Матрешечница из Хотькова: «Это душевная работа, и главное — независимая»

Матрешечница из Хотькова: «Это душевная работа, и главное — независимая»
Люди

Материал подготовлен Сергиево-Посадским ИА>>

Сергиево-Посадская матрешка - один из брендов Подмосковья, подмосковных матрешек развозят на подарки по всему миру. А еще это игрушка, в которой заложено множество смыслов и ценностей: семья, дом, единство.

Надежда Семеновна Никонова уже более 25 лет занимается росписью матрешек. Ей 48 лет, она мать двоих детей и хозяйка уютного дома в городе Хотьково Сергиево-Посадского района. Секретами своего мастерства и жизненным опытом Надежда поделилась с корреспондентом Сергиево-Посадского информагентства.

Матрешка всегда в цене

Надежда начала расписывать матрешек в 1992 году. Тогда были тяжелые времена, проблемы с продуктами, а матрешки - на подъеме. Предложили заняться росписью, а рисовала она хорошо, хотя профессионального художественного образования не имеет. Писать маслом и разрисовывать матрешки – два разных дела.

«Это душевная работа, и главное - независимая. Над тобой никто не стоит, делаешь работу с удовольствием. Я всю жизнь стремилась к работе, где виден результат труда, потому и начала расписывать матрешки, хотя по образованию экономист. Только что я держала в руках безликую заготовку - и вот уже из нее получилась почти живая куколка-матрешка. Кто-то потом ее купит, получит радость», - делится Надежда.

Частное предприятие, где работала Надежда, начинало с росписи футляров под бутылки в форме матрешки. Через какое-то время их изделия стали участвовать в выставках. До сих пор приглашают в США, Германию. Работали десять художников и два лакировщика. У всех была достойная зарплата. Сотрудничали с заводами, российскими и иностранными партнерами. В 2000 – 2003 годах средний товарооборот составлял в квартал 350-400 тысяч рублей, это 1500 комплектов в квартал. Работали с Россией, Европой, Америкой, рассказывает Надежда. Ее матрешек можно встретить по всему миру.

Как это работает: роспись Дедов Морозов в Сергиевом Посаде>>

«Делать большие объемы - тяжелейший труд. Больших денег на этом сейчас не заработаешь. В 90-е годы это было модно, тогда матрешек покупали очень хорошо. В Хотькове не рисовал матрешек только ленивый, целыми семьями занимались: папа шкурил, фонил, мама рисовала, дочка точки ставила, сестра цветочки дорисовывала... Для многих это был семейный бизнес», - рассказывает Надежда.

Все изменилось, когда ввели кассовые аппараты, на вернисаже появилась налоговая полиция. Купить деревянную заготовку под матрешку стало проблематично. Токарь-частник работает без ИП или ЧП, официальный документ не предоставит. А брать заготовки на заводе дороже - себестоимость матрешки увеличивается в несколько раз. Какой тут бизнес? «Если бы лет 10 лет назад матрешечникам дали послабления, например, НДС не 18%, а 5%, то все могло бы сложиться иначе. Поэтому сейчас для меня, как и многих других художников, это - хобби», - говорит Надежда.

Сейчас заказывают единицы, по десять штук, не больше. И стоят матрешки очень дорого. На рынке - сплошной Китай, даже матрешки.

«Массового производства нашей русской игрушки нет – ни на уровне небольших предприятий, ни на уровне фабрик. В этом беда. Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, Сергиево-Посадская фабрика игрушки. Такая продукция должна выпускаться не только для интуриста, а прежде всего для нашего местного и российского потребителя. Мы все в детстве знали, и дети наши знали, что такое дымковская игрушка, богородская игрушка. Нынешние дети об этом почти ничего не знают», - сожалеет художник.

Матрешка сама по себе – это все-таки игрушка. Не зря сегодня ее рекомендуют детям для развития: открыть-закрыть, ровно составить рисунок. Раньше матрешки рисовали простые крестьяне - летом в поле работали, зимой рисовали, весной на ярмарке продавали. Это было и игрушкой для своих детей, и дополнительным заработком для всей семьи. Занимались таким ремеслом в основном женщины, да и сейчас рисуют преимущественно женщины.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде: от богородицкого медведя до немецкой куклы ФОТО>>

Как рождается матрешка

Как правило, те, кто занимается росписью матрешек, заказывают их в одном регионе – Нижегородской области, где растет липа. Там целые деревни работают на это, целыми поколениями. Липа считается самым мягким материалом для обработки, и для краски это самый благодатный материал - липа не меняет цвет после лакировки. Береза, например, становится красной или коричневой. «Нарисовал русскую красавицу, полачил, и тут - бац - негр получился!», - отмечает Надежда.

