Полеты наяву: как в Подмосковье будут развивать местное авиасообщение

Полеты наяву: как в Подмосковье будут развивать местное авиасообщение
Акценты

Малая авиация – это спасение с небес в чрезвычайных ситуациях и крылатая мечта тех, кто оказался в автомобильной пробке. Однако долгие годы она пребывала в упадке. Теперь подмосковные власти планируют поднять эту отрасль на небывалую высоту. Хватит ли малой авиации посадочных площадок, где будут готовить новое поколение пилотов, превратятся ли легкие летательные аппараты из роскоши в доступное средство передвижения, выяснял корреспондент портала "В Подмосковье".

Спасти рядовую авиацию!

"За последние десятилетия в сфере малой авиации наблюдается существенный застой: количество аэропортов сократилось, многие взлетные полосы пришли в негодность, вертолетные площадки устарели. Усугубляют ситуацию сложности с обслуживанием и хранением авиатранспорта, цены на топливо и многие другие факторы", - рассказал РИА Новости член комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Мособлдумы Александр Двойных.

В советское время была система санитарной авиации, которая работала как часы, в том числе и в Московской области, напоминает заместитель директора по научной работе НИИ Скорой помощи им. Н. В. Склифосовского Михаил Абакумов.

"К сожалению, эта система была разрушена. Но возрождать ее надо. Всем известно, как загружены подмосковные дороги. Кроме того, часть лечебных учреждений Московской области расположены далеко от трасс. На дорогу у медиков уходит слишком много времени, а это становится причиной смерти людей. Если же использовать малую авиацию, то медицинская помощь будет оказываться намного оперативнее. Ведь воздушным судном можно доставлять врача к больному на дом, тогда отпадает необходимость транспортировки, которая всегда тяжело переносится", - отмечает он.

Проблемами малой авиации в целом озаботилось руководство страны, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание о перспективах ее развития. Он заявил о необходимости стимулировать авиаперевозки на небольшие расстояния, применяя механизмы субсидирования.

По мнению премьер-министра, мобильность населения должна вырасти на 40%.

А для формирования современной сети маршрутов необходима государственная поддержка. "Причем активность должна идти не только от федерального центра, но и со стороны регионов", - сказал он.

Центр бизнес-авиации в аэропорту "Кубинка" может начать работу в 2014 году>>

Власти Подмосковья уже работают в этом направлении. Так, еще в октябре прошлого года Сергей Шойгу, будучи губернатором Подмосковья, заявил о том, что сеть покрытия малой авиацией в регионе должна быть стопроцентной. Он поручил создать в Московской области программу авиастроения и авиационный центр, который должен координировать работу малой авиации по ликвидации ЧС. Для реализации проекта за три года планировалось привлечь около 600 миллионов рублей частных инвестиций - деньги даже для малой авиации большие. Но цели оправдывают средства.

Шойгу также поручил начать в регионе производство легендарных "кукурузников", самолетов Ан-2. Он отметил, что их необходимо около 100, и поручил организовать производство на авиационно-ремонтном заводе в Балашихе.

Авиамузей под открытым небом: самолеты, стратостаты и аэросани в Монино. ФОТОЛЕНТА>>

Зачем нам крылья и винты?

В министерстве транспорта Московской области отмечают, что малая авиация должна привлекаться для защиты лесов от пожаров, спасения жизни людей, реализации бизнес-проектов, административного и хозяйственного управления.

"На современном этапе развитие воздушного сообщения на территории Московской области создается возможность использования самолета или вертолета в интересах любого гражданина. Пусть это будет редкий, эксклюзивный случай, но он обеспечит возможность оперативного решения проблемных вопросов", - заявил РИА Новости министр транспорта Московской области Александр Зайцев.

Оперативность всегда требуется при оказании медицинской помощи. И в подмосковном Клину уже сейчас действует посадочная площадка, где круглосуточно дежурят медики "Территориального центра медицины катастроф Московской области". В случае необходимости пострадавшие доставляются в лечебные учреждения на вертолете.

Использовать малую авиацию можно и как такси. Уже в 2015 году "вертолетное такси" может появиться в Химках, об этом заявили в девелоперской группе компаний "Территория". Для полетов будут использованы две вертолетные площадки ЖК "Правый берег". Стоимость перелета из Химок в Домодедово и обратно составит около 8 тысяч рублей.

Куда можно сесть?

По данным министерства транспорта Московской области, в Подмосковье расположены 114 вертолетных площадок, однако 56 из них в нерабочем состоянии и по назначению не используются. Также в регионе действуют 19 посадочных площадок для самолетов.

