Жизненная необходимость: похоронную сферу выводят на новый уровень

Жизненная необходимость: похоронную сферу выводят на новый уровень
Акценты

МОСКВА, 15 окт - РИА Новости. Дефицит мест на кладбищах, появление большого количества самовольных могил и заброшенных погостов, неразбериха в границах мест погребения – вот лишь немногие из проблем в похоронной сфере, которые последние годы волнуют и власти, и жителей Подмосковья. Эта отрасль требует срочного реформирования, уверены в правительстве региона.

Именно поэтому, как выяснил корреспондент портала "В Подмосковье", власти намерены серьезно ограничить расширение расположенных в Московской области столичных кладбищ, создав при этом около 15 новых, предназначенных для захоронения умерших жителей области. Также планируется активнее внедрять новые способы погребения, в том числе кремировать усопших.

А вот к идее появления частных кладбищ власти относятся отрицательно: слишком много возможностей для злоупотреблений в сфере, которая должна обеспечиваться госгарантиями.

Ежегодная потребность региона в землях для погребения составляет 25 гектаров. То есть в ближайшие 20 лет понадобиться 500 гектаров, сообщили в министерстве потребительского рынка и услуг. Однако в 25 муниципальных образованиях Московской области резервы для захоронений отсутствуют. Особенно остро эта проблема стоит в Королеве, Юбилейном, Ивантеевке и некоторых других подмосковных городах.

"В Королеве эта проблема очень серьезна. У города нет своего кладбища уже более 30 лет. Долгое время хоронили на кладбище в Ивантеевке, которое теперь работает только на подзахоронение. Последние пять лет мы используем кладбище Пушкинского района", - рассказывает начальник управления по делам предпринимательства и потребительского рынка Королева Александр Янковский.

Похоронное дело в регионе хотят организовать по новым правилам>>

Потребность Ивантеевки в местах погребения на ближайшие 5 лет составляет более 3,5 гектара земли, в черте города такого количества земель нет, сообщил РИА Новости и глава Ивантеевки Сергей Гриднев.

Во многом такая ситуация складывается еще потому, что кладбища в черте Москвы исчерпали себя, и москвичи хоронят своих родственников на подмосковных кладбищах.

"В Москве только Хованское (самый большой некрополь в Европе) и Троекуровское кладбища имеют свободную территорию. Но основные места захоронения москвичей - Перепечинское, Домодедовское и другие подмосковные кладбища", - говорит журналист, член "Общества некрополистов" Илья Емельянов.

Возможно, что с расширением Москвы за счет территорий Подмосковья столица решит вопрос с дефицитом земли под погребения, надеется заместитель председателя Мособлдумы Алексей Бодунков.

Брошенные и самовольные

Сейчас же, как констатируют в министерстве потребительского рынка и услуг, в Подмосковье участились случаи самовольного захоронения умерших на кладбищах как жителями Московской области и Москвы, так и организациями, оказывающими услуги по погребению.

По закону места для захоронения предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела. Каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, в обязательном порядке регистрируется, об этом вносится запись в удостоверение о захоронении.

"Как правило, самовольные захоронения распространены на деревенских кладбищах. Местные жители не обращаются в администрацию муниципалитета, не оформляют документов и, зачастую, фактически захватывают территорию", - говорит Илья Емельянов.

Случается так, что участок земли сельхозназначения не обрабатывается или не оформлен должным образом, и тогда на таком участке начинается захоронение, отмечает Бодунков.

Подмосковье обеспечат кладбищами, исходя из нормы 2,4 кв м на человека>>

"Безусловно, это самозахват. Это плохо. Но происходит он потому, что ресурс кладбища реально исчерпан. И нужно эту проблему решать, договариваясь с собственниками земли, например, о выкупе участка для муниципальных нужд. Законодательство для этого отработано", - считает он.

Пока же для борьбы с произволом увеличены штрафы за самовольное захоронение умерших на кладбищах региона. Для граждан он составляет от двух до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - от 15 до 25 тысяч, для юридических - от 100 до 120 тысяч рублей.