Матрешки бывают на 3, 5, 7, 15, 20, 25, 30, 50, 70 мест, то есть фигурок в комплекте. В диаметре матрешка на 70 мест достигает около 40 сантиметров. Точится она из целого дерева, делают это единичные мастера, да и заказы на такую большую семью единичные. Это очень дорогая вещь.

Роспись матрешек бывает сюжетная, бессюжетная и круговая. На матрешке не рекомендуется рисовать, например, иконы, потому что она раскрывается - ломается лик. В росписи матрешек есть направления. Например, Сергиево-Посадская матрешка отличается простотой формы и росписи, всегда изображается с куклой или курицей, у нее свой стиль платка, рукавов, сарафана, фартука. У другой матрешки, Семеновской, может не быть сарафана, нет сюжетов, только цветок и завитки, объясняет Надежда.

Покупатели не любят, если у матрешки желтый или оранжевый платок. Есть такое правило – рисовать в одном цвете весь комплект. Если у старшей матрешки платок голубой, у всех других он также должен быть голубым. Раньше каждая матрешка отличалась. Если матрешка сюжетная, должно прослеживаться развитие сказки. Центральная картинка на главной матрешке - самый узнаваемый мотив сказки, на остальных рисуются отдельные элементы или персонажи.

По следам поэта Майкова: настоящая русская деревня ФОТО>>

«Мы чаще рисовали сказки Пушкина, русские народные - «Репку». Иногда это были серии, посвященные архитектуре. Популярны матрешки с изображением православных храмов, видов Москвы, Кремля», - рассказывает Надежда. Ей запомнился заказ по сказкам братьев Гримм. Каждая матрешка сопровождалась маленькой открыткой, на которой был текст сказки. Для ребенка, который получал такую игрушку, это было еще и знакомством со сказкой.

Процесс росписи семиместной матрешки занимает порядка пяти часов в несколько этапов: сначала необходимо отрисовать в карандаше, отфонить, нанести поталь (имитация золота).

Каждый мастер стремится создать самую красивую, самую оригинальную работу. Надежда, например, использует обычные косметические румяна для того, чтобы навести румянец на щечки матрешке, а кто-то работает помадой, кто-то тенями. Каждый мастер выдумывает свои украшения. Некоторые по старинке - точат грифель красного карандаша на ватку, и рисуют румяна. Можно сказать, что так матрешка приближается к женщине. Для украшения матрешки многие сейчас используют гипс, пластик, другие современные материалы. Но Надежде это кажется лишним.

Завершающий этап – покрытие лаком. На покрытие и сушку уходит в среднем четыре дня. Лак необходимо наносить в 5-6 слоев. Многие из коллег Надежды придумывают разнообразные сушки, чтобы ускорить процесс, но она считает, «если лаку положено сохнуть 12 часов, то столько и надо сушить, ведь в противном случае он может просто сморщиться и все пойдет насмарку».

Жизнь матрешки в первозданном виде коротка, в среднем - три года. Со временем они желтеют, но это можно исправить. Старый лак снимают и покрывают заново. За такой услугой обращаются к специалисту, как правило, если матрешка дорогая.

К Новому Году Надежда разрисовала матрешку Дед Мороз. «У нас в семье есть маленькие дети, расписываем и украшаем елку вместе с ними - деревянными игрушками, самодельными шариками. Это интересно и безопасно. Для елки уже приготовлены фигурки», - рассказывает она.

Бывают целые новогодние наборы, когда в матрешку, расписанную под Деда Мороза, кладут разные фигурки - там может быть и Снегурочка, и снеговик. Такому подарку не только ребенок будет рад, но и взрослый. Организации заказывают такие подарки. Это эксклюзив - на это приятно смотреть, приятно трогать и нет предела для фантазии, отмечает мастер.

Бывали заказы на матрешки с лицами заказчиков. Также запомнилась двадцатиместная матрешка с изображением коллектива, где мужчины были в косоворотках, женщины в сарафанах. Был интересный заказ - матрешки в национальных костюмах. Это кропотливая и очень сложная работа. Это целые настоящие произведения искусства.

«Интересный факт: у каждой матрешки получается свое лицо, и каждая матрешка, так или иначе, отображает лицо и характер своего хозяина. Практикой доказано, что блондинки рисуют блондинок, брюнетки брюнеток. Кстати, классическая матрешка должна быть с русыми волосами, голубыми глазами и губками бантиком…», - рассказывает Надежда.

