Жить на Рязанке – как ездить в электричке «Москва‑Петушки»
Рязанский проспект растянулся на юго-востоке Москвы через районы Нижегородский, Рязанский и Выхино. И хотя Нижегородский ближе всех к центру, тут царит дух провинциальной жизни – старая пятиэтажная застройка, шашлыки на обочине «железки», заводская романтика и, конечно, злачные электрички «Москва –Петушки». Чем занимался Веничка Ерофеев, проезжая мимо, кому гудят машинисты поездов, и где найти луч света в «темном царстве» промзон и трасс, РИАМО рассказала молодая москвичка Анастасия, которая живет на Рязанке уже 10 лет.
Незнакомое Подмосковье: 7 интересных фактов о регионе>>
Это вообще где?
Когда я говорю, что живу в Нижегородском районе, люди спрашивают: «А это где? В Москве?» Если про район Выхино знает каждый, то про Нижегородский вообще мало кто слышал.
Я не обижаюсь, но зачем-то оправдываюсь: «Да нам до Таганки 15 минут».
При благоприятном транспортном раскладе, конечно. В принципе, расширение Рязанского проспекта и все возможные варианты общественного транспорта – от электричек до метро и МЦК, решило проблему пробок.
Но жителем «почти центра» я никогда себя не чувствовала – даже наоборот. Фактически мы живем в селе Карачарово, известном с 16 века, на территории которого и возник Нижегородский район.
«Карачарово» - еще и станция Горьковского направления Московской железной дороги, и местные частенько ездят домой на электричках с Курского вокзала охотнее, чем на метро.
Места в Москве и Подмосковье, где можно почувствовать себя за границей>>
У нас – лучший пластик в Москве
Промзона – и этим все сказано. У нас в районе буквально завод на заводе. Гуляя с детьми и собаками, мы вроде бы их не замечаем, ведь теперь – сплошь безопасное производство. Во всяком случае, так говорят, но еще несколько лет назад они воняли как следует.
Лифтами от Карачаровского механического завода, конечно, не воняет. Зато иной раз почувствуешь запах свежеспиленной древесины со стороны деревообрабатывающего комбината (ДОК-3). Рядом –производство пластмассы на «Полимербыте». Тазики всех цветов радуги «вырви глаз», которые заполняют полки гипермаркетов и рынков, везут фурами именно из Карачарова.
При заводе есть забавный магазинчик, который облюбовали бабушки. Они специально приезжают к нам со всех концов Москвы, чтобы закупиться пластмассой для хозяйства по смешным ценам. Я тоже люблю зайти туда – купить очередной дуршлаг или контейнер рублей за 50 и с целым пакетом этого «добра» довольной идти домой.
Все детишки района массово справляют нужду в горшки от «Полимербыта». Это наша местная «Икеа».
Еще у нас в районе работает завод «Станкоагрегат», автокомбинат, локомотиворемонтный завод. А я люблю иногда зайти в столовую при заводе, сохранившую все приметы советского прошлого, и съесть ностальгический пирожок.
Еще на Рязанке есть большая плодоовощная база, ее легко опознать по вишенке на здании. Там мне как-то довелось побывать по наводке соседки тети Вали. В первой половине дня на базе отовариваются оптовики, а после обеда у простых смертных появляется шанс закупиться свежими овощами и фруктами по низким ценам.
Как-то мне позарез была нужна клубника, а в окрестных магазинах ее не оказалось. В отчаянии я забрела на базу и поразилась огромным ангарам и шныряющим туда-сюда погрузчикам. Меня «свели» с «клубничными королями», которые дали мне ягод бесплатно, да еще и зелени в нагрузку. Я так и не поняла, можно ли там отовариваться легально в розницу, скорее всего, нет.
Вдоль железной дороги у нас стоят высоченные склады. Старожилы рассказывают, что в советское время тотального дефицита там хранили игрушки центрального Детского мира, и вся местная детвора мечтала туда попасть и нырять в игрушки, как Скрудж Макдак. Сейчас, говорят, там находятся склады ГУМа, и это очень странно – эдакая изнанка высокой моды. Наверное, я бы тоже хотела там оказаться.
Что отравляет жизнь людям из Подмосковья>>
Кому гудят машинисты
Наш дом буквально «зажат» между железной дорогой и автотрассой.
Карачаровские поезда – это наше все. Однозначно все маленькие мальчики района мечтают стать машинистами электропоезда! На детской площадке только и видишь, как малыши забывают про игры и завороженно смотрят на проезжающие составы.
А если забраться на мост через пути и помахать рукой машинисту поезда, можно получить в ответ «гуделку». Обычно гудят малышам, но больше всех радуются взрослые.
Поезда у нас ходят разномастные: и старые электрички «попугайчики», и новые, и разные экспрессы, «Ласточки» и «Стрижи». Хоть я и девочка, уже могу различать электрички по звуку и разбираюсь в моделях.
Народ у нас любит перебегать через железнодорожные пути в неположенных местах. Их можно понять – это проще всего, а переходы расположены в неудобных местах. Я и сама перебегаю, хотя и очень страшно – вдруг какой-нибудь сапсан. И если уж иду через пути, то долго стою, пропускаю поезда на всех трех путях, и только потом иду.
