Поменять работу – как сменить аватарку
Засиживаться больше двух лет на одной работе у нашего поколения, которое называют Миллениум или Y, считается моветоном. Синдром дефицита удовлетворенности – главный бич рожденных в 80-х - 90-х. Мы прыгаем из офиса в офис, уходим на фриланс и не боимся начать стартап. Мы из поколения людей, которые могут зарабатывать деньги из воздуха – вести блог на YouTube, группу «ВКонтакте» или стать звездой Instagram. Синдром «летунов» психологи объясняют тем, что нам нужно намного больше стимулов, чем нашим родителям, чтобы чувствовать себя комфортно. Поэтому одни часто меняют аватарки в соцсетях, другие – партнеров, работу и даже страну в надежде на то, что наконец-то все будет хорошо.
«Ночью я мою тоннели метро»: как живут люди, которые работают по ночам >>
«Мои друзья всегда спрашивают, где я на данный момент работаю, потому что запомнить мои передвижения непросто», - рассказывает 29-летняя пиарщица Анастасия.
За три года она сменила четыре места работы, причем три из них – в один год. Во всех случаях смены работы она четко понимала, что это «не то».
Не так давно из антиквара и преподавателя Настя превратилась в маркетолога и пиарщика, но до сих пор не уверена, что это последняя ее работа.
«Это похоже на перепрошивку телефона – ты даже мыслить начинаешь другими величинами», - объясняет девушка.
На одной работе ее не устроило руководство, на другой – коллеги, на третьей – не хватало «движухи».
Согласно исследованию Hays, проведенному в 2014 году в России, 72% из тысячи молодых людей до 30 лет отметили, что для них важна интересная работа. Эти данные подтверждает и ряд корпоративных исследований, и текучка в компаниях молодого персонала со стажем до 6-8 месяцев. Причины ухода зачастую звучат следующим образом: «Это не мое», «Не хочу терять время», «Не хочу заниматься одним и тем же», рассказывает директор Бизнес Академии Института МИРБИС Алла Мартынова.
Возможно, поколение Y не терпит рутину и однообразие жизни, как в профессиональной среде, так и в личной.
Маменькины сынки: «Я живу с бабушкой ради квартиры»>>
Раньше такого не было, причитают наши бабушки, и они правы. Еще 20 лет назад работа была долгом, а «летуны», «временщики» и прочие бездельники осуждались не только законом, но и обществом, потому что работали традиции, считает психолог Алена Август. Да и сама работа большинством воспринималась как необходимость зарабатывать, исполнять, как антипод всей остальной жизни – дому, семье, саморазвитию.
Сегодня из-за большого разнообразия вариантов, доступности каналов поиска работы (Hh, Linkedin и пр.) у многих молодых специалистов возникает тревога «что-то упустить», объясняет психолог Екатерина Вашукова.
Поэтому одни судорожно меняют работу, другие – заражаются «эпидемией» трудоголизма и постоянно озабочены своим материальным положением.
28-летний СММ-менеджер Максим сменил уже семь работ и три сферы деятельности, он был одержим дополнительным заработком, и поэтому не засиживался на работе дольше, чем на полгода.
«Я сидел в редакции, а мечтал сводить треки на вечеринках в «Арме», бросил работу ради волонтерства на сочинской Олимпиаде, менял девушек так же часто, как айфоны, хотел переехать в Берлин, но потом закончились деньги, и пришлось снова искать «постоянку»», - вспоминает он.
Инфантильность поколения Y психологи объясняют трендами современности. Непрекращающаяся динамика – модель сознания и поведения, присущая обществу потребления. Поэтому молодое поколение намного чаще, чем их родители, меняют не только работу, но и вещи, бытовую технику, автомобили, партнеров, считает Вашукова.
Неслучайно именно у них так популярны «Черные пятницы», «Икеа», «Тиндер» и авто в кредит…
Таких людей, который постоянно ищут чего-то нового, прыгают с места на место, карьерный коуч Барбара Шер в своей книге «Отказываюсь выбирать!» называет «сканерами».
Как совмещать работу и учебу: 7 правил тайм-менеджмента >>
За два года работы в одной компании они превращаются в «старожилов», отмечает заместитель генерального директора Pro-Vision Communications по персоналу Татьяна Лаврентьева. Рекрутеров уже не удивляет, что можно сколько угодно ресурсов вкладывать в новоиспеченного работника, а он через несколько месяцев уйдет в другое место или решит сменить сферу деятельности.
«За короткое время мне показалось, что я уже столько всего знаю и умею, и у меня появилась не подкрепленная ничем самоуверенность», - вспоминает пиарщица Анастасия.
«Летуны» понимают, что частая смена работы и тем более сфер деятельности негативно сказывается на резюме, но при этом у поколения Миллениума нет культуры построения своей репутации.
Отсутствие потолка амбиций психологи называют «синдромом завышенных ожиданий».
Эта тенденция вызывает опасения у рекрутеров, так как поколение Y, по оценкам Росстата, к 2025 году составит 75% рабочей силы.
Однако «эйчары» Penny Lane Personnel отмечают, что частая смена работы и профессии характерна для молодых людей в возрасте 18-24 лет.
При этом кардинально менять свою профессию готовы в основном жители мегаполисов, высокий темп жизни в которых вырабатывает естественное желание получить все и сразу. У них в большей степени наблюдается переизбыток стимулов и информации, соответственно, им сложнее контактировать со своими потребностями, считает психолог Екатерина Вашукова.
Условное дилетантство, гибкость и открытость к новым сферам в кризисной ситуации, где ориентиры быстро меняются, может сыграть на руку представителю поколения Y. Он точно не расстроится, если его неожиданно уволят, а будет следовать за своей новой мечтой.
Женщины с «мужскими» профессиями о призвании, коллегах и женственности>>