Сергиев Посад — православная благодать недалеко от дома
Материал подготовлен сайтом РИА.Туризм>>
Ежедневно крупнейшие российские аэропорты отправляют тысячи, да что там - десятки тысяч туристов к известнейшим мировым достопримечательностям - в Рим, Венецию, Париж, Лондон, к египетским пирамидам, Мачу-Пикчу, Боробудуру и много куда еще. Но можно биться об заклад, что как минимум каждый второй турист, побывавший в джунглях Амазонки, на Барьерном рифе или на кенийском сафари, даже не подозревает, что в соседнем с его московским офисом переулке стоит церквушка XVI века с ценнейшим иконостасом. И он даже не вспомнит о том, какие барельефы украшают фасад дома, мимо которого он ходит каждый день вот уже лет 10 по дороге от метро. В общем, это все к тому, что и рядом с нами, буквально под самым носом, есть на что посмотреть - главное захотеть и раскрыть пошире глаза.
Примерно с такими мыслями мы и отправились в подмосковный Сергиев Посад. И с облегчением отметили про себя, что, судя по пробке на Ярославском шоссе и толпе у входа в лавру, остались еще те, кому интересна и наша родная история и культура. И Господь с этим Мачу-Пикчу!
Сам по себе Сергиев Посад - простой город с населением чуть более 100 тысяч человек. Есть здесь и дачи, и обычные городские кирпичные многоэтажки, а еще торговые центры, куда ж без них. Разумеется, люди тянутся в бывший Загорск совсем не за этим: в городе находится Троице-Сергиева лавра, одно из самых святых мест Руси (если, конечно, святость можно измерить). А по совместительству и памятник, входящий в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История основания лавры неразрывно связана с житием преподобного Сергия Радонежского. Родился он в 1314 году, звали его Варфоломеем, имя Сергий он получил уже при постриге. Жить отшельником Сергий стал с 23 лет, но вскоре к нему стали съезжаться люди, желавшие искать спасения души вместе с ним. Так и был основан монастырь. А в 1380 году Сергий благословил Дмитрия Донского на сопротивление Золотой Орде.
Мощи преподобного хранятся в первом каменном храме монастыря - Троицком, построенном в 1422 году. Его расписывали Андрей Рублев и Даниил Черный.
Перед Троицким храмом почти всегда стоит очередь верующих, желающих приложиться к мощам Сергия. Так как мы были в лавре в выходной день, очередь выглядела более чем внушительно: люди верят, явно небезосновательно, в чудодейственную силу мощей.
Вообще же с мощами Сергия Радонежского связана поистине леденящая кровь история: в 1919 году большевики-атеисты их вскрыли, сохранилась даже кинохроника этого действа. Однако говорят, что есть свидетельства того, что голову Сергия успели спасти от осквернения - ее схоронили в некоем деревянном ковчеге и вернули на место в 1946 году, когда в лавре вновь начались богослужения. А на месте головы Сергия в момент вскрытия была голова князя Трубецкого, также упокоенного в монастыре. В те годы, когда служба в лавре не велась, в ней был музей и даже жилые помещения.
В центре Соборной площади под яркими лучами солнца переливаются и блестят купола Успенского собора. В храме находится гроб Сергия Радонежского, в котором покоился святой до тех пор, пока его мощи не перенесли в Троицкий храм. Рядом, в криптовом храме с тремя престолами, - могилы двух патриархов ХХ века - Алексия I и Пимена I. На входе в центральный престол посвящение - "Всем святым, в земле Российской просиявшим". Там мы и обнаружили могилы патриархов, но внимание наше привлекли даже не они, а очень колоритный батюшка, то ли проводивший экскурсию, то ли просто решивший пообщаться с зашедшими в храм туристами. Так вот он экспрессивно, с долей иронии и даже сарказма рассказывал присутствующим о правилах и установках православного уклада жизни. Сарказм же его заключался в том, что он очень ненавязчиво, но более чем доступно подвел всех нас к мысли о том, насколько мы несовершенны в плане веры православной. Честно признаться, такие батюшки вызывают уважение и симпатию: как правило, именно они могут достучаться до наших закаменевших в бренности повседневной жизни сердец.<
Еще одна очередь, намного меньше той, что стояла к мощам, тянулась в часовню с целебным источником, которая была построена в конце XVII века. Говорят, водой из этого источника был некогда исцелен слепой монах Пафнутий. Недалеко от часовни - чаша с крестом в небольшой беседке, рядом с которой тоже толпятся люди.
Нельзя не обратить внимания и на 88-метровую колокольню - единственную в России, "ростом" превзошедшую кремлевскую колокольню Ивана Великого, то бишь самая высокая в стране. Поражает воображение и причудливый раскрас Надвратной церкви, построенной в 1699 году на деньги меценатов Строгановых. Поистине чудеса православного зодчества!
Прогулку по лавре мы завершали в трапезной с монастырской выпечкой на выходе. Постные медовые лепешки с курагой и изюмом, пироги с картошкой и капустой, кофе (вполне стандартный, мирской, в пластмассовом стаканчике) и какой-то травяной чай - вот пища для тела, после того как душа напиталась благодатью... как смогла, пусть и неумело.
На выходе из монастыря нас ждали бесконечные ряды торговцев сувенирами: платками, иконами, четками, картинами и открытками, матрешками, деревянными мишками. Хотя, честно говоря, больше доверия внушают церковные лавки внутри лавры. Там и порядка больше, и карточкой расплатиться можно. Но есть любители и таких вот развалов, никуда не денешься.
Перед отъездом мы совершили круг почета по городу и отправились в сторону Москвы. Ярославка, как водится, вновь встретила нас пробками. Но на душе уже было легко и светло, как бывает всегда после прикосновения к святыням. А еще было приятно оттого, что и у нас есть на что посмотреть и куда съездить. Что не умаляет достоинств пресловутого Мачу-Пикчу, разумеется.
Юлия Медведовская, Владислав Петрович