Машинист Александр Лазарев: о характере электричек и пассажиров

Машинист Александр Лазарев: о характере электричек и пассажиров
Люди

Ежедневно миллионы жителей Подмосковья пользуются электричками: в регионе большая «маятниковая» миграция, а пригородные поезда – самый удобный вид транспорта, ведь на железной дороге пробок не бывает. Сев в вагон, каждый занимается своим делом: кто-то спит, многие сразу утыкаются в гаджеты. Но мало кто не задумывается о тех, от кого зависит комфорт и безопасность поездки – машинистах. Бытует мнение, что их работа совсем несложная: поезд с рельсов никуда не сворачивает. На самом деле, работа машиниста – тяжелый и ответственный труд. День железнодорожника - их профессиональный праздник.

Каково управлять несущейся на всех парах многотонной махиной, когда за спиной сотни людей, корреспонденту Орехово-Зуевского информагентства рассказал машинист электропоездов первого класса Александр Лазарев.

Один день с машинистом московского метро>>

Пассажир всегда прав

Его отец всю жизнь отработал на железной дороге, и потому сомнений в выборе будущей профессии не возникло. Закончив Орехово-Зуевское профессиональное училище № 1 (ныне Московский областной железнодорожный техникум (МОЖИТ), Александр пошел в армию, а отслужив, сразу устроился в электродепо Железнодорожная помощником машиниста. Такая работа ему по душе: каждый день полон новых впечатлений, а кроме того, в нашей неспокойной стране железная дорога всегда была островком стабильности.

Молодой человек трудился без нареканий, поэтому его карьера пошла в гору. Отработав несколько лет, отучившись в дортехшколе и сдав экзамены, он стал машинистом. Ему присвоили третий, второй, а затем и первый класс квалификации, и вот уже пошел 20-й год работы на этом месте. По мнению Александра, главным фактором его успеха стало отношение к работе.

«Просто нужно качественно выполнять свои обязанности. Пассажиры, конечно, разные бывают, но я стараюсь с ними не конфликтовать. Бывает, приходится идти на какие-то компромиссы. Нас учат, что пассажир всегда прав», - подчеркивает машинист.

Малое кольцо МЖД: рискованный проект или идеальная транспортная система?>>

Олимпийские поезда

Александру довелось поработать и в олимпийском Сочи. Во время Олимпиады там были пущены дополнительные поезда - движение сделали круглосуточным. Поэтому пришлось пригнать туда подвижной состав и командировать локомотивные бригады – от каждого депо одному-два самых достойных сотрудников.

Александр и его коллега из депо обслуживали маршрут Туапсе – Сочи, а в Олимпийский парк и Красную поляну ездили «Ласточки». «Сначала народу было немного, а к концу игр поезда ходили битком. 40 дней продолжалась моя командировка», – рассказывает машинист.

Теперь он ожидает командировку в Сочи на гонки «Формулы-1» в октябре 2015 года.

«Криминальное» направление

Вернувшись с Черноморского побережья, Александр вновь стал водить поезда по давно знакомому маршруту. «Мы обслуживаем Горьковское направление до Владимира, раньше, в конце 90-х – начале 2000-х, еще из Фрязева на Ярославский вокзал ездили, летом на Бельково ездим. Горьковский ход – самый загруженный, может быть, только на Ярославском трафик больше», - отмечает Лазарев.

Направление Москва – Владимир не только напряженное, но и опасное, особенно вечерние поезда – Александр называет их криминальными.

«Драки бывают, грабежи. В таких случаях сначала объявляем по салону, чтобы сотрудники полиции прошли по вагонам. Если их нет, вызываем на ближайшую станцию по радиосвязи. Лет 5 назад был случай. Одна группировка фанатов с нами ехала в двух задних вагонах – болельщики «Динамо». В Чухлинке вошла другая – ЦСКА. Они были в масках, с дубинками. Зашли, сорвали стоп-кран, газ распылили, и драка понеслась…», - рассказывает машинист.

Чем пахнет электричка

Чем пахнет электричка? Особой железнодорожной смазкой, а еще и пивом, если это рейс до Крутого или Петушков. Впрочем, сейчас пить стали меньше.

«Похоже, что общество в целом меняется. Интерес, что ли, к жизни у людей появился. Заметно растет культурный уровень нашего города. А вот Электросталь, Ногинск – на ту ветку заедешь, как будто в 90-е попал», - делится наблюдениями машинист.

По его словам, на разных направлениях отличается и менталитет пассажиров. «Запад и Восток – это земля и небо. Да даже на Ярославке люди другие. Вот там был случай: человек бежит, опаздывает, ему самое главное – в вагон попасть. Мы вот-вот отправимся, а он сначала в кассу за билетом. Ну я, конечно, его подождал. И так-то билеты не все покупают, а тем более, когда опаздываешь», – говорит Александр.