Люди как только не перебегают пути – и с детскими колясками, и даже с телегами из ближайшего «Ашана», еще и по обледенелым спускам.
Конечно, в районе ходят страшилки о перерезанных пополам дурочках в наушниках или мужичках навеселе. Но я, к счастью, ни разу не видела.
Весной вдоль путей буйно цветут одуванчики, и даже поезд «Москва –Петушки» на этом фоне выглядит не столь безнадежно. Мы там гуляем с детьми, плетем венки из одуванчиков.
Певцы из электричек рассказали о радостях и тяготах профессии>>
Пикник по-ерофеевски
Я не поленилась и посмотрела, о чем думал Веничка Ерофеев из книжки «Москва-Петушки», проезжая наше Карачарово. Оказывается – ни о чем.
Глава «Серп и Молот – Карачарово» состоит из одного предложения: «И немедленно выпил…»
Ерофеев знал – с культурой потребления алкогольных напитков у нас все нормально. Хотя не думаю, что Нижегородский район более пьющий, чем соседнее Выхино или Текстили.
Когда я сидела в декрете и ясным майским утром выходила гулять с коляской, из подъездов медленно выползали местные алкоголики. Тихие и похмельные, целыми семьями, даже с маленькими детишками. Пока все на работе, они мирно пили и грелись на лавочках. Буйные, конечно, тоже есть. Разборки с полицией мы не раз наблюдали с детской площадки, и дети тоже смотрели, раскрыв рты.
Любимые места у местных для пятничных посиделок и субботних возлияний – вдоль железной дороги.
По весне вдоль ж/д тянется шашлычный дух, как из настоящего парка. Наши приходят сюда на пикник, с колясками, мангалами, раскладными стульями и чуть ли не с бадминтоном – культурно отдыхают.
Кстати, о культурном отдыхе – приличные заведения у нас на Рязанке не приживаются. Года три назад на районе открыли кафе с модным названием, вкусным кофе, интересным меню и современной концепцией. Ребята очень старались, придумывали разные акции, проводили мастер-классы для детей. Чтобы все увидели – смотрите, в нашем районе возможно и такое! Но, увы, в кафе почти никто не ходил, и оно закрылось. Потом помещение арендовали узбеки, грузины, но и эта кухня нашим людям не пришлась по вкусу. И дело тут не в кухне.
Зачем сидеть в кафе, когда можно закупиться в соседнем алко-маркете и все это употребить на лавочке с видом на проходящие поезда?
К тому же, недалеко на Рязанке есть большой ТЦ, с «Макдональдсом» и «Крошкой-картошкой». Ну, какой тут раф-кофе и гирос?!
«Титаник» и бытовка: какие дачи сдаются в Подмосковье>>
Провинциальная романтика
Когда к нам приезжают гости и их надо выгулять, я веду их не в «Царицыно» и не в «Кусково».
У нас в районе есть небольшой квартал, построенный пленными немцами – туда попадаешь, как в другой мир. Это двухэтажные домики, очень тихо, весной цветут вишни и черемуха, а во дворе сушится белье. Зимой жители по старинке хранят продукты между оконными рамами. В общем, такая провинциальная романтика, совсем не московская. Жаль, у меня там не завелось знакомых, к которым можно было зайти на чай.
Часто я иду и думаю – как хорошо, что мы не какое-нибудь Марьино или Жулебино, а село Карачарово. Вокруг одни пятиэтажки, все тихо-спокойно, в криминальные сводки не попадаем. Хотя у нас многие квартиры сдаются приезжим из стран бывшего СНГ. Но они ведут себя гораздо приличнее и тише, чем свои.
Многие из местных мечтают переехать и смотрят на строящиеся в промзонах красивые жилые кварталы. Но жилье у нас дешевое: продашь свою малогабаритную «трешку» в пятиэтажке и купишь только 20-метровую студию в новомодном ЖК напротив.
Подъездный месседж: о чем писали на стенах лифтов и туалетов в 90‑е>>
Утопия промзон
Летом 2015 года жители нашего тихого района были взбудоражены громкой музыкой со стороны Карачаровского механического завода. К сожалению, я только вернулась из отпуска и была не в курсе.
Это был фестиваль рейв-культуры Outline, причем последний, который проводился в черте города. Говорят, это было очень круто. В 2016 году, когда фестиваль должен был пройти на территории Московского завода автоматический линий и специальных станков, недалеко от нас, его отменили, причем за несколько часов до начала. Было грустно, хоть я и не поклонник рейв-культуры.
Запланированная Собяниным реновация промзон, в лучшем случае, превратит их в бизнес-центры и жилые комплексы-муравейники.
А в самое ближайшее время Нижегородский район превратится в большой транспортно-пересадочный узел. Станция МЦК «Нижегородская» открылась в прошлом году, в будущем запустят метро «Нижегородская улица» (Кожуховская ветка), и все это свяжут переходами с платформой «Карачарово». Но ничего хорошего нам, местным от этого ждать не стоит. Наверняка станет грязно, шумно, и все бомжи с Курского вокзала будут сидеть на наших детских площадках.
Мы любим поговорить о будущем, когда «нас снесут», но боимся переселения куда-нибудь в Некрасовку. Все-таки мы – «почти центр».
«Заброшки» Подмосковья: лагерь с «безумной» архитектурой и усадьбы-призраки>>