Пятилетка Собянина: москвичей научили отдыхать в парках и платить за парковку

Пятилетка Собянина: москвичей научили отдыхать в парках и платить за парковку
Акценты

Сергей Собянин руководит Москвой уже пять лет - в среду он отмечает юбилей на посту мэра. Вступая в должность столичного градоначальника, Собянин намеревался в первую очередь избавить город от пробок и создать москвичам комфортные условия для жизни. Насколько мэру удалось реализовать поставленные задачи, как изменилась Москва при Собянине, и какой импульс для развития получил мегаполис на ближайшие годы, читайте в материале РИАМО.

Собянин был утвержден Мосгордумой на должность мэра Москвы 21 октября 2010 года по представлению президента России Дмитрия Медведева. А 8 сентября 2013 года, в связи с принятием закона о прямых выборах глав субъектов РФ, Собянина избрали мэром Москвы сроком на 5 лет.

Платный паркинг в Москве: точечные парковки - еще не точка>>

Прорыв метро

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Борьбу с пробками Собянин начал с активного развития транспортной инфраструктуры. По расчетам московских властей, городской общественный транспорт должен стать настолько удобным, чтобы автомобилисты охотнее пересаживались в автобусы и метро с личных авто.

За пять лет темпы строительства метро выросли в четыре раза. С 2011 года протяженность линий Московского метрополитена увеличилась на 10%. В частности, был построен новый участок синей ветки «Строгино» - «Пятницкое шоссе». С начала 2015 года построено более 15 километров тоннелей, в строительстве находится 60 километров путей и 35 станций. Новые станции создаются по индивидуальным проектам, подземка развивается как уникальное архитектурное сооружение. Всего в столице с 2011 по 2020 год планируется построить более 160 километров линий метро и 78 новых станций, 15 из которых уже открыты. Сейчас 80% жителей Москвы имеют метро в шаговой доступности, а еще через 5 лет этот показатель планируется увеличить до 93%.

10 мест в метро Москвы, о которых знает не каждый>>

Низкополые автобусы

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

В Москве также активно развивается наземный общественный транспорт. С 2010 года ГУП «Мосгортранс» обновил более 60% подвижного состава, более 70% транспорта является низкопольным, включая 74% автобусов, треть троллейбусов и 21% трамваев. Также в городе ввели новые экономичные проездные на весь общественный транспорт - «Единый», «Тройка» и «90 минут».

Парад раритетных автобусов прошел в Москве. ФОТО>>

Платные парковки

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Одним из самых резонансных проектов в Москве за последние годы стало введение платной парковки. По заявлению Собянина, эта мера призвана помочь в борьбе с пробками, которые вызваны хаотичной парковкой. Платный паркинг вводился поэтапно: начиная с ноября 2012 года в качестве эксперимента на нескольких улицах ЦАО, парковочное пространство разрослось до Садового кольца и ТТК, а в 2015 году платные парковки начали открывать точечно – на наиболее проблемных участках улиц. Второй этап точечного расширения зоны парковки запланирован в декабре 2015 года. Тарифы за парковку составляют от 40 до 130 рублей в час.

При этом многие москвичи выступают против платного паркинга, эксперты также дают неоднозначные оценки. Однако власти Москвы указывают на эффективность этой меры: увеличение средней скорости транспорта почти на 12%, уменьшение числа затруднений в движении общественного транспорта на 75% в 2015 году. На Московском урбанистическом форуме в октябре 2015 года Собянин заявил, что Москва входит в число лидеров по организации дорожного движения.

Платная парковка в Москве: «раковая опухоль» или спасение от пробок>>

Такси и каршеринг

Фото: правительство Москвы

При Собянине в Москве навели порядок с таксомоторными перевозками: теперь московские таксисты работают строго по разрешениям, а автомобили такси легко узнать по желтому цвету.

