Главный звонарь Лавры: о любимых колоколах и звонах для президента

Главный звонарь Лавры: о любимых колоколах и звонах для президента
Люди

Материал подготовлен Сергиево-Посадским ИА>>

Звон колоколов Троице-Сергиевой Лавры невозможно перепутать с другими звонами. Он особенный – свои традиции, свой набор колоколов, своя звонарская школа. До сих пор на колокольне Лавры звонит 400-летний колокол «Лебедь» времен Бориса Годунова, а лаврский Царь-колокол - самый большой в православном мире. Нынешний главный звонарь Лавры - игумен Антоний (Зинин), знает все о своих колоколах. О том, кто звонил в лаврские колокола последние сто лет, какими звонами встречают Патриарха и президента и о своих любимых колоколах, он рассказал корреспонденту Сергиево-Посадского информагентства.

Один день со звонарем: колокола, саксофон и гражданская авиация>>

Первый звон

Отец Антоний – четвертый главный лаврский звонарь в новой истории. Он пришел на смену легендарному отцу Михею, звонившему здесь почти полвека. Детство Антония прошло в городе Александрове Владимирской области. Там он впервые попробовал звонить в колокола и понял, что ему это очень нравится.

«В ту пору в Александрове был единственный действующий храм - Святой Троицы. Там висели колокола, небольшие, всего четыре штуки. Звонил в них мирянин Александр Алексеев, у которого то ли из-за артрита, то ли из-за чего еще, были скрюченные руки. Он наматывал на эти скрюченные руки веревки и так красиво звонил… Я попросил попробовать, мне было лет восемь», - вспоминает отец Антоний.

Александров расположен недалеко от Сергиева Посада, и юный Федор (мирское имя игумена Антония) иногда приезжал с родителями в Троице-Сергиеву Лавру, любил прислушиваться к лаврскому звону, будто уже тогда чувствовал его особенность. Впервые поднялся на лаврскую колокольню в 1979 году, когда ему было 13 лет. Впечатления были такими сильными, что юноша стал приезжать сюда, как только появлялась возможность.

Главным звонарем Троице-Сергиевой Лавры был тогда отец Михей, он обратил внимание на юного помощника и сказал: «Приходи учиться, я стану старый, ты меня заменишь». «Как-то отец Михей заболел, его положили в лаврскую больницу, я приезжал звонить вместо него. Отец Михей слушал из больницы, как у меня получается, сообщал оттуда, что не так. Когда вышел - рукой моей звонил, показывал, как нужно», - рассказывает отец Антоний.

Несмотря на годы учебы в музыкальной школе, для того, чтобы звонить в колокола, ему пришлось набивать руку, учиться делать правильные движения, наращивать «звонарские мышцы», чтобы не уставать. Бывает, звоны длятся по 15 минут, например, Пасхальный трезвон.

В 1985 году будущий звонарь ушел в армию, а в 1988-м вернулся к любимым колоколам. Сразу поступил в семинарию. В 1991 году стал послушником в Лавре, тогда звонарское дело стало его послушанием. Для того, чтобы стать главным лаврским звонарем, надо было еще много учиться. Никакой школы звонарей тогда не было, единственными и главными уроками были звоны отца Михея.

«Эрмитаж» русской культуры: прогулки по Сергиеву Посаду>>

Исцеление колоколами

Отец Михей был главным звонарем Лавры почти полвека. Его называют одним из самых талантливых лаврских звонарей. В маленьком музее, устроенном на колокольне, игумен Антоний бережно хранит все, что связано с биографией и необыкновенной историей жизни своего предшественника. Вот свидетельство о рождении – 1932 год, село Чернянка Белгородской области. Вот выписка из медицинской карты о тяжелом состоянии здоровья маленького Ивана Тимофеева (мирское имя отца Михея).

«Лет в восемь у него возникла опухоль мозга, он перестал расти, развиваться. С большим трудом закончил 7 классов. По окончании войны его направили в Москву на операцию, естественно, без гарантий. Они с матерью отказались и уехали в Курск, где его взял к себе владыка Гавриил», -рассказывает о судьбе своего учителя игумен Антоний.

