Жизнь в Сети: как гаджеты искажают детскую психику

Жизнь в Сети: как гаджеты искажают детскую психику
Акценты

Россию в последние месяцы захлестнула волна трагических историй, которые заставили родителей вновь присмотреться к собственным детям. В Екатеринбурге школьник убил мать, запрещавшую ему играть в компьютер. В Красноярске подросток зарезал своего приятеля – конфликт начался в соцсетях из-за аниме. Гаджеты прочно вошли в жизнь современных детей и взрослых, но слишком глубокое погружение в виртуальную жизнь может обернуться проблемами в жизни реальной. Корреспондент РИАМО узнала у психологов, как распознать первые тревожные сигналы и что делать, если безобидное увлечение Интернетом превращается в диагноз.

Психолог: «Интернет-зависимость — когда испытываешь ломку в кафе без Wi-Fi» >>

Гаджет не порок

В конце ноября в Сети прогремело видео, где родители на коленях просят прощения у сына за то, что несколько раз отправляли его лечиться в больницу от компьютерной зависимости. Ролик снимал и выложил в Сеть сам подросток. Этот случай в очередной раз заставил многих всерьез утвердиться во мнении: гаджеты и виртуальный мир, в котором подростки пропадают сутками, могут стать настоящей угрозой.

«Очень важно понять, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску. Сегодня трудно представить ребенка без каких-то телефонных и компьютерных аппаратов, и в три года он с ними, и в четыре-пять. Важно дозировать эти гаджеты», – считает психолог, психотерапевт Наталья Шляпужникова.

Влияние компьютеров и телефонов на личность однобоко. Эксперты объясняют: в первую очередь гаджеты воздействуют на эмоционально-волевую сферу. Ребенок становится более тревожным, не умеет проявлять эмоции, больше живет в виртуальном мире и задействует зрительную и слуховую активность сильнее, чем тактильную и осязательную.

Подросток перестает испытывать нежные чувства по отношению к другим людям. Например, не обнимает и не целует собственных родителей.

«Из-за искажения эмоционально-волевой сферы ребенок подвержен стрессам, изменениям психики, он становится более эмоционально неуравновешенным, не способным контролировать свои действия. В поведении это может проявиться в виде плохого самочувствия, плаксивости, тревожности», – уточняет Шляпужникова.

Гаджеты могут стать причиной комплексов, в частности, комплекса непринятия себя самого. По словам психологов, часто современные родители вместо того, чтобы успокоить ребенка, проводить с ним время, предлагают детям гаджеты. У ребенка возникает комплекс, что его не принимают окружающие, в том числе родные люди.

Еще одна проблема современных девайсов – продуманность, диктующая определенный шаблон. Они не оставляют пространства для фантазии, убивая воображение, сетуют эксперты. «Для растущего организма важно творить, фантазировать, ему важно развиваться и стимулировать творческое мышление. А в гаджете все уже есть, все сделано. Не надо ничего додумывать, доделывать», – говорит Шляпужникова.

Нельзя отрицать и несомненную пользу гаджетов. Они развивают логику, интуицию, самостоятельность и поисковые навыки.

Психологи отмечают, что в играх есть система вознаграждения и наказания, интеллектуальные препятствия и совместная деятельность – все это помогает ребенку освоиться в реальном мире.

Заложники телефонов: способны ли современные люди отказаться от мобильного >>

Трудный возраст

Сегодня убрать гаджеты из жизни детей с ранних лет практически невозможно. Это и не нужно, говорят психологи.

Компьютер, телефон, планшет – реалии жизни, и отказаться от них нельзя, иначе повзрослевший ребенок будет сильно отставать от сверстников в пользовании девайсами, его навыки будут значительно ниже.

Частный психолог, руководитель центра современной психологии «Путь рассвета» Евгений Идзиковский считает, что гаджеты можно давать ребенку с любого возраста, на любое время, но важно соблюдать баланс между всеми сферами жизни. «Очевидно, что с ребенком надо проводить время. Если вы не можете уделять детям много времени, надо следить за тем, как он его проводит. Поиграл, пообщался с детьми, что-то поделал руками. Плохо, когда одна какая-то деятельность доминирует, и эта деятельность не связана с родителями. Так не должно быть», – считает Идзиковский.

Эксперт отмечает, что психика ребенка проходит несколько этапов: в каком-то возрасте развивается память, в каком-то речь. В зависимости от того, чем занимается в этот период ребенок, развитие будет либо ускоренным, либо замедленным. «Если в маленьком возрасте ребенок будет проводить время не с родителями, а с гаджетами, то взросление у него начнет искажаться в сторону замедления, потому что важно заниматься моторной деятельностью, а гаджет больше относится к контекстуальной и визуальной сфере», – объясняет эксперт.