Многие, наверное, были свидетелями, как безбилетники перебегают из одного вагона в другой, когда по поезду идут контролеры. К «зайцам» Александр относится спокойно.

«Ждем всех, пусть бегают – потому что ноги суют, стоп-кран срывают. Я понимаю в глубине души, что кто-то из них жадничает, а кто-то так делает от безысходности. Моя задача - вести графиком поезд, с комфортом, на этом я сосредоточен. Постоянно думаю о пассажирах: холодно им, жарко, темно, светло. Стараюсь вести поезд плавно, без рывков. А с билетом они или без – это не моё дело, а контролеров», - признается машинист.

РЖД в миниатюре: Детская железная дорога в Подмосковье>>

Поезд с характером

Новые электрички, которые поступают на МЖД, стали намного комфортабельнее. Некоторые поезда оснащены кондиционерами, на большинстве современных моделей устанавливают светодиодные светильники, прислонно-раздвижные двери, в головных вагонах есть биотуалеты.

Усовершенствованы системы управления движением. В каждом поезде есть устройство безопасности. Оно не позволит превысить максимальную скорость (на Горьковском ходу это 120 км/ч), а при подъезде к красному светофору «нажмет на тормоза». Благодаря этому случай, подобный тому, что произошёл в Испании в 2013 году, когда машинист решил «полихачить», у нас в принципе невозможен, объясняет Лазарев.

Кроме того, в каждом электропоезде есть «автопилот» – система автоведения САВПЭ. Правда, все, что ей доверяют локомотивные бригады – это объявление остановок.

«Мы ей стараемся не пользоваться. И так смотришь за всем, да еще за ней надо следить дополнительно. Она, например, может тягу в ненужный момент включить. Перед платформой, допустим, нужно снизить скорость, а она берёт и разгоняет. Система не доведена до ума. Когда мало остановок – на экспрессах – ее применение оправдано. Вот на «Ласточке», к примеру, управление совсем простое: ключ вставил и поехал», – делится Александр.

Большую часть парка в его депо составляют электропоезда постоянного тока ЭД4М, которые выпускают на Демиховском машиностроительном заводе. Александр о них отзывается хорошо, хотя отмечает, что у каждой машины есть свои особенности.

«Они все одинаково устроены, но у одних все идеально – и торможение, и разгон, а есть те, которые постоянно ломаются. Конечно, многое зависит от того, как за ними следят. Каждый поезд закреплен за определёнными бригадами, у него есть старший машинист. Если он сотрудничает со слесарями со своей смены, то у него все отрегулировано, на таком поезде просто приятно работать», - рассказывает машинист.

Двухэтажный поезд Москва – Воронеж отправился с Казанского вокзала в пятницу>>

Зацеперы и руфрайдеры

К сожалению, далеко не все пассажиры предпочитают путешествовать в вагонах. Есть те, кто катается на крыше электрички – они называют себя руфрайдерами. Стремясь произвести своими действиями как можно больший эффект, они опускают токоприемник, чтобы осветить окрестности электрической дугой.

«Там сразу срабатывает быстродействующий выключатель, разрывая цепь, так что вреда электрооборудованию они не могут нанести, но по инструкции мы обязаны остановиться, а это чревато срывом графика», - делится Александр.

Другая категория «вневагонных» пассажиров – зацеперы, которые едут, уцепившись за заднюю кабину поезда. Среди них - не только любители экстрима, снимающие свои развлечения на видео, чтобы выложить в интернет.

«Там и обычные люди ездят, нормально одетые, 30-35 лет. Не раз видел: залез человек, проехал одну остановку, слез и пошел. Билет опять же покупать не надо», – рассказывает Александр.

Впрочем, и обычные пассажиры не дают соскучиться. Срывают стоп-кран, отвлекают ерундой по связи «Пассажир – машинист», строчат жалобы, по каждой из которых машинист вынужден писать объяснительную.

«Приходит в депо много жалоб, некоторые очень нелепые: «Не включен кондиционер», а поезд им и не оборудован, или, допустим, «Поезд уехал раньше, и я опоздал на работу», хотя мы отправились даже на минуту позже», – сетует Александр.

Жизнь под стук колес

В работе машиниста, пусть даже и пригородного сообщения, всё же присутствует изрядная доля романтики. Этим можно объяснить бесконечную увлеченность Александра своей профессией.

«Работа разнообразная, все лучше, чем в кабинете сидеть. Насыщенный ритм, спокойно почти не посидишь. Бывает, что и побегать приходится. Мне нравится спокойно работать, когда я знаю, что ничего не сломается, а если сломается, то я знаю, как починить», - уверяет машинист.

Станция в Подмосковье, на которой «бросилась» под поезд Анна Каренина>>

Сергей Кобин