Кроме того, в Подмосковье остро стоит проблема неблагоустроенных и брошенных могил. По данным министерства потребительского рынка и услуг, всего по области их около 25 тысяч, лидирует по их количеству Хотьково (5,378 тысячи могил).

"В Подмосковье только за счет возврата в оборот брошенных захоронений можно консолидировать более 10 гектаров земли. Но для этого нужны поправки в действующее законодательство, процедура изъятия земельного участка должна быть жестко регламентирована законом", - отмечает министр потребительского рынка и услуг Московской области Екатерина Семенова.

В нашей стране нет нормативных актов, в которых бы говорилось, что делать с бесхозными и брошенными могилами, подтверждает Емельянов.

"Но в Москве, например, работает программа патронажа над такими захоронениями. То есть люди берут их под опеку, ухаживают за ними на определенных условиях. Можно было бы реализовать такую программу и в Московской области", - напоминает он.

Чего-то не хватает

Не все в порядке в Подмосковье и с документальным оформлением кладбищ. По данным Минпотребрынка области, только 390 из 1,613 тысячи кладбищ оформлены в регионе установленном порядке. Нет правоустанавливающих документов у почти 76%, или 1,223 тысячи объектов.

Нередки случаи, когда погосты располагаются на землях, не подходящих под эти цели. По меньшей мере 125 кладбищ частично располагаются на территории земель лесфонда, не менее 50 - в водоохранных зонах рек и иных водоемов.

"Некоторые кладбища не имеют четких границ, что позволяет использовать их территорию как угодно, и сами кладбища развиваются стихийно. Также у многих кладбищах отсутствует систематический архив, учет захоронений ведется, в лучшем случае, последние лет пять. Порой это обусловлено тем, что возраст некоторых кладбищ более ста лет, и их документация просто утеряна. Как результат - невозможно сделать подзахоронения. У администрации просто нет записей о погребении родственников", - говорит Емельянов.

Семь крематориев и более 10 кладбищ откроют в Подмосковье к 2018 году>>

Как хоронить будем?

"В течение пяти лет мы должны найти новые участки для создания 14 межмуниципальных кладбищ", - заявила Семенова, отвечая на вопрос о том, как власти намерены решать проблему нехватки земель под захоронения.

Соглашение о создании первого межмуниципального кладбище "Софринское" было подписано 4 сентября этого года. Его площадь 20 гектаров, и располагаться оно будет на территории Пушкинского муниципального района. Использовать кладбище смогут Королев, Юбилейный, Ивантеевка, Звездный городок и Пушкинский район.

"Королеву на этом кладбище выделяется 11 гектаров. Там возможна такая форма захоронения как склепы, предусмотрены места для захоронения урн с прахом. Я думаю, что, как минимум, на пять лет ресурса этого кладбища нашему городу хватит", - говорит мэр города Александр Янковский.

Семенова отметила, что создание первого межмуниципального кладбища не только значительно снизит социальную напряженность сразу в нескольких муниципальных образованиях, но и выведет похоронную отрасль на качественно новый уровень.

Ведь кроме зоны традиционного захоронения газонного типа, проект кладбища предусматривает создание мемориально-парковой зоны и объектов альтернативного захоронения. В похоронную отрасль привлекут инвесторов, перед которыми будет поставлена задача развивать строительство крематориев, склепов, колумбариев, садов памяти.

К 2018 году в Московской области также будет открыто 7 крематориев.

"Для московского региона крематории давно уже норма. В Москве кремируется более половины усопших. И жители области пользуются услугами московских крематориев. Многие частные инвесторы желали бы построить кремационные комплексы в подмосковных городах при наличии определенных гарантий. Это хорошая идея, которая позволит эффективно развивать кремацию в Подмосковье как более экологичный и экономичный во всех отношениях способ погребения. И земли будут экономиться", - говорит руководитель аппарата президента "Союза похоронных организаций и крематориев" Павел Уланов.