Достигнув совершеннолетия, в 1951 году Иван Тимофеев поступил в семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. По ее окончании принял решение остаться в Лавре. Главным звонарем в ту пору был отец Александр, к нему на колокольню и повадился ходить Михей, прося научить его звонить.

«Монах Александр был уже старый, ему было тяжело подниматься на колокольню, звонить приглашали случайных монахов. Как-то Михей, уже будучи монахом, подошел к отцу Александру и сказал: давайте я буду звонить. Так он и стал звонарем, главным по лаврским колоколам был назначен в начале 60-х», - рассказывает игумен Антоний.

Чудесным фактом является то, что отец Михей начал расти в Троице-Сергиевой Лавре. Это видно по фотографиям, об этом рассказывают и очевидцы. Хотя по медицинским заключениям он не то, чтобы расти, но и жить не должен был. Как рассказывают в Лавре, врачи только удивлялись на батюшку, приводили в пример студентам как редкий случай. Со своими болячками отец Михей прожит 76 лет. Последний раз поднимался на колокольню в 2007 году.

«Он уже с палочками ходил, и все равно поднимался наверх, к колоколам, держась за веревку, с посторонней помощью, а когда начинал звонить - преображался, тогда становилось ясно, зачем он преодолевает сотни ступеней колокольни», - вспоминает отец Антоний.

Митрополит Ювеналий: Трудов впереди очень много>>

Возрождение колокольни

Монах Александр, который, в свою очередь, стал учителем отца Михея, был из местных жителей, работал снабженцем в Лавре, постригся в монахи уже перед смертью. Был звонарем в 50-е и начале 60-х годов XX века. На колокольне он сменил Константина Родионова – первого звонаря Лавры в «новой» истории. Нынешний отчет звонарей идет с 1946 года, когда после 27-летнего перерыва Лавра была открыта вновь. Примечательно, что 16-летний Константин Родионов был последним, кто звонил в 1919 году перед закрытием Лавры, он же стал первым, кто звонил после возрождения монастыря в 1946-м. В течение 27 лет колокольный звон был запрещен.

Последним главным звонарем «старой» истории Лавры был слепой инок Сергий. Именно у него еще мальчишкой начал учиться звонарскому делу Родионов, которому перед закрытием Лавры слепой монах сказал: иди, попрощайся с «Лебедком», имея в виду десятитонный колокол «Лебедь». Скорее всего, именно о слепом звонаре Сергие написал Михали Пришвин в своем дневнике 8 января 1930 года: «Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный…»

До открытия Лавры звонарь Сергий не дожил четыре года. Первый звон разрешили на Пасху, в 1946-м. В страстной четверг накануне Пасхи Константину Родионову разрешили подняться на колокольню, посмотреть, что там. Он поднялся и увидел печальную картину: к колоколам невозможно было подойти - не было мостика, язык «Лебедя» висел на растянутой коже и не доставал до края.

Расстроенный звонарь спустился вниз, понимая, что за два дня до Пасхи эти проблемы не решить. И тут произошло маленькое чудо – он встретил бригадира местного оборонного предприятия ЗОМЗ Владимира Лошкарева, чье имя теперь увековечено в музее колокольни. За два дня Лошкарев изготовил на заводе необходимую для «Лебедя» подвеску, которая теперь хранится в музее…

Колокола подняли на колокольню храма Вознесения Господня в Электростали>>

Царь-колокол, «Лебедь» и «Благовестник»

Сегодня на колокольне Троице-Сергиевой Лавры восстановлен исторический набор колоколов.

«Сейчас мы добавляем в звонницу три новых колокола, после чего их станет 25, то есть будет восстановлен исторический набор колоколов», - отмечает звонарь Лавры игумен Антоний.

Несмотря на то, что когда-то количество колоколов в Троице-Сергиевой Лавре доходило до 42, полный звон осуществлялся в 25 колоколов. Весовой разброс колоколов лаврской колокольни велик – от 5-6-килограммовых безымянных до 72-тонного «Царя».

Самый старый действующий колокол Лавры и один из самых старых в России – Чудотворцев колокол, его вес около 400 килограмм, возраст – 595 лет.

