Авиамузей под открытым небом: самолеты, стратостаты и аэросани в Монино
Музей военно-воздушных сил в подмосковном Монино считается крупнейшим авиационным музеем в Европе: здесь прямо под открытым небом собраны модели самолетов, вертолетов и другой летательной техники. На этих машинах устанавливали мировые рекорды, разбивали врага и спасали людей. Как аэродром стал музеем, а летчики – экскурсоводами, какие экспонаты нельзя оставить без внимания, как сесть за штурвал одного из самолетов и рассмотреть кабины пилотов, выяснил корреспондент портала "В Подмосковье".
История авиации на одном аэродроме
Возникновение поселка, а затем и городского поселения Монино напрямую связано со строительством здесь аэродрома в 1926-32 годах. Сюда была проведена ветка железной дороги, новая станция получила название в честь хозяина хутора по фамилии Монин. Вскоре рядом со станцией образовались поселки рабочих и авиационный городок. Постепенно Монино стало обрастать инфраструктурой, одной из важнейших организаций стала Военно-воздушная академия, которая использовала аэродром для обучения курсантов.
Со временем появились скоростные самолеты, для которых монинский аэродром стал тесен. В 1956 году было решено закрыть его и создать на территории музей-выставку авиационной техники ВВС. Музей в Монино — один из крупнейших в мире, здесь можно увидеть всю историю отечественной авиации — с 1909 года до наших дней.
Смотрите фотоленту: Авиашоу в Жуковском, посвященное 100-летию ВВС России>>
Сотрудники будущего музея и энтузиасты-волонтеры проделали огромную работу и по ремонту помещений, и по поиску экспонатов. Ведь некоторые приходилось доставать буквально из-под земли, из болот, где машины когда-то потерпели крушение, и чинить. И сегодня многие посетители музея отмечают энтузиазм экскурсоводов и их очень теплое отношение к своей работе, ведь многие из них сами были летчиками.
Полеты в ящиках
Посетители музея ВВС в Монино проходят через несколько крытых залов, два ангара и летное поле площадью 20 гектаров. Начинается "погружение" в историю покорения неба с относительно небольших экспонатов. В первом зале можно увидеть составные части летательных средств: двигатели, пропеллеры, винты, а также документальные свидетельства о первых экспериментах в области авиации.
Один из самых знаменитых экспонатов второго зала (ангара №6) — самолет Ивана Никитовича Кожедуба, летчика, трижды героя Советского Союза. Он сбил во время великой Отечественной войны 64 самолета противника, причем 17 из них — именно на этой машине. Все 64 звездочки нанесены на борт "красноносого" Ла-7.
Смотрите видео: Высший пилотаж от "Русских витязей" и "Стрижей" на авиашоу в Кубинке>>
С моделью "Р-5", стоящей в этом же зале, связана история, соединяющая и драму, и юмор, и находчивость. Пять таких самолетов в 1934 году спасали с дрейфующей льдины экипаж и пассажиров парохода "Челюскин", раздавленного льдами в Чукотском море. Летчик Василий Сергеевич Молоков в своих мемуарах "Мы выполняли свой долг — вот и все" вспоминал о трудностях спасательной операции: полетах в метель, ожидании погоды в жилищах местных народов и приземлении прямо на льдину. Большая проблема возникла из-за малой вместимости "синих двоек", как называли Р-5, кабина рассчитана всего на двоих. Чтобы выиграть время и быстрее вывезти людей со льдины, Молоков придумал следующее: он сажал людей и в кабину, и в пустые парашютные ящики, так как парашюты оказались лишними в данной экспедиции. Под крылом виден треугольный каркас, на который крепились те самые ящики. Все пятеро летчиков, спасавшие челюскинцев, стали первыми, кто был удостоен звания Героя Советского Союза, учрежденного в том же 1934 году.