Создание крематориев это правильное решение. Кремация дешевле и она позволяет практически бесконечно использовать закрытые кладбища, считает и Емельянов.

"Будут ли крематории востребованы? Да. В Жуковском, например, сейчас кремируется 70 % всех умерших", - добавляет он.

Развитие различных форм захоронений позволит сократить потребность региона в кладбищах, но "важно не забывать, что у нас есть определенные традиции погребения. И у граждан должно быть право выбора формы захоронения", резюмирует Бодунков.

Область проконтролирует Москву

Чтобы не допустить незаконного разрастания столичных кладбищ, находящиеся на территории Московской области, все они будут внесены в реестр, их границы закрепят как юридически, так и физически.

"Наша цель - сформировать единый реестр кладбищ города Москвы, расположенных на территории Московской области, с целью последующего контроля данных объектов", - сказала Семенова.

И затягивать с юридическим оформлением московских объектов, с установкой "красных линий по границам" московских кладбищ, расположенных в Подмосковье, нельзя, добавляет она.

Реестр московских кладбищ, расположенных в регионе, составят в 2014 году>>

Оформить московские кладбища и объекты похоронной отрасли по всем правилам планируется к 1 октября 2014 года. А вскоре и все 1,613 тысячи подмосковных кладбищ будут приведены в порядок. Созданные правовая база и система контроля позволят вывести из тени всю похоронную отрасль, обещает Семенова.

Она отмечает, что регулировать и стандартизировать данную отрасль мешает отсутствие регионального влияния на ситуацию.

"Исполнительные органы власти субъектов РФ не имеют полномочий для влияния. Субсидии на содержание кладбищ выдаются из областного бюджета, но до сельских кладбищ они не доходят! Могут не использоваться по прямому назначению, быть перераспределены на другие нужды местного муниципалитета. В результате – деревенские кладбища находятся на полном обеспечении и содержании не у местных органов самоуправления, а у родственников", - отмечает министр.

Алексей Бодунков сообщил, что "профильный комитет Мособлдумы уже собирает информацию о кладбищах в Московской области".

"Вполне по силам привести в порядок все кладбища в течение 2-3 лет. Проведение работ по оформлению земель не требует больших затрат", - говорит он.

Может, лучше на частное?

Сейчас, как сообщил РИА Новости Алексей Бодунков, частных кладбищ на территории Московской области нет. Однако Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой их организации.

"Если государство не может обеспечить достойного содержания мест захоронения за счет бюджетных средств, надо искать другие пути. И привлечение частного сектора на понятных и прозрачных условиях - нормальный путь. Экономический анализ показывает, что это дело выгодное и доступное по ценам. Что лучше: платить 50-100 тысяч рублей как взятку за место, или официально 40 тысяч в кассу?" - спрашивает Уланов.

Однако министр Екатерина Семенова к такой инициативе относится отрицательно.

"Право человека на погребение обеспечивается государственной гарантией! А значит, похоронная отрасль должна быть в первую очередь приведена в соответствие нормам исключительно государственным регулированием", - считает она.

Возможны спекуляции в этой отрасли, поясняет она.

Штрафы за самовольное захоронение на кладбищах региона выросли в разы>>

"Если у нас будут открывать частные кладбища, то может сложиться следующая ситуация: частник снимет с кладбища "сливки" - продаст без каких-либо существенных затрат землю в сотни раз выше рыночной цены. А потом уйдет с рынка, оставив после себя бесхозное кладбище. Зачем ему объект, который уже себя отработал. Начнутся банкротства кладбищ. А кто купит кладбище? Никто, если нет платы за содержание. Придется кладбище брать на себя субъекту РФ, тратить на его содержание бюджетные деньги. В результате к обманутым дольщикам, вкладчикам, добавятся еще и родственники похороненных на частных кладбищах", - заключает Семенова.

Сергей САВИН