Воздушная «скорая» и тушение пожаров на лету – как работает Московский авиационный центр
День работника гражданской авиации в России, который отмечается 9 февраля, празднуют и сотрудники «Московского авиационного центра» (МАЦ) (http://mosavia.ru/) – уникальной службы экстренного реагирования, которой нет в других регионах России. Обозреватель РИАМО побывал на базе центра в Новой Москве и узнал, как несут дежурство высокопрофессиональные бригады пилотов и врачей.
Экологический экстрим: как дайверы и экологи спасают реки Подмосковья>>
Небесные спасатели
«Московскому авиационному центру» («МАЦ») Департамента ГОЧСиПБ в этом году исполнится 15 лет. Его сотрудники помнят многие трагические события, в ликвидации последствий которых они принимали участие. Это и эвакуация раненых после крушения «Невского экспресса» в 2009 году и взрывов в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» в 2010-м, и тушение лесных пожаров летом 2010 года, а также ночного пожара в «Москве-Сити» в 2012 году.
В 2003 году, когда был создан центр, у спасателей было только два вертолета. Сегодня в авиапарке центра – 10 современных многофункциональных вертолетов.
Пять легких вертолетов ВК117С-2 выполняют санитарные рейсы, три вертолета Ка32-А среднего класса и тяжеловес Ми-26 вылетают на пожары. Легкий вертолет BELL 429 используется для мониторинга и воздушной разведки.
В оперативном управлении «МАЦ» также находится 29 вертолетных площадок.
Вертолеты «МАЦ» базируются на аэродроме «Остафьево». Каждый день на дежурство заступают три санитарных вертолета и два пожарных. Один из санитарных вертолетов дежурит на вертолетной площадке ГКБ № 15 имени О. М. Филатова на юго-востоке Москвы. Прибыть в любую точку города санитарный вертолет, развивающий скорость до 250 километров в час, сможет всего за 5-15 минут.
Летный отряд «МАЦ» – это специалисты высокого класса, большинство из них имеют опыт военной службы и боевой работы, рассказывает заместитель директора по организации летной работы МАЦ Олег Катальшев.
Летать в условиях мегаполиса всегда сложнее из-за плотной застройки, проводов и других препятствий. К тому же в Москве много «запретных зон».
В году стабильно бывает несколько нелетных дней. В авиации есть понятие «минимум погоды», то есть минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение полетов, объясняют в центре.
При этом у каждого пилота есть свой личный минимум. Нередко летчикам «МАЦ» приходится работать при самых неблагоприятных погодных условиях.
Спасатель из Фрязина Владимир Иванов: про кошек, детей и «камикадзе»>>
Воздушная «скорая»
Маленькие юркие вертолеты ВК117С-2 идеальны для выполнения санитарных рейсов, отмечает командир воздушного судна Александр Никитин.
«Система навигации этого вертолета идеальна, крайне высок уровень автоматизации. В нем установлена система GPS, которая выводит вертолет на заданные координаты с минимальной погрешностью», - рассказывает пилот. К тому же, такой вертолет можно посадить максимально близко к месту происшествия. Пилот может сесть почти на любую площадку: на дорогу, на газон, на футбольное поле и т. п.
Авиа-медицинские бригады на вертолетах ВК117С-2 часто вылетают на вызовы. В день бывает до семи оперативных вызовов: это ДТП, пожары, несчастные случаи, другие ЧС, где требуется помощь медиков.
Врачи анестезиологи-реаниматологи «МАЦ» имеют статус спасателей, что позволяет им оказывать помощь на месте в зоне ЧС. Они работают в специальных алых жилетах, в которых есть все необходимое для принятия первоочередных реанимационных мер.
В экипаж санитарной бригады входят 5 человек: 2 врача, фельдшер и два летчика. При этом один врач на борту всегда сотрудник «МАЦ», а второй врач и фельдшер – специалисты Центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП). Бригада может оказать помощь на борту одному-двум пострадавшим. Родственников на борт, как правило, не берут, если только пострадавший – не маленький ребенок.
Помощь санавиации для города незаменима. Например, пострадавшего из Новой Москвы могут доставить в центр за 15 минут, тогда как транспортировка на «скорой помощи» может занять 3-4 часа. Санитарные вертолеты «МАЦ» доставляют пациентов с инфарктами и инсультами в медучреждения сосудистого профиля.
