Галерист из Москвы — о секретах продажи картин и любителях живописи из Китая

Галерист из Москвы — о секретах продажи картин и любителях живописи из Китая
Люди

Коллекционировать картины может себе позволить далеко не каждый. Еще сложнее приходится художникам, которые пытаются продать свои произведения искусства. Как открыть галерею в Москве, какие картины пользуются спросом, и почему художники не берутся писать под Ван Гога и Моне, обозревателю РИАМО рассказал художник, владелец картинных галерей в столице Павел Чибисков.

Выставка живописи «Крымские сезоны» откроется в Москве 18 марта>>

Картины вместо ковров

Фото: РИАМО, Анастасия Осипова

Павел пришел в галерейный бизнес благодаря семейному делу. Продавать картины друзей-художников на стихийном вернисаже у Центрального дома художника (ЦДХ) в 90-е годы начал его отец. По словам Павла, в конце 90-х бизнес пошел в гору, так как спрос на картины возрос, и многие вместо ковров на стены захотели картины.

Свою первую картинную галерею «Гризайль»в торговом центре «Тишинка» Павел с отцом открыли в 2010 году.

По его словам, чтобы начать серьезно заниматься галерейным бизнесом, нужно иметь круг проверенных художников, которые тебя не подведут и выполнят заказ точно в срок.

«Это узкоспециализированный бизнес, который проще строить, если ты сам из этого мира - художник, искусствовед или сотрудник галереи, если ты способен организовать подборку качественных картин, принять решение, когда художники приносят тебе картины на реализацию», - рассказывает галерист.

Московский гид: про туристов-авантюристов, безопасную экзотику и барахолки>>

Какие картины в цене

Фото: РИАМО, Анастасия Осипова

Впрочем, галерею как точку сбыта картин в Москве организовать несложно. Главное – правильно подобрать помещение с расчетом на посетителей, ведь это не торговля вещами и не музей, отмечает галерист.

«Для столичных торговых центров картинная галерея – все еще редкость, так как арендная плата там рассчитана на крупные торговые сети, да и аудитория там не та», - объясняет Павел.

Кроме того, расположение галереи влияет на ассортимент: провинциальные пейзажи хорошо продаются на окраинах Москвы, в центре столицы лучше идут городские пейзажи, а также популярные итальянские мотивы – голубое небо и экзотические деревья Тосканы, или лаванда Прованса.

Выставку Серова в Москве номинировали на премию The Art Newspaper Russia>>

Кто покупает картины

Фото: РИАМО, Анастасия Осипова

Для покупателя преимущество покупки в галерее заключается в том, что за каждую проданную картину продавцы несут ответственность и готовы предоставить гарантию на услуги по реставрации.

«Если в 90-е годы на вернисаже прокатывала даже халтура, так как большинство покупателей не разбирались в искусстве, то сегодня клиенты более искушенные, именно они устанавливают итоговую стоимость картины», - отмечает Павел.

Основные ценители российской живописи сегодня – не россияне, а китайцы, причем не только туристы, но и предприниматели, которые ведут в Москве бизнес. Был также клиент из ОАЭ, вспоминает владелец галерей.

«Раньше китайцы больше всего покупали пейзажи с зеленными листьями, и чем мельче были детали, тем лучше. Сейчас они стали более требовательны – готовы тратить большие деньги на стоящие вещи, но любят поторговаться», - рассказывает галерист.

По его словам, из москвичей картины покупают люди средних лет с высокими доходами. Иногда приходят и пенсионеры, которые долго копили на картину. И все же постоянные клиенты на сегодняшний день – преимущественно состоятельные люди.

«Из-за кризиса из числа наших покупателей практически ушел средний класс, на картинах стали экономить в первую очередь, ведь средняя цена картины 60-70 тысяч рублей», - рассказывает Павел.

Очередная выставка-ярмарка «Блошиный рынок» пройдет в Москве 23-27 марта>>

Сезонный спрос

Фото: РИАМО, Анастасия Осипова

Чаще всего картины приобретают для того, чтобы повесить дома, поэтому в почете теплые тона, которые легко вписать в интерьер типичной московской квартиры. В галереях Павла представлена в основном классическая живопись – натюрморты, морские и городские пейзажи.