Первоклашки vs старшеклассники: «У нас есть гаджеты, и нам ничего не страшно» >>

Сколько вешать в байтах

Чтобы избежать негативных последствий, гаджеты надо «дозировать», считают психологи. Детям до шести лет можно проводит в виртуальном мире один час в день, с перерывами по 10 минут. Так, ребенок может играть 20 минут, затем ему необходимо отдохнуть минут 10, а то и больше, чтобы зрительные нервы восстановились, иначе вред будет нанесен не только психике, но и зрению, отмечает эксперт.

В школьном возрасте время, отведенное на гаджеты, нужно сократить, так как учитывается нагрузка, полученная ребенком в школе, а на летних каникулах или в выходные это время можно, наоборот, увеличить.

Идзиковский считает, что, если родители занимаются ребенком, вопрос о дозировке времени, проведенном в гаджете, не стоит: времени на Интернет почти не остается. Однако есть периоды, когда девайсы ребенку лучше не давать. «Есть промежутки времени в течение дня, которые подходят для эффективной деятельности, и довольно обидно отдавать их гаджетам.

Например, ребенок проснулся, поел, он полон сил – пик активности. В этот момент надо, чтобы ребенок делал то, что родители считают наиболее полезным», – подчеркивает психолог.

Не стоит проводить время за планшетом, компьютером или телевизором в вечернее время, так как яркий экран нарушает сон. «Человек воспринимает дневной цикл в зависимости от источников яркости на сетчатке. Если ребенок смотрит в телефон, планшет, то с точки зрения мозга и организма наступает день».

Подмосковные учителя — о современных детях и гаджетах на уроке >>

Распознать и обезвредить

Если родители внимательны к своему чаду, распознать первые признаки зависимости не составит труда. «Если вы видите, что сместился фокус внимания, и вместо того, чтобы что-то делать, ребенок сидит в углу, в гаджете, то это повод задуматься», – говорит Идзиковский.

Зависимость у детей возникает на фоне гормонального, бурного физиологического развития. Реакция ребенка может зависеть от характера и типа темперамента. У спокойных детей, как отмечают психологи, возникает риск развития аутистичных черт – ребенок замыкается в себе. «Дети с подвижным характером могут гораздо легче приобрести интернет-зависимость. Причем их сложнее вытянуть оттуда, потому что они вовлекаются в различные группы, которые несут негативную окраску», – отмечает Шляпужникова.

По словам экспертов, зависимость от гаджетов отражается и на характере: ребенок будет трудным, особенно подросток, не будет нести никакой ответственности за свою жизнь, продуцировать ложь, так как он придумывает некий образ себя в виртуальной реальности. «Нужно понять, что это расстройство психического характера.

Важно понимать, насколько ребенок идентифицирует себя, может ли он вовремя выйти из Интернета, когда его кто-то зовет. Если он не откликается или начинает раздражаться, то это уже первые сигналы интернет-зависимости», – отмечает эксперт.

Если ребенок перестает интересоваться какими-либо повседневными делами, в том числе своей гигиеной, не стремится к общению с родственниками, друзьями, ему не интересно играть в какие-то активные игры, что-то создавать, пора обращаться к специалисту.

Карманные убийцы: безопасность гаджетов под вопросом >>

Победить зависимость

Когда ребенок кричит, не выходит из Интернета, надо просто отобрать планшет или телефон. Эксперты единодушны: если родители считают что-то вредным, запреты должны быть жесткими.

«Если ребенок манипулирует своими родителями, устраивает истерики, и они не могут с ним справиться, то проблема не в гаджетах, и она требует решения, так как, скорее всего, что-то не так с ролевыми позициями, с коммуникацией в семье», – отмечает Идзиковский.

Избежать печального сценария можно, считают психологи, но ответственность лежит на родителях. Эксперты призывают ни в коем случае не пытаться избавиться от ребенка с помощью гаджетов, если он, например, хочет поговорить.

Ребенку очень важно общение с родителями, важно, чтобы его выслушали, чтобы его спрашивали. Нужно в любом возрасте находить совместные занятия, как в детском, так и в подростковом.

«Вопрос в том, насколько родители вообще хотят заниматься своим ребенком, если они не хотят, планшет – не худший вариант», – отмечают психологи.

В любом возрасте надо стараться договориться, но с подростками это не всегда бывает возможно. Когда подросток бунтует, эксперты рекомендуют оставить его в покое и дождаться, пока пик негативных эмоций пройдет. После того, как спадет накал страстей, с ребенком можно попробовать заключить договор. Очень хорошее средство – реально составленный и распечатанный на компьютере договор с подписями, который выводит ребенка на более взрослый уровень. С малышами работает аналогичная стратегия. «Надо действовать через положительные эмоции, эмоциональный пик у маленьких детей очень быстро проходит», – поясняет Шляпужникова.

Когда проблемы налицо, лучше сразу обратиться к специалисту. Если такой возможности нет, нужно ограничить время, проводимое ребенком в виртуальном мире. Родители должны проявлять твердость. Независимо от эмоций, которые демонстрирует ребенок, важно соблюдать возрастные рекомендации. В войне с интернет-зависимостью, как на войне, не может быть никаких поблажек.

Сомнолог Роман Бузунов: о пользе сна на работе и вреде гаджетов >>