе называют «рогами», так и на аккумуляторах, но без потери мощности, т.е. на автономном ходу. Сейчас мы тестируем разные системы. К сожалению, оказалось, что пока наша промышленность не готова сделать современный промышленный образец - все это в основном мелкосерийное производство. У нас есть идея закупить первые 12 троллейбусов с увеличенным автономным ходом для одного из маршрутов в центре в качестве эксперимента. Рано или поздно мы придем к полностью беспроводному электромобилю – это будет касаться не только пассажирского транспорта, но и всего транспорта. Вопрос - когда.

Москва перейдет на электробусы в случае их экономической эффективности>>

- Где планируется закупить такие троллейбусы?

- Это будет кто-то из производителей троллейбусов стран СНГ, в рамках Таможенного союза. Иностранные компании мы не рассматриваем из-за стратегии импортозамещения и дороговизны. Конкурс будем разыгрывать в этом году, троллейбусы придут либо в 2015-м, либо в начале следующего года. Под них будут подготовлены соответствующие участки контактной сети, а по результатам этого эксперимента мы решим, будем ли мы использовать именно этот вид троллейбусов или искать что-то другое, что оптимально подойдет для столицы.

- «Мосгортранс» работает над обновлением парка наземного транспорта. Насколько пассажиры бережно относятся к имуществу?

- К сожалению, мы выявляем повреждения значительного количества единиц подвижного состава –300-400 случаев в неделю. Это и разбитые стекла, и поврежденные плавиковой кислотой, разрисованные маркерами пластик и обшивка салона, разрезанные кресла. Это большая проблема. К сожалению, вандализм происходит и с молчаливого согласия окружающих: многие видят, но из-за страха или безразличия не мешают вандалам, не оповещают водителя, поэтому мы обращаемся к нашим пассажирам с просьбой аккуратно относится к подвижному составу и сообщать о подобных случаях водителю.

Льготы на проезд в транспорте Москвы и Подмосковья сохранят для москвичей>>

- Недавно в Москве открылось две новых автостанции – «Варшавская» и «Южные ворота». Где еще появятся новые вокзалы в этом году?

- Планируем открыть еще пять-шесть автовокзалов в 2015-2016 годах. Собираемся создать автостанцию в районе метро «Спартак». Эта станция загружена только в рамках футбольных матчей, поэтому имеет смысл переместить на нее пригородные и междугородние перевозки со станции метро «Тушинская». Принято решение о создании автовокзала по адресу Ленинградское шоссе, 71, где стартует полуэкспрессный маршрут, который довезет пассажиров до Белорусского вокзала.

- А какие новые полуэкспрессные маршруты появятся в этом году?

- Они запланированы на всех вылетных магистралях и появятся там после окончания реконструкционных работ. Такие маршруты пользуются большой популярностью. Сейчас полуэкспрессные маршруты перевозят более 100 тысяч человек в сутки, это очень хороший показатель.

Иванна Боровец