ВСМ «Москва – Санкт‑Петербург»: каким будет проект и зачем он нужен

ВСМ «Москва – Санкт‑Петербург»: каким будет проект и зачем он нужен
Акценты
Евгений Биятов

Фото - © Евгений Биятов/РИА Новости

Вопросы строительства и развития высокоскоростных магистралей в России обсуждается несколько десятилетий. Более того, первые скоростные магистрали и проекты появились еще в Советском Союзе. По разным причинам проекты так и оставались на бумаге, и на сегодняшний день в России нет ни одной железной дороги, специально предназначенной для высокоскоростного движения со скоростью более 250 км/ч. Пилотным проектом может стать магистраль, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, к тому же уже названа примерная дата ее запуска – 2028 год. В материале РИАМО рассказываем подробнее о ВСМ и планах по реализации проекта.

Что такое высокоскоростная магистраль

Максим Богодвид

Фото - © Максим Богодвид/РИА Новости

Высокоскоростная магистраль (ВСМ) – это не просто дорога, по которой поезда могут ехать чуть быстрее или без остановок. Это специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час.

Сейчас в России таких дорог нет. Так, «Сапсан» может разгоняться до 250 км/ч, «Ласточка» - до 160 км/ч, а средняя скорость скоростного поезда до северной столицы составляет около 180 км/ч. Все это считается скоростным движением, но не высокоскоростным, которое только планируют организовать.

На данный момент приоритетным направлением считается ВСМ «Москва – Санкт-Петербург», которая сократит время в пути между городами до двух часов 15 минут с нынешних четырех часов, а в перспективе станет частью ВСМ, соединяющей север и юг России.

Какой будет ВСМ «Москва – Санкт-Петербург»

hsrail.ru

Фото - © hsrail.ru

Проект ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» получил поддержку президента РФ Владимира Путина при запуске МЦД-3, который одобрил проект и обозначил еще направления из Москвы в Нижний Новгород, затем в Казань и на Урал, а также из столицы в Воронеж, далее – в Адлер с включением в эту систему Луганска и Донецка.

Как сообщает РЖД, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Санкт-Петербург» предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

«Трасса внесена в Схему территориального планирования Российской Федерации. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации согласованы Специальные технические условия для проектирования ВСМ Москва — Санкт-Петербург», - сообщается на сайте компании.

Это направление выбрали приоритетным из-за существующего спроса, согласно демографическому прогнозу и благодаря наличию устойчивого пассажиропотока. В зоне расположения ВСМ «Москва-Санкт-Петербург» проживает более 30 миллионов человек, что составляет 20% населения страны.

Магистраль пройдет по территории шести субъектов РФ – городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей.

Общая протяженность магистрали составит 679 километров, а время в пути без учета остановок составит 2 часа 15 минут.

Зачем нужна ВСМ «Москва-Санкт-Петербург»

Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/РИАМО

На первый взгляд создание еще одной скоростной дороги до Питера выглядит сомнительным, учитывая наличие скоростной автомобильной дороги до северной столицы, наличие «Сапсанов» и «Ласточек» и воздушные гавани. Но высокоскоростная магистраль имеет ряд преимуществ и к тому же не угрожает экономически уже существующим путям сообщения между двумя городами федерального значения.

ВСМ обеспечит скорость передвижения до 360 км/ч, что значительно сократит время в пути с учетом времени, необходимого для того, чтобы добраться до аэропорта или вокзала. Если учесть, что до аэропорта в Москве и в Санкт-Петербурге нужно добираться от 1,5 часов, то наличие ВСМ значительно упрощает логистику.

Повысятся и безопасность, и комфорт поездок, благодаря развитию конкурентной среды в перевозках пассажиров на рынке транспортных услуг. Кроме того, снизится экологическая нагрузка транспорта на среду обитания.

С учетом увеличивающегося пассажиропотока ВСМ не перетянет на себя пассажиров, а, напротив, будет способствовать его перераспределению и снятию нагрузки на аэропорты, автодороги и поезда. Строительство и развитие ВСМ обеспечит образование индустриальных кластеров в зоне прохождения магистрали во всех сферах – деловой, жилой, туристической, образовательной, медицинской, рекреационной и спортивной.

