Прямо в точку: как далеко зайдет платная парковка в московском регионе

Прямо в точку: как далеко зайдет платная парковка в московском регионе
Акценты

Зону платной парковки в Москве стали точечно расширять год назад — 10 октября 2015 года она появилась на 95 наиболее загруженных улицах. Платный паркинг вводился в столице поэтапно с 2012 года от центра к окраинам — сначала в пределах Бульварного и Садового кольца, а затем в границах ТТК. Власти Москвы не планируют на этом останавливаться и намерены дальше точечно вводить плату за парковки, задумались об этом и в Подмосковье. В чем плюсы и минусы проекта для транспортной ситуации в московском регионе, РИАМО рассказали эксперты.

Что делать, если вам ошибочно выписали штраф за парковку в Москве>>

По просьбам жителей

В отличие от первых очередей платных парковок в центре Москвы, точечное расширение платного паркинга от ТТК до МКАД согласовывается с префектурами, управами и муниципальными депутатами. То есть фактически чрез них жители могут не только выступать против появления платного паркинга в том или ином месте, но и предлагать свои варианты того, где именно стоянку сделать платной, отмечают в столичном Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Вслед за первыми 95 улицами, 26 декабря прошлого года платный паркинг охватил еще 291 улицу города. Парковка стала платной у торговых комплексов, бизнес-центров, станций метро, железнодорожных станций, рынков, парков, скверов и других мест скопления автомобилей.

По данным московского Дептранса, благодаря точечному введению платных парковок, на 15% увеличивается скорость движения личного автотранспорта, снижается загруженность парковочных мест до 65-70% и увеличивается пропускная способность улиц, на 25% снижается количество ДТП и нарушений правил парковки, на 20% сокращается время проезда для пассажиров наземного городского транспорта, а жителям проще найти свободное место для авто у своего дома.

Машин в центре Москвы стало на четверть меньше благодаря платным парковкам>>

Платная сторона медали

Ложкой дегтя в истории с точечными парковками оказалась их стоимость. Не то, чтобы 40 рублей в час за стоянку на улицах от ТТК до МКАД были какой-то астрономической суммой — просто многих автомобилистов возмутил сам факт необходимости платить за то, что раньше было бесплатным.

Однако с тем, что платное парковочное пространство в Москве будет лишь набирать обороты, водителям, похоже, придется смириться. В конце сентября заммэра Москвы Максим Ликсутов анонсировал очередное точечное расширение платного паркинга. По его словам, сейчас чиновники определяют места и тарифы.

На сегодняшний день в Москве один час платной парковки стоит: в пределах Бульварного кольца — 80 рублей, от Бульварного до Садового кольца — 60 рублей, от Садового кольца до МКАД — 40 рублей. При этом в пределах Бульварного кольца действуют дифференцированные тарифы на платную парковку. В этой зоне в период с 8:00 по 20:00 первый час парковки стоит 80 рублей, все последующие — 130 рублей. При этом с 20:00 до 8:00 здесь установлен единый тариф — 80 рублей в час.

Как воспользоваться услугой каршеринга в Москве>>

Нерезиновые дворы

«По истечении года с момента точечного расширения платных парковок можно с уверенностью сказать, что скептики были правы. Парковочные места от ТТК до МКАД не пользуются большим спросом, а их загрузка не превышает 50%. Люди просто предпочитают парковаться в других местах — к примеру, на дворовых территориях», — говорит эксперт Комитета гражданских инициатив, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

По словам координатора общественного проекта «Движение» Андрея Филина, чтобы привлечь водителей на платные парковки от ТТК до МКАД, улицы, в том числе у социальных объектов — поликлиник, школ и магазинов, заставляют знаками, запрещающим стоянку. Однако там, где они действительно нужны — на сложных перекрестках и развязках — их не ставят. В итоге автомобилисты начинают парковаться во дворах, что порой оборачивается настоящей войной за места.

«В будущем это неизбежно приведет к массовой установке шлагбаумов, закономерное следствие которой — повышение налогов для жильцов. Альтернативой этому станет, вероятнее всего, платная парковка — но уже во дворах. И большинство людей на это согласится, поскольку платить налоги в десятки тысяч рублей им будет не под силу», — считает эксперт.

Своим путем

Столичные власти не раз говорили о том, что при введении платных парковок в Москве учитывается передовой европейский опыт. Однако в Европе плату взимают лишь за стоянку у деловых или туристических центров, а на окраинах городов она бесплатная. В связи с этим ряд экспертов выступают за то, чтобы стоянка от ТТК до МКАД была полностью бесплатной.

«В городе и так дефицит парковочных мест, и взимание платы за них на окраинах города лишь создает автомобилистам дополнительные проблемы. Но власти Москвы, судя по всему, решили идти другим путем. И такой подход вряд ли можно назвать рациональным», — считает Шкуматов.

Впрочем, у точечного паркинга есть и плюсы. Основной — это, конечно, пополнение городской казны. Кроме того, вынужденно повышается культура и сознательность водителей. Введение платных стоянок в Москве породило много контролирующих органов, которые стали серьезно следить за тем, чтобы водители оплачивали парковку и не нарушали ПДД.

«Это дало свои плоды — культура вождения в столице повысилась: автомобилисты уже не паркуются вторым рядом и в целом водят гораздо аккуратнее», — констатирует заместитель председателя Совета муниципальных образований Москвы Илья Свиридов.

Летом 2015 года планы о платных парковках обсуждались и в подмосковном правительстве. Предполагалось ввести плату за парковку в 20 крупных городах Московской области с населением более 100 тысяч человек. Замминистра транспорта региона Юрий Фельде называл ожидаемую стоимость парковки — от 30 до 80 рублей в час.

Однако, как следует из досрочной концепции единого парковочного пространства, разработанной в Министерстве транспорта Московской области, в 2016 году власти региона решили заморозить проект внедрения платных парковок. Вместо этого принято решение создавать в крупнейших городах региона дополнительные бесплатные парковочные места. Первые 98 тысяч из них до конца нынешнего года должны появится в Химках, Королеве, Одинцове, Реутове, Балашихе, Мытищах, Долгопрудном, Люберцах и Красногорске.

Ликсутов призвал москвичей обращаться в Дептранс по вопросу ввода платных парковок>>