"Они представляют собой некатегорированные аэродромы с грунтовыми и искусственными ВПП. Имеющаяся сеть вертолетных и посадочных площадок позволяет осуществлять воздушное сообщение в интересах физических и юридических лиц на договорной основе. Однако использовать данную сеть для организации регулярных пассажирских перевозок сейчас нельзя: существующие площадки не отвечают требованиям, предъявляемым к аэродромам для коммерческих перевозок", - поясняет Александр Зайцев.

Сейчас в регионе также планируется разместить около 10 вертолетных площадок в непосредственной близости от МКАД, аэропортов Домодедово и Шереметьево.

"В настоящее время прорабатывается вопрос по выбору земельных участков, предназначенных для размещения этих площадок, а также поиск потенциальных инвесторов, которые будут осуществлять их строительство. Одним из таких инвесторов выступает вертолетная компания "Аэросоюз", которая приступила к строительству вертолетного центра в районе Мякининской поймы, в непосредственной близости к Новорижскому шоссе", - поясняет министр.

Еще 9 вертолетных площадок предполагается разместить у муниципальных учреждений здравоохранения Московской области.

Александр Зайцев отмечает, что новые площадки помогут увеличить на 30% долю региональных перевозок, осуществляемых в Подмосковье малой авиацией.

При этом, с большой вероятностью, сеть вертолетных площадок региона пополнится не десятками, а сотнями объектов.

В августе этого года министр по архитектуре Московской области Алексей Воронцов сообщил, что после принятия новой редакции нормативов градостроительного проектирования в Подмосковье могут появиться около 540 вертолетных площадок, которые будут переданы в собственность муниципальных образований.

"Планируемые площадки будут многофункциональными, предназначенными как для экстренных служб, так и для бизнес-авиации. Такое количество – 540 - отражает потребность региона. Сейчас мы занимаемся анализом территорий для этих площадок", - рассказала РИА Новости советник министра по архитектуре Подмосковья Елена Косоренкова.

Заслуженный летчик-испытатель РФ, начальник отдела сертификации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения ЛИИ им. М.М. Громова Ильдус Кирамов считает, что в качестве посадочных площадок можно использовать старые аэродромы.

"У нас в Подмосковье их вполне достаточно. Только их нужно не закрывать и не застраивать со всех сторон домами, как это сделали с аэродромом в Быково, а привести в нормальное состояние. Причем денежные вложения будут минимальными", - считает он.

Вертолетная площадка для бизнес-авиации открыта в "Шереметьево">>

Первым делом – самолеты!

Кирамов констатирует, что сейчас в малой авиации все шире используются иностранные летательные аппараты, новые модели отечественных вертолетов и самолетов практически не создаются.

"Предложения о создании в Московской области сборочных производств легких самолетов и автожиров поступают в министерство транспорта регулярно. Однако в их основе лежат проработки устаревших моделей легких самолетов и авиационных двигателей, не пользующихся спросом в авиации общего назначения уже сейчас", - говорит Александр Зайцев.

Разработкой перспективных моделей легких самолетов для местных воздушных линий занимаются специализированные научно-исследовательские организации самолетостроительной отрасли. По прогнозу, появление конкурентоспособного самолета следует ожидать через 3-4 года, добавляет он.

Чтобы малая авиация "поднималась" в регионе главным образом на отечественных летательных аппаратах, в подмосковном Томилино (Люберецкий район) планируется создать научно-технический комплекс ОАО "Вертолеты России". В него войдет и цех окончательной сборки вертолетов. В настоящее время реализован и первый этап создания Центра вертолетостроения.

В Подмосковье научат летать

По словам заместителя главного конструктора ФГУП "Пилотажно-исследовательский центр" Виктора Остапенко, малая авиация сейчас испытывает нехватку квалифицированных кадров.

"Немалая часть нынешнего летного персонала была подготовлена еще в советское время системой ДОСААФ. Срочно нужно создавать учреждения, где проходили бы обучение пилоты и другие специалисты", - отмечает он.

"Такое учреждение планируется создать в Жуковском. Там появится центр по подготовке летчиков и техников для малой авиации. Центр будет создан на базе филиалов Московского физико-технического института (МФТИ) и Московского авиационного института (МАИ). Его создание предусмотрено генпланом развития города.

Для подготовки квалифицированных кадров холдинг "Вертолеты России" создает вертолетную академию на базе Национального центра вертолетостроения (НЦВ) в Томилино.

"Это специализированное учебное заведение, которое станет готовить пилотов и технический персонал, которые будут эксплуатировать вертолеты отечественного производства по всему миру. Уже сейчас в НЦВ проходят обучение несколько групп специалистов", - сообщили