«Старых, «родных», колоколов - тех, что были в Лавре до 30-х годов прошлого века, осталось всего 13. Самый большой из них - чудом уцелевший 10-тонный «Лебедь», - указывает игумен Антоний.

Из больших колоколов Лавры «Лебедь» единственный пережил расправу 1930-1931 годов. В настоящее время это один из старейших русских колоколов. Он был отлит в конце XVI века Борисом Годуновым в бытность его еще боярином при сыне Ивана Грозного царе Федоре Иоановиче. В свое время стал самым большим и тяжелым благовестником Лавры, в который звонили на Пасху и по другим большим праздникам. Не утерял «Лебедь» своей ведущей роли и сегодня.

«Лебедь» и сегодня задает основной ритм, все остальные колокола должны подстроиться под него. В этом и есть уникальность нашей звонницы, здесь не звонарь задает ритм, а колокол. Другие звонари приезжают, пробуют звонить, у них не получается из-за того, что надо подстраиваться под «Лебедя»», - объясняет отец Антоний.

Николо-Угрешский монастырь: святой центр Дзержинского>>

Самый любимый колокол

Из разговора становится очевидно, что любимый колокол главного звонаря именно «Лебедь».

«Лебедь» - уникален не только потому, что звонит уже более четырехсот лет, что выжил в страшную эпоху уничтожения колоколов, но и потому, что из-за литейного брака издает трудноуловимую ноту», - объясняет главный звонарь.

Исследовать древний благовестник приезжал звонарь из Свято-Данилова монастыря отец Роман. Он-то, замерив «Лебедя», и сделал открытие: колокол бракованный. Видимо, из-за того, что землю во время заливки плохо утрамбовали в яме, получилась разная толщина стен, из-за этого трудно поймать ноту, которую дает «Лебедь». В этом его необычность, сила и красота.

Своя история есть не только у больших колоколов, но и у безымянных. Отец Антоний показывает на три сравнительно небольших колокола.

«Раньше их было четыре – «Четыре брата» назывались. Несмотря на то, что они небольшие, по 40 пудов, в 30-х годах одного из братьев сбросили, вот осталось три», - сетует звонарь.

Путь Сергия Радонежского: из Ростова в Сергиев Посад>>

Когда звонят в «Царя»

Большая часть сегодняшних лаврских колоколов отлита уже в XXI веке, в 2002-2003 годах. Это 27-тонный «Первенец», 35-тонный «Благовестник», который, по мнению главного звонаря Лавры, получился самым красивым из новых колоколов, и 72-тонный «Царь-колокол», ставший самым большим действующим колоколом в православном мире. Для того, чтобы звонить в «Царя», необходимо 6-8 человек, его язык весит две тонны!

Сразу во все колокола в Троице-Сергиевой Лавре звонят редко, только по большим праздникам.

Каждодневный звон Лавры осуществляется в один колокол. Он так и называется - «Вседневный», или «Переспор». Висит «Переспор» на предпоследнем ярусе, его вес составляет пять тонн, а имя такое потому, что всех перебивает, если какие-то колокола звонят вместе с ним.

«Четырнадцать раз в год задействуем весь набор колоколов, включая Царь-колокол: на Рождество, Пасху, Вознесение, Троицу, Успение, Воздвижение, Крещение, летнего и осеннего Сергия, каждое воскресенье от Пасхи до Вознесения, плюс по особым случаям, торжественным визитам», - уточняет звонарь.

Особые случаи – это визит Патриарха или президента. Специального звона для таких гостей, оказывается, нет, и Лавра встречает их традиционным торжественным звоном с обязательным задействованием самого большого православного колокола – «Царя».

Помимо колоколов на колокольне, в Троице-Сергиевой Лавре есть еще одна звонница – на старой Духовской церкви. Здесь висят 20 колоколов.

«В 60-х годах архитектор Виктор Балдин раскрыл кровли Духовской церкви и повесил туда колокола, самый большой из которых весит 104 пуда. В них не звонят, потому что на звонницу можно подняться только по лестнице, которой сейчас нет. В перспективе, надеюсь, будем туда подниматься и звонить» говорит игумен Антоний.

Прогулка в Иосифо-Волоцкий монастырь: где снимали кино и каялись опричники>>

Виктория Шатурная