По словам галериста, некоторые художники готовы работать в разных направлениях, в том числе и в жанре современного искусства, но основная масса покупателей хочет классику.

«Жителям Москвы больше всего нравятся пейзажи. Беспроигрышный вариант – природные красоты. Это могут быть деревенские виды, российская природа – леса, озера, а также пейзажи Франции и Италии», - рассказывает художник.

Также хорошо продаются натюрморты – бутылки с вином, сыром и виноградом.

«Бутылки давно в моде. Во-первых, вино – благородный напиток, во-вторых, у многих состоятельных людей есть свои винные погребки, в-третьих, такую картину можно подарить, особенно людям, у которых все есть», - объясняет Павел.

Один из популярных запросов от клиентов – нарисовать копию Клода Моне или Винсента Ван Гога, но за такую работу возьмется далеко не каждый художник, так как копия зачастую будет очень сильно уступать оригиналу, объясняет галерист. По словам Павла, бывают случаи, когда клиенты отказываются покупать заказанную копию и выбирают другую картину.

Между тем, моду на картины задают не крупные выставки, которые проходят в Москве, а времена года.«После выставки Серова никто не пришел заказывать «Девочку с персиками», - отмечает Павел.

По его словам, летом практически невозможно продать картину с зимним пейзажем, так как люди устали видеть снег, а зеленые пейзажи идут на ура, зато зимой белые шапки на елках хотят все.

Фотовыставка РИАМО «В соавторстве с природой» в Лианозовском парке>>

Сколько стоят картины

Фото: РИАМО, Анастасия Осипова

Еще одну галерею Павел с отцом открыли в ЦДХ всего год назад, но здесь покупают картины хуже, чем на Тишинке. В галерее «Гризайль» выставляются десятки живописцев, но их состав меняется, появляются новые художники. По словам галериста, сам художник должен чувствовать, какие картины пользуются спросом, а сотрудники галереи – иметь опыт подбора картин.

«Если мы видим качественно выполненную картину и считаем ее привлекательной для наших клиентов, то с удовольствием размещаем в нашей галерее», - говорит Павел.

Для любого художника периоды безденежья – это нормально, так как доход от продажи картин очень нестабилен. В галерее Павла были и месяцы простоя, и миллионные сделки. К проигрышным месяцам, когда совсем ничего не продается, художник относит конец лета и начало осени.

«Цена картины может варьироваться от 5000 рублей, как постер из ИКЕИ, до нескольких миллионов, что зависит и от многих факторов: амбиций художника, его регалий, участия в выставках, статуса в сфере искусства, а также от затрат на материалы и размеров полотна», - объясняет Павел.

Выставка «Герои Эллады»: троянский конь, античный театр и лабиринт Минотавра>>

Кризисные времена для ЦДХ

Фото: РИАМО, Анастасия Осипова

Сам Павел выставляет свои картины на вернисаже возле ЦДХ, а самые успешные из них идут в галерею. По словам галериста, для многих поколений московских художников это легендарное место, но сейчас оно переживает кризисные времена. Новое поколение художников тоже хотят выставляться у ЦДХ, но все места здесь заняты еще с советского времени.

Несколько лет назад при реконструкции Крымской набережной столичные власти хотели снести вернисаж, но художники сплотились и сохранили выставку. В результате вернисаж облагородили, у художников появилась крыша над головой и камеры хранения, правда, объем площадей для экспонирования уменьшился в три раза, рассказывает Павел.

В самом ЦДХ еще с советского времени любой уважающий себя художник мечтал устроить выставку, однако сегодня эта площадка переживает кризисные времена. «Сегодня на этой площадке устраивают концерты поп-звезды, проводятся далекие от искусства выставки, а найти новых художников для галереи становится все сложнее», - сожалеет галерист.

По словам Павла, еще одна популярная площадка у художников – переход от Парка Горького к «Музеону» – сейчас на реконструкции, и пока непонятно, смогут ли туда вернуться художники.

Японские фото и британский стиль представят на выставках «Фотобиеннале-2016» в Москве>>

Ольга Швенк