"Как я себя чувствовал во время моего довольно необычайного путешествия? Чувствовал себя очень хорошо. Главное требование, которое предъявлял Василий Сергеевич тому, кто полетит в футляре, это быть худым. Я как раз этим требованиям отвечаю. Сложил руки по швам, двое товарищей взяли меня, подняли и втолкнули в футляр головой вперед. Отверстие закрыли, и машина пошла. <….> Во время полета я только боялся — а вдруг в крышке, которая неплотно закрыта, окажется дырка, в которую можно вылететь. Но все мои страхи оказались напрасными. Прилетел вполне благополучно. Вытащили меня за ноги — и все в порядке", – вспоминал один из машинистов по фамилии Мартисов.
Рекордсмены, великаны и малютки
Из ангара № 6 через калитку выходим на летное поле. Эта часть музея самая масштабная и, пожалуй, самая интересная. Здесь собрана советская, российская и зарубежная авиатехника разных лет, назначений и размеров. Ведь в военное и мирное время необходимо было выполнять самые разные задачи, а значит, иметь самые разные типы самолетов. Гуляя по летному полю, можно сравнить творения различных конструкторских бюро и эволюцию отдельных моделей.
Смотрите видео: Биплан ПО-2 времен ВОВ на авиашоу лучших пилотов мира>>
Рассматривайте авиатехнику поближе — и перед вами пройдет история страны в деталях. Например, в Монино можно увидеть, как выглядел самолет-носитель атомной бомбы, Ту-4. Здесь же выставлен самый большой транспортный вертолет в мире Ми-12. А многоцелевой вертолет МИ-2, хоть и кажется крошечным по сравнению с другими, прославился двумя мировыми рекордами по скорости.
Часть техники на поле выглядит угрожающе, красный пожарный вертолет МИ-6 смотрится чуть-чуть наряднее остальных, даже несколько "игрушечно", а МиГ-27 из-за внешнего вида получил прозвище - "улыбающийся самолет".
Некоторые посетители говорят, что создается ощущение, будто самолеты легко могут снова подняться в небо при минимальном ремонте. Однако это далеко не всегда верно. Сегодня Монино не хватает ресурсов на поддержание в должном виде всех экспонатов. Но все же работа по сохранению того, что имеется, ведется каждый месяц. Ее "дневник" можно почитать в сообществе "Фонда содействия музею ВВС в Монино", а при желании — вступить в ряды волонтеров.
Дископланы, геликоптеры, аэросани
На противоположной от входа стороне летного поля находится ангар уникальных летательных средств. Здесь собраны экспонаты, каждый из которых — большая веха в истории авиастроения.
Конечно, вы не пройдете мимо "Ильи Муромца", первого в мире бомбардировщика. Рядом с ним под потолком ангара вы увидите маленький дископлан, на котором проводились исследования условий планирующего спуска на землю. Еще один исследовательский аппарат - гондола стратостата (машины, предназначенной для полетов в стратосферу) "Волга", который 1 ноября 1962 года поднялся на высоту 25,6 тысячи метров и, проделав необходимые испытания, более четырех минут находился в свободном падении.
Узнайте, где полетать на параплане в Подмосковье>>
Один из экспонатов может напомнить посетителям синюю машину, к которой прикрутили лыжи и приделали пропеллер... На самом деле это — аэросани КБ Камова "Север-2". Они появились в России в 1903 году, а в военное время их модифицированные виды использовались для обслуживания полевых аэродромов, для перевозки раненых и других нужд.
В этом же ангаре проходит выставка "Набирая высоту", посвященная столетию ВВС. На фото можно увидеть, например, снимки с испытаний геликоптеров (так раньше называли вертолеты) и прочих пионеров неба.
Открытые дни самолетов
В музее ВВС постоянно проводятся экскурсии (записываться нужно заранее, для групп до десяти человек стоимость составляет 1 тысячу рублей, более десяти - 100 рублей с человека). Весной, на фоне ярко-голубого неба техника смотрится особенно красиво.
А если вы хотите посмотреть на легенды авиации не только снаружи, но и изнутри, то нужно приехать в один из "дней открытых дверей". По словам экскурсоводов, четыре раза в году в музее открывают часть самолетов, и в них можно посидеть: 23 февраля, 9 мая, 12 июня и в День Воздушного флота (третье воскресенье августа). Так что 9 мая можно отметить в кабине машины, приближавшей Великую Победу.
Способы проезда и контакты музея можно найти здесь.
Светлана КОНДРАТЬЕВА