Реформа ОСАГО: каких сюрпризов ждать автолюбителям
Российских автовладельцев в ближайшее время ждут перемены в нормах ОСАГО, в конце сентября ЦБ согласовал с Минфином окончательный вариант реформы автострахования, в ближайшее время поправки в закон об ОСАГО рассмотрит Госдума. Что изменится для водителей после реформы, и стоит ли готовиться к росту тарифов, РИАМО рассказали эксперты.
Натуральный расчет
Реформирование ОСАГО будет проходить в два этапа. Первый пакет поправок рассмотрят в Госдуме уже этой осенью. Основной акцент сделан на введении «натурального» возмещения вместо денежной компенсации. В случае принятия поправок страховые компании получат право самостоятельно выбрать форму выплаты для пострадавшего автовладельца. По прогнозам Минфина, более 90% выплат в ОСАГО будут производиться не в деньгах, а в виде ремонта.
Выгода «натурального расчета» для страховщиков очевидна: страховая компания получает иммунитет от махинаций и недобросовестных автоюристов. Выгоды же автовладельцев, по мнению экспертов, сомнительны.
«Когда гражданин покупает полис, а страховая компания его продает, подразумевается, что обе стороны равны. Поправки сводят на нет это равенство. Отныне страховая компания будет решать, возместить ущерб автовладельцу деньгами или ремонтом.
Банк России рассказал, как купить полис ОСАГО не выходя из дома>>
В результате автовладелец не сможет ни выбрать запчасти на свое усмотрение, ни проконтролировать качество ремонтных работ. А если ремонт будет сделан тяп-ляп — ходи и судись?», — говорит вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.
По его мнению, ОСАГО становится просто грабительской, поэтому ее вообще следует отменить.
Член координационного совета Федерации автовладельцев России Сергей Канаев также прогнозирует, что страховщики будут диктовать свои условия, не оставляя выбора автовладельцу.
«После принятия поправок у автовладельцев не останется выбора. В результате, они лишатся защиты автоюристов, которые на сегодняшний день могут требовать дополнительных денежных выплат в случае, если автостраховщик их занижает», — комментирует ситуацию эксперт.
В свою очередь, в страховой компании «РЕСО-Гарантия» заверили, что автовладельцам опасаться нечего.
«Натуральное возмещение убытков в ОСАГО помогает избежать споров между клиентом и страховщиком относительно размеров страхового возмещения. Клиент в короткие сроки получает отремонтированный квалифицированными специалистами автомобиль», — сказал РИАМО заместитель начальника Управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия» Марина Щукина.
По ее словам, проект натурального урегулирования по ОСАГО был запущен в РЕСО в середине 2015 года, и сегодня уже более 20% клиентов выбирают возмещение в форме ремонта. А поправки в закон об ОСАГО сделают схему регулирования убытков еще удобнее для страхователей, так как им больше не придется доплачивать страховой компании за износ детали или замену старой детали на новую.
«Если клиент по каким-либо причинам недоволен качеством ремонта, он всегда может обратиться к страховщику, который, в свою очередь, поможет ему добиться бесплатного устранения всех дефектов. Поэтому этот проект изменений исключительно привлекателен для автовладельцев», — уверяет специалист.
Возможность использования при ремонте автомобилей по страховке б/у запчастей — еще один момент, который беспокоит экспертов. Так, в Федерации автовладельцев России считают, что это негативным образом отразится на качестве ремонта автомобилей, так как страховщики, по расчетам Канаева, смогут ставить бывшие в употреблении детали везде, где только можно.
ЦБ требует от страховых компаний решить проблему доступности ОСАГО в регионах>>
«Срежут с одной машины ржавое крыло, подрихтуют и на другую поставят. А мы даже знать не будем, что именно нам установили», — опасается лидер Движения автомобилистов России.
Впрочем, согласно новым поправкам, самим страховщикам будет невыгоден некачественный ремонт. Неоднократное невыполнение обязательств по ремонту транспортных средств, зафиксированные Банком России, будут чреваты для компании лишением права предоставлять «натуральное» возмещение ущерба до одного года. Кроме того, ожидается, что к станциям техобслуживания будут предъявляться самые жесткие требования по качеству работ. А также их обяжут давать гарантию на свою работу.
Три ОСАГО — на выбор
Позднее будет рассмотрен второй блок поправок в закон об ОСАГО. Ожидается, что в 2017 году будет принято решение о разделении полисов на три категории, что потребует пересмотра тарифов.
По мнению начальника отдела методологии автострахования АО «СОГАЗ» Юрия Горцакаляна, разделение обязательного автострахования на три уровня — «эконом», «стандарт» и «премиум» —пока неактуально, поскольку ОСАГО — это обязательный вид страхования, поэтому условия для всех автовладельцев должны быть единые.
«Что касается увеличения лимита страхового покрытия, как аналога добровольного страхования ДСАГО, то хочу заметить, что в целом ДСАГО не пользовалось повышенной популярностью у автовладельцев. А на сегодняшний день в связи с высокой долей мошенничества в этом виде страхования многие страховщики вовсе отказались от продаж расширенной «автогражданки», сказал Горцакалян.
Порядка миллиона страховых полисов ОСАГО в России являются поддельными>>
«Появление „премиального“ варианта ОСАГО вряд ли вызовет интерес со стороны страховщиков, поскольку его продажи могут привести к дальнейшему росту убыточности», — отмечает эксперт.
Ждать ли роста тарифов
Как заявили ранее в Минфине, в ближайшие годы правительство РФ перестанет регулировать тарифы по обязательным видам страхования и отпустит их в «свободное плавание». В Федерации автовладельцев России предупреждают, что такой вариант развития событий выгоден страховым компаниям, поэтому они будут всячески лоббировать свободные тарифы.
«Сегодня тарифы контролируются правительством, и страховщикам это очень не нравится. Они стремятся перейти к системе ОСАГО, которая была частью КАСКО. Так как автострахование у нас является обязательным, у автовладельцев не останется выбора: они будут вынуждены платить столько, сколько захотят страховщики. Этого нельзя допустить. Если страховщики хотят свободных тарифов, тогда и страхование должно быть добровольным, как это сделано в других странах мира», — считает Канаев.
В свою очередь, в «РЕСО-Гарантия» говорят, что поправки в закон об ОСАГО не повлияют на расчет страховой премии по договорам КАСКО, так как тарификация по таким договорам определяется каждым страховщиком индивидуально.
«Законопроект предполагает поправки, исключающие применение коэффициента мощности транспортного средства при расчете страховой премии по ОСАГО. Предполагается изменение тарифной сетки коэффициента за стаж и возраст водителей, допущенных к управлению ТС, и изменение порядка определения коэффициента территории. Но преждевременно говорить о том, будут ли учтены данные предложения и в каком виде. В этом году внесение изменений в закон об ОСАГО в отношении порядка расчета страховой премии не ожидается», — пояснила представитель компании.