Столыпин и советский авиапром: история названий микрорайонов в Жуковском
Материал подготовлен Жуковским ИА>>
Жуковский - город молодой, ему всего 67 лет, строился он на пустошах. Тем не менее, некоторые микрорайоны имеют старинные и довольно любопытные названия: Колонец, Горельники, Наркомвод, Ильинка. Они сильно контрастируют с сухими названиями новых микрорайонов, который часто просто-напросто нумеруют, например, Пятый микрорайон.
Корреспондент Жуковского Информагентства пообщался с главным хранителем Жуковского городского музея Галиной Овчинниковой и узнал историю происхождения этих топонимов.
Оказывается, исторические названия районов тесно связаны с великим реформатором Столыпиным и советским авиапромом.
Колонец - место водоворотов
Топоним Колонец датируется ориентировочно 9 – 12 веками. Так называлась деревня, стоявшая в том месте, где река Пехорка впадает в Москва-реку. На это и указывает название: «коло» означает «вращение». Именно в этом месте, при слиянии двух рек, происходили водовороты. Их и сегодня можно наблюдать здесь. История деревни уходит в глубину веков. Можно предположить, что ладьи с товарами, которые двигались по маршруту «из варяг в персы» или от Великого Новгорода к хазарам и далее по Москва-реке, Оке, Волге, попадая в эти водовороты, переворачивались, и их выносило на берег, за которым закрепилось название Черный Яр. Там товар собирали и двигались далее, чтобы еще раз испытать судьбу возле деревни Вертячево. Следующее «коло» – это уже Коломна, там, где Москва-река впадает в Оку.
При этом в 13 – 14 веке, когда активно разрабатывались Мячковские каменоломни - из белого известняка строили и белокаменную Москву, и храмы в Переславле Залесском - деревня называлась Каменец. Данный факт говорит о том, что ее жители активно занимались поставками камней. Естественно, на лодках, двигаясь вверх по течению.
В 19 веке деревня снова стала называться Колонец, и возле нее активно работала одна из семи переправ в Раменье. Мостов тогда не было, и переправа через реку была стабильным и выгодным делом. Естественно, деревня активно расширялась.
Однако у этого местоположения был недостаток. Каждую весну во время разлива реки вода поднималась настолько, что затапливала дома по самые крыши. Одно из самых сильных наводнений произошло в 1908 году. Сохранилась даже фотография. В этот период Столыпин проводил аграрную реформу, убеждая крестьян переходить из общины в фермеры, по его мнению, наиболее прогрессивную форму ведения сельского хозяйства. Жители деревни написали обращение к Столыпину, где говорили, что согласны жить фермерскими, или, как тогда говорили, хуторскими хозяйствами, если им разрешат переехать на более сухое место. Это как раз то место, где сегодня находится микрорайон Колонец, который ограничен улицами Мясищева и Лацкова.
Столыпин не только разрешил крестьянам переехать, но даже выделил на это средства из казны. В 1910 году, через два года после потопа, он приезжал в Колонецкие хутора – так они стали называться – на первом русском автомобиле «РуссоБалт» и встречался с жителями. Об этом пишет газета «Русское слово». По свидетельству очевидцев, Столыпин остался недоволен поездкой, так как фактически крестьяне его обманули. Ведь де-юре они вроде бы жили хуторами, но де-факто продолжали совместно решать хозяйственные дела.
Узнайте о музее Салтыкова-Щедрина в подмосковном селе Спас-Угол>>
Горельники, где лес горел
Когда строили поселок железнодорожников при станции Прозоровская, приблизительно в 1898 – 1912 годах, более известный как «город-сад», на этом месте был густой лес. Вероятно, он сильно мешал строителям. Пилить лес было слишком долго. И тогда лес загорелся. Причины пожара сегодня выяснить, конечно, не представляется возможным - поджог или чья-то неосторожность? Но факт остается фактом. Лес долго не могли потушить, так как подъехать к месту пожара было невозможно ни на каком транспорте. Когда пожар затих, то на месте леса образовался «горельник», то есть горелый лес. Позднее очищенное пространство застроили бараками и частными домами, а название сохранилось.
Впрочем, у названия может быть и более древняя история: как известно, наши предки на Руси часто освобождали пространство от леса при помощи огня, но точнее об этом могут сказать только более серьезные исследования.
Ильинка
Название микрорайона напрямую связано с наименованием железнодорожной платформы Ильинская, которая, в свою очередь, получила название от помещицы Ильиной, последней владелицы усадьбы Быково-Марьино и крупной владелицы земель вдоль Казанской железной дороги, на которой она строила дачи и сдавала их москвичам. Дачу у помещицы Ильиной снимала семья фон Мекков – одни из владельцев железной дороги.
После 1917 года на одной из дач жил авиаконструктор Туполев. По легенде, ему было тяжело ездить на работу в Москву, и тогда он решил перенести ЦАГИ на новое место, туда, где сейчас находится Жуковский. Конечно, это всего лишь легенда. На самом деле, строительство нового ЦАГИ было вызвано удобством расположения, на пересечении трех путей: речного, железнодорожного и автотранспортного.
Прогулки по Рузскому району: «белая» гора и старинный храм>>
Наркомвод, где хотели строить гидродром
Это название возникло уже в великую эпоху аббревиатур и связано с историей Народного комиссариата водного хозяйства и первыми пятилетками СССР (20 – 30-е годы). Дело в том, что изначально в авиастроении существовала теория о том, что раз наша планета на две трети покрыта водой, то лучшим полем для взлета и приземления аэропланов должны стать именно водные просторы. Советские инженеры обратили внимание на тот самый разлив, который заставил деревню Колонец переехать на новое место, и приняли решение о том, что если в районе Вертячево построить плотину, а рядом - отводной канал, то вода заполнит всю низину и превратится в искусственное море, или гидродром, где можно будет спокойно испытывать гидросамолеты, которыми как раз в этот период активно занимались в ЦАГИ. Правда, тогда этот институт еще был в Москве, а территории, где строился Жуковский, еще только-только начинали осваивать.
В музее хранится план-схема этого грандиозного строительства и примерные масштабы планируемого затопления. По рассказам жителей деревни Вертячево, они уже сидели на чемоданах, готовясь к переезду. Кстати, под Ярославлем такой план удался, и под воду ушел целый город Молога.
Однако в Раменском районе план оказался не осуществим, и строительство гидросамолетов перенесли в Таганрог, а вот название закрепилось за территорией, и сегодня так называется целый промышленный микрорайон города и улица, ведущая к нему.
Эдуард Семенов