А в сентябре 2015 года в столице запустили каршеринг – сервиса, позволяющий взять машину в краткосрочную аренду в любое время суток для использования в качестве личного транспорта. Этот проект также призван заставить москвичей отказаться от личных автомобилей для перемещения по городу, тем самым сократив пробки. Стоимость поездки составляет 8,9 рубля за минуту эксплуатации и 1,5 рубля в режиме ожидания. Пока зона каршеринга ограничена МКАД плюс пять километров. Мэр Москвы заявил, что каршеринг должен распространиться вплоть до Московской области.

Кроме того, в столице началось развитие электротранспорта - первая зарядная станция для электромобилей открылась в рамках проекта «Московский электротранспорт» на улице Бахрушина. Электромобили также планируют сдавать в краткосрочную аренду. Правительство Москвы приняло решение о бесплатном размещении электромобилей на городских парковках.

Каршеринг в Москве: утопия или альтернатива такси и пробкам>>

Развитие МКЖД

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

В рамках развития общественного транспорта в Москве полным ходом идет подготовка к запуску пассажирских перевозок на Малом кольце Московской железной дороги, которое раньше использовалось для грузоперевозок. Этот совместный проект Москвы и РЖД представляет собой системы легкого метро, интегрированного в метрополитен, что позволит разгрузить электрички и метро. МКЖД, которое планируют открыть в 2016 году, будет перевозить до 300 миллионов человек в год, в структуре МКЖД будет построено более 30 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), на 17 из которых будет пересадка на метро и на девяти - на пригородные поезда. На данный момент ведется строительство 20 станций МКЖД, 31 станция - на этапе проектирования.

Альтернатива метро: как проходит строительство Малого кольца МЖД. ФОТО>>

Реновация промзон

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Более трех лет назад началась масштабная работа по развитию территорий промзон в границах «старой» Москвы. В части промзон сохраняют производство, другие полностью реорганизуют под строительство жилья, культурно-досуговых, научных пространств и соцобъектов. Реновация промзон создаст большое количество рабочих мест. Строительство ведется на 10 площадках. Наиболее значимые: завод имени Лихачева («ЗИЛ»), промзоны «Ленино», «Перово», «Верхние котлы». В приоритете - промзоны «Нагатинский затон», «Соколиная гора», «Серп и Молот».

Архитектурные ошибки Москвы: 7 проектов «ни к селу, ни к городу»>>

Развитие новой Москвы

Фото: правительство Москвы

При Собянине площадь Москвы увеличилась практически вдвое за счет присоединения в 2012 году территорий Подмосковья, которые образовали Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО). По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, новая Москва фактически превратится в еще один город-миллионник в России. Так, в 2015 году половина построенного в Москве жилья - 1,4 миллиона квадратных метров - пришлось на ТиНАО. Всего за три года в новой Москве введено свыше 7 миллионов квадратных метров недвижимости, в том числе 4,25 миллионов «квадратов» жилья. Сейчас население ТиНАО составляет более 500 тысяч человек. К 2035 году в новой Москве будут проживать 1,5 миллиона человек, в новых округах создадут 1 миллион рабочих мест, построят 600 километров дорог и 40 километров линий метро, предлагается построить более 100 миллионов квадратных метров недвижимости.

Другая Москва: что изменилось в жизни «новых москвичей» за три года>>

Дорожное строительство

Фото: правительство Москвы

За пять лет Москва вышла в число мировых лидеров по строительству транспортной инфраструктуры. За это время в столице построили в 2,5 раза больше дорог, чем за предыдущую пятилетку, или 10% от всей имеющейся дорожной сети. Всего с 2011 года в Москве построили 112 мостов, эстакад и тоннелей, 139 подземных и надземных пешеходных переходов. В том числе, в июне 2015 года на развязке МКАД с Ленинским проспектом досрочно было открыто движение по двум эстакадам, что значительно улучшило дорожную ситуацию на этом участке. В конце сентября 2015 года открылась эстакада у станции метро «Тушинская» на Волоколамском шоссе в районе стадиона «Открытие Арена», где пройдет Чемпионат мира по футболу 2018 года. Кроме того, завершилась реконструкция Каширского шоссе, которая позволила ликвидировать одно из самых загруженных мест в Москве на его пересечении c проспектом Андропова. Также в Москве реализуется проект Северо-Западной хорды с тоннелем винчестерного типа.