Сейчас Надежда делает матрешку «Детское купание» с житейским, бытовым сюжетом».

Федоскино и Жостово - расписной край народных промыслов>>

Матрешка - это семья

Матрешки чаще всего женского рода, но в Сергиево-Посадской традиции есть чередование мальчик-девочка. Или семья, где два места мальчиков, которые изображаются с ложкой или яйцом в руках. Вообще матрешка - это символ семьи. Она не только рассказывает сказку. В ней жизнь людей, которые ее рисовали, их труд, будни, отмечает мастер.

У самой Надежды большая семья. «Она состоит из тринадцати персон, если брать собаку и двух кошек. В доме живет моя мама, сын, дочь с мужем и внуком и родной брат со своей женой и сыном. Мы уживаемся друг с другом, всем у нас хорошо! Я горжусь этим. И все, так или иначе, имеют отношение к матрешкам, все участвовали в этом семейном деле», - говорит Надежда.

В свое время, чтобы устроить дочку в детский сад, Надежда начала сама работать в садике, где выросла от воспитателя до заведующей. Сейчас она занимается общественной работой в детском саду у сына Вани.

«Родители сегодня ребенку времени уделяют немного. На творческую работу, которая должна проводиться с детьми, времени совсем мало… Я провожу мастер-классы в школе у сына. Новогодняя елка скоро, прихожу в школу и мастерю с детьми елочные игрушки: сама делаю и деткам показываю - это моя инициатива», - делится Надежда.

Также она водит детей по музеям. «Недавно были в Сергиево-Посадском музее игрушки. Все, что рядом, мы уже объехали. В Абрамцевском музее проводятся хорошие праздники, мы там на Рождественских встречах были, на Масленице. Это наши корни, это важно. Это необходимо знать», - уверена художница.

«Приходит Дед Мороз на елку и говорит, что принес подарки, которые дети хотели, а упаковывали их… И дети кричат: «Эльфы!». Какие же у нас эльфы? У Деда Мороза зайчики, белочки… Ни гномов, ни эльфов у него нет. А по мультикам ориентация у детей сменилась. Они не представляют жизнь нашего Деда Мороза. Вот и стремимся это исправить», - отмечает Надежда.

Музей народных промыслов Подмосковья: любимые сувениры иностранцев>>

Десять лучше, чем одна

Свое дело Надежда открывать не хочет. «Тебе должно быть 30-40 лет, а когда уже 50 - сил не прибавится. Для меня творческий процесс – осознание того, что жизнь не проходит напрасно, не в безумной гонке за куском хлеба, одеждой или новой машиной. Но как-то постепенно все складывается. Жалости за бесцельно прожитые годы у меня нет», - делится она.

По ее мнению, главное для женщины - это дом, семья, дети. У самой Надежды нее семье ни один ребенок не заброшен. У них нет проблем алкоголизма, наркомании, нет дурных компаний.

Дочь Людмила - художник по костюмам, но работать по профессии не получилось. Она шила воздушные шары - работа творческая, но тяжелая. Потом приобщилась к семейному делу, рисовала матрешки. А сейчас родила ребенка и пошла по стопам матери - работает в детсаду.

Рисовать можно и в 40 лет, и в 50, и в 70 люди начинают и рисуют картины - когда озарение придет, считает Надежда. По ее мнению, найти себе занятие по душе легко.

«В матрешке заложен большой смысл. Она сделана из дерева, у которого есть душа. Я живу и работаю с природным материалом, я живу на земле. Люблю свою землю! Сажаю огород, выращиваю цветы. Расписываю матрешки, сидя в том же самом огороде, когда вокруг меня поют птицы, ползают муравьи, и рождается матрешка. И я могу заниматься этим любимым делом в удовольствие - есть такая возможность. У меня есть погреб, есть заготовки на зиму на всю семью», - говорит Надежда.

По ее словам, когда-то у нее были большие заработки, все жили в квартирах, а потом продали их и купили дом.

«В тот момент захотелось единения, как в той же самой матрешке. Когда она одна – это скучно, когда их 10 – это конечно интересней и веселее. У каждого из нас есть свой сюжет, а в голове - свои тараканы. Но, как матрешка, мы один в другом. И если нас составить - получается семья! Мы друг друга не трем, не мучаем. Мы все по образу жизни, по своему складу характера друг друга устраиваем», - делится мастер.

Сергей Ширяев