Как работают спасатели старейшей пожарной части в Москве>>
Интенсивная реанимация на борту
Самый молодой врач в команде «МАЦ» - 29-летний реаниматолог-анестезиолог Анатолий Пономарев. В медицине он уже 11 лет, а к московским спасателям присоединился после того, как увидел репортаж об этой уникальной службе.
«Санитарный вертолет – это настоящая палата интенсивной реанимации в воздухе», - рассказывает Пономарев.
Борт оборудован специальным медицинским модулем последнего поколения, в который входят: кислородная станция, аппараты ИВЛ, носилки, монитор жизненно важных функций, спинальный щит для пациентов с травмами позвоночника. «Поверхность вертолета изнутри диэлектрическая, поэтому дефибрилляцию мы можем выполнять во время полета без нарушений техники безопасности», - отмечает врач.
Во время транспортировки пострадавшего экипаж работает слаженно: если, например, пациенту нужно вставить катетер в шею, врач просит пилотов замедлить скорость. Пилоты, в свою очередь, могут попросить медиков помочь при посадке вертолета.
Новый 2018 год начался для санавиации «МАЦ» очень активно. Экипаж вылетал на пожар в Южном Бутово с тремя пострадавшими, потом на ДТП на МКАД, откуда отправили в больницу двух человек. За январь 2018 года медики оказали помощь больше 40 пострадавшим. А за прошлый год санитарные экипажи совершили более 3 тысяч вылетов.
Пожарный из Фрязина: про опасную профессию и династию огнеборцев>>
Тушение пожаров на высоте
Пожарные экипажи вылетают реже медиков но дежурят в «Остафьево» круглосуточно. За 2017 год на тушение пожаров вертолеты «МАЦ» привлекались трижды и сбросили более 600 тонн воды.
В авиапарке есть уникальные пожарные вертолеты. Один из них – КА 32-А 1989 года выпуска, оборудованный единственной в России системой бокового, вертикального и горизонтального пожаротушения - «пушкой», которая позволяет тушить высотные здания с близкого расстояния. Например, заливать пожар в окне на большой высоте.
Ми-26 – самый крупный из серийных вертолетов в мире. Его называют «летающим кораблем». Такой вертолет незаменим при тушении пожаров на большой площади, в горящих лесах и на торфяниках. Он способен сбрасывать на очаги возгорания до 15 тонн воды, то есть целый бассейн. Другие пожарные вертолеты – Ка-32А – могут поднять до 5 тонн воды, то есть в три раза меньше.
Экипажи «МАЦ» могут набирать воду для тушения пожара в любом открытом источнике. Зимой, когда водоемы замерзают, главным источником может служить Москва-река.
В частности, пилоты учреждения работали на пожаре в торговом центре «Синдика» осенью прошлого года. Площадь пожара достигла 55 тысяч квадратных метров, пожар сопровождался взрывами. На место ЧС вылетели два вертолета «МАЦ», которые в ходе операции использовали около 500 тонн воды, сделав почти 100 сливов. Сложности добавляло сильное задымление, ветер и скопление людей, пожарным удалось использовать весь свой опыт, чтобы успешно выполнить задание.
Из сантехников – в дизайнеры: истории людей, сменивших профессию>>
Профессиональные приметы
Конечно, у пилотов МАЦ есть свои приметы. Например, не принято говорить «последний полет» - только «крайний» или «очередной». А еще летчики не фотографируются перед рейсом и не заполняют летные книжки ручкой с черной пастой – только с синей.
Кроме того, пилоты не любят число 13 и стараются не произносить его вслух. Если необходимо назвать диспетчеру дату вылета, а это 13, то говорят «после 12-го». Также в авиации не встретишь вертолетов с номером 13.
Сегодня МАЦ готовится в двум главным событиям 2018 года: выборам президента РФ 18 марта и Чемпионату мира по футболу в июле. Для экипажей центра это будет особая и ответственная работа – обеспечивать безопасность во время этих мероприятий.
«Мы априори должны быть готовы ко всему – прежде всего, это безопасность населения города Москвы», - подчеркнул заместитель директора по организации летной работы Олег Катальшев.
Женщины с «мужскими» профессиями о призвании, коллегах и женственности>>