Десять проектов строительства, изменившие жизнь в московском регионе за 5 лет>>

Реконструкция парков

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

За последние годы многие московские парки были реконструированы по мировым стандартам и превратились в полноценные зоны отдыха для горожан мирового уровня, в их числе главный парк Москвы - ЦПКиО имени Горького и «Сокольники». Также преобразилась территория ВДНХ. С 2013 года в Москве реализуется масштабный проект благоустройства зеленых территорий в шаговой доступности от жилых кварталов – «Народный парк». В 2013-2014 годах по программе было создано 108 народных парков общей площадью 218 гектаров. В 2015 году планируется создание 53 народных парков общей площадью 107 гектаров. Летом 2015 года началось строительство ландшафтного парка «Зарядье» площадью 10,9 гектара на месте снесенной гостиницы «Россия». Кроме того, Собянин утвердил проект планировки детского парка DreamWorks и общий проект рекультивации Нагатинской поймы.

Парк Захаровой: как ЦПКиО превратился в культурную мекку Москвы>>

Развитие здравоохранения и образования

Фото: правительство Москвы

В настоящее время в Москве зарегистрирован один из самых высоких по стране показателей продолжительности жизни – почти 77 лет против 70 лет в среднем по России. Смертность от инфаркта миокарда, одной из главных болезней в мегаполисе, в столице сократилась более чем на 50% за пять лет.

За пять лет в Москве капитально отремонтировали более 1 тысячи квадратных метров медучреждений, построили 15 поликлиник, ввели две подстанции скорой помощи. По словам руководителя столичного департамента здравоохранения Алексея Хрипуна, эти мероприятия стали возможны благодаря «беспрецедентному уровню финансирования в течение пятилетки». Так, объем финансирования высокотехнологической медицинской помощи за последние пять лет увеличился в пять раз. По данным опросов, что почти 90% посетителей поликлиник Москвы удовлетворены уровнем оказания медпомощи.

Столица также лидирует в России по качеству образования. Так, более 30% учащихся Москвы учатся в школах, вошедших в топ-500 лучших в России по итогам 2015 года. По словам Собянина, в столице вдвое выросло число отличников по ЕГЭ и победителей олимпиад. Практически во всех районах столицы ликвидированы очереди в детские сады. За пять лет около 250 зданий школ и детсадов построили в Москве, из них 186 детских садов и 64 школы также более 1 тысячи зданий капитально отремонтировали.

Зарплата учителей выросла в Москве на 80% за 5 лет>>

Городские референдумы

Фото: cкриншот сайта «Активный гражданин»

В мае 2014 года по поручению Собянина в Москве запустили проект «Активный гражданин». Проект предлагает жителям поучаствовать в опросах, касающихся наиболее важных для города вопросов, чтобы повлиять на решения городских властей. На данный момент в проекте на сайте и в мобильном приложении зарегистрировалось более 1,1 миллиона москвичей. Они высказали свое мнение более 34,9 миллионов раз. За участие в опросах начисляются баллы, которые можно обменивать на товары и услуги. В мае 2015 года проект получил международную премию в сфере связи с общественностью SABRE Awards EMEA 2015, а также завоевал целый ряд других международных наград. В 2015 году мобильное приложение проекта «Активный гражданин» заняло первое место в номинации «Государство и общество» всероссийского конкурса сайтов и мобильных приложений «Рейтинг Рунета».

Около 1,2 млн человек оценили инновации на сервисе «Активный гражданин»>>

Ксения Белякова