Пробки-2015: «расчистит» ли кризис дороги в Москве

Пробки-2015: «расчистит» ли кризис дороги в Москве
Акценты

Пробки на дорогах Москвы давно стали притчей во языцех, которую обсуждают почти как погоду. Ситуацию на дорогах привыкли ругать, но ничто не стоит на месте. Корреспондент РИАМО постаралась выяснить, как изменится загруженность столичных дорог в 2015 году, где находятся самые ожидаемые дорожные стройки – «узкие места», и так ли это хорошо, если машин в центре становится меньше.

Почти 90 км дорог планируют построить в Москве в 2015 году>>

Меньше работы - меньше машин

Нарастающие экономические трудности в предстоящем году могут снизить интенсивность трафика в столице на 15-30%, считают опрошенные РИАМО эксперты.

«Трафик пойдет на спад так же, как в кризис 2009-2010 годов, когда днем были пробки 3 балла, это было нормально. Люди просто не ездили по работе, потому что работы не было. Кризис даст снижение нагрузки на дороги на 15%», - говорит руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

С ним согласен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, однако он прогнозирует спад вдвое больше – 30%, отмечая, что 15% уровень падения уже пройден.

Однако президент Московского транспортного союза Юрий Свешников считает, что из-за кризиса число машин, возможно, сильно не сократится за счет того, что некоторые офисные работники на фоне трудностей на основной работе могут решить подрабатывать извозом.

Эксперты также напоминают, что и новых машин в 2015 году будет приобретено значительно меньше, чем в 2014 – почти на 40%.

«Если в 2014 году на российском рынке было реализовано 2,4 миллиона машин, то в 2015 будет 1,5 миллиона», - говорит Шкуматов.
Однако по мнению Шумского, прирост числа личного транспорта сократится, но не прекратится.

«Машина - это удобно. Еще не наступил переломный момент, когда люди начинают думать, а зачем мне машина, она слишком дорога в содержании?», - отмечает руководитель Probok.net.

Новый сервис «Яндекса» поможет найти свободное парковочное место в Москве>>

Самые ожидаемые дорожные стройки

По мнению Свешникова, основными причинами образования пробок в Москве являются радиально-кольцевая топология города, а также существенный дефицит улично-дорожной сети. Если решать проблему пробок с помощью строительства дорог, то их в столице надо построить около 350 - 400 километров, что равняется длине примерно четырех МКАД! Причем речь должна идти не только о реконструкции, но и о строительстве абсолютно новых дорог, развитии хордовых связей и дублеров вылетных магистралей, включая и новую Москву. На фоне этих цифр в планы городских властей входит строительство 268 километров дорог с 2014 по 2017 год, что вдвое больше по сравнению с периодом 2011-2013 годов. Не исключено, что к 2018 году планка потребностей вырастет еще больше, так как число машин продолжит расти.

При этом, по мнению Шумского, самыми ожидаемыми для пользования автомобилистами дорожными объектами, которые введут в 2015 году, является запуск на полную мощность Алабяно-Балтийского тоннеля, а также развязок вылетных магистралей с МКАД.

«Развязки на МКАД - это огромная причина пробок. Строят Каширское шоссе, строится одна из самых главных развязок на Ленинском – там каждый день стоят из-за этой развязки. Возможно, скорость движения удвоится в районе МКАД возле Ленинского проспекта, когда развязку построят», - говорит Шумский.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, в 2015 году на МКАД будут реконструированы пять «клеверных» развязок, еще две будут в основном построены, но сданы позже 2015 года. Шесть развязок уже построены. После того как на любой «клеверной» развязке строятся направленные съезды - тоннели или эстакады, - пропускная способность всей развязки в целом увеличивается на 25-30%, отмечается на сайте комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.

В то же время, по данным аналитического центра «Яндекс.Пробки», дорожные работы приводят к серьезным ухудшениям на дорогах. Например, за год – с осени 2013 по осень 2014 - скорость движения резко упала на ТТК между Кутузовским и Ленинским проспектами — там, где было сужение дороги из-за ремонта. На некоторых участках МКАД стало больше пробок из-за реконструкции развязок: например, с Ленинским и Мичуринским проспектами, Можайским и Каширским шоссе, Библиотечным проездом (Бусиновская развязка). Из-за ремонта на Кутузовском проспекте за год в час пик средняя скорость упала на 10% на участке Новый Арбат – Кутузовский проспект – Рублевское шоссе.

Яндекс покупает программу для управления таксопарком – «Рос.Такси»>>

Предпраздничный ажиотаж никто не отменял

Несмотря на прогнозируемый общий спад количества машин на дорогах, традиционных пробок перед праздничными днями жителям Москвы в этом году не избежать.

«Это 8 марта и несколько предшествующих дней, когда мужчины как сумасшедшие бегают в поисках подарков для любимых женщин, и каждый год одна и та же история. Сразу видно, насколько прибавляется людей, машин», - говорит Шумский.

Второй пик - это дни майских праздников с 1 по 9 и связанное с приходом весны усиление активности автомобилепользования в целом. Третий пик - это 1 сентября и неделя до него, причем за день до 1 сентября в Москве пробки по 7-8 баллов. В завершение года – предновогодняя суета, которая начинается за три недели.

«При этом за три дня до Нового года нагрузка идет на спад. Нет 10 баллов 31 декабря, потому что люди уже не работают», - подчеркивает Шумский.

По его словам, пиковые дни останутся теми же - праздники никуда не денутся, - но, возможно, нагрузка уменьшится пропорционально общей ситуации.

Упрощенный порядок оформления ДТП сократит пробки в Москве до 30% - эксперт>>

Платные парковки - удар по деловой активности

Между тем, всегда ли снижение интенсивности движения является положительным показателем? По данным «Яндекс.Пробок», с осени 2013 по осень 2014 года скорость проезда по Москве в час пик сократилось на 5% - впервые с 2010 произошло снижение, а не рост. В частности, внутри Садового кольца загруженность снизилась примерно на 4% в утренний и на 5% в вечерний час пик — благодаря введению платных парковок. В зоне Третьего транспортного кольца (ТТК) ситуация почти не изменилась. Самые сильные улучшения — почти на 9% утром и 3% вечером — произошли в зоне между ТТК и МКАД, это связано в первую очередь с активным дорожным строительством.

По мнению Шкуматова, платные парковки, которые разгрузили центр, нанесли удар и по деловой активности.

«Подавляя трафик, чиновники подрубают сук, на котором сидят. Интенсивность трафика прямо пропорциональна снижению налоговых сборов. Налоговые поступления и ВВП напрямую зависят от трафика как показателя деловой активности. При этом собираемость налогов в Москве уже упала в два раза», - отмечает эксперт.

Он поясняет, что потребителю теперь неудобно ездить в отдельно стоящие магазины в центре на личном автомобиле из-за рисков, связанных с эвакуацией или неудобством поиска стоянки, которая часто является платной.

Такая ситуация стимулирует потребителей пользоваться массовыми центрами торговли, где есть отдельный паркинг.

«Поэтому магазины на Тверской закрываются, как и вообще в центре. Такого количества объявлений об аренде помещений еще не было», - подчеркивает Шкуматов.
По его мнению, жизнь в центре столицы по вечерам и ночам значительно поутихла, что является для Москвы нонсенсом.

Зону платной парковки в Москве пока расширять не планируют - АМПП>>

Иванна Боровец