Размещение пассажирских станций запланировано в столице на станции Москва-Пассажирская ОЖД и в Санкт-Петербурге на станции Санкт-Петербург-Главный.

Какими будут тарифы на ВСМ «Москва-Санкт-Петербург»

Пресс-служба ЦППК

Фото - © Пресс-служба ЦППК

На совещаниях в конце октября Минтранс и Минэкономразвития РФ согласовали подход к тарифу и прогнозный пассажиропоток для будущей магистрали «Москва — Санкт-Петербург». С ее запуском проезд должен подешеветь на 17,5% и занимать минимальное количество времени.

На совещаниях озвучено, что пассажиропоток ВСМ в 2030 году должен составить почти 23 миллиона пассажиров, что совокупно с другими видами транспорта на этом маршруте (личный автомобиль, автобус, скоростные, пригородные и ночные поезда, самолет) должно обеспечить перевозку 43,3 млн пассажиров. К 2060 году ВСМ должна перевозить уже 36,4 миллионов пассажиров в год, а общий поток на этом направлении ожидается на уровне 62,3 миллионов.

По данным Минтранса и Минэкономразвития, если исходить из минимальных цен 2022 года, то условная стоимость поездки по ВСМ составит 5008 рублей. Это выше, чем цены на «Сапсан» и самолет, но в совокупности с учетом поездки до вокзала и аэропорта, фактически тарифы на ВСМ должны быть ниже на 17,5% от средних расценок других видов транспорта и составлять 7654 рублей.

Другие параметры проекта и его конечная финмодель еще не согласованы. К тому же тарифы скорее всего будут поиндексированы как минимум с учетом инфляции.

История проектирования ВСМ в России

Михаил Климентьев

Фото - © Михаил Климентьев/РИА Новости

Вопрос о строительстве магистралей исключительно для скоростных поездов начал рассматриваться в СССР в конце 1960-х годов на основе успешного опыта подобных линий в Японии (Shinkansen) и Франции (TGV). В качестве наиболее подходящего направления для постройки подобной магистрали рассматривалась трасса Москва - Ленинград (Санкт-Петербург). Но поскольку существующая железная дорога, построенная в 1851 году, проходит по оптимальному и наиболее прямому маршруту, было решено развивать по ней смешанное движение: пускать как высокоскоростные поезда, так и обычные. Для скоростного движения были созданы электропоезда ЭР200 (производства Рижского вагоностроительного завода в Латвийской ССР, ныне Латвии) и электровозы ЧС200 (Skoda, Чехословакия), рассчитанные на скорость до 200 км/ч.

Однако вопросом строительства скоростных магистралей занимались еще в СССР в конце 1960-х годов на основе успешного опыта подобных линий в Японии (Shinkansen) и Франции (TGV). И тогда наиболее подходящим направлением тоже была выбрана дорога из Москвы в Санкт-Петербург (на тот момент Ленинград, ред.) Но существующая дорога проходила по оптимальному и наиболее прямому маршруту, поэтому было решено развивать по ней смешанное движение, то есть пускать и скоростные поезда, и обычные. При такой схеме было много факторов, мешающих наладить по-настоящему скоростное движение по железной дороге.

Морозов Л.Н.. Собственная работа, CC BY-SA 3.0

Фото - © Морозов Л.Н.. Собственная работа, CC BY-SA 3.0/Wikipedia.org

В 1980-х годах в институтах при Министерстве путей сообщения снова начали разрабатывать проекты выделенной ВСМ по маршруту «Москва - Ленинград и Москва – Юг». В целом проект был готов к началу 1990-х годов. Но все попытки его реализации проваливались: построенные поезда не могли развивать необходимую скорость, не строились дороги, компании признавались банкротом. В итоге, в 2007 году председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что 70 миллионов долларов, потраченных на проект, «ушло в никуда». А после реформирования железнодорожной отрасли и создании на базе Министерства путей сообщения госкомпании «Российские железные дороги» (РЖД) было запущено скоростное движение по старой линии «Москва - Санкт-Петербург», которая работает по сей день.

В декабре 2012 году были приняты поправки в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которым предполагалось в первую очередь реализовать в рамках частно-государственного партнерства три проекта: Москва - Санкт-Петербург (ВСМ-1), Москва - Казань (ВСМ-2) и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер (ВСМ-3), а также, в дальней перспективе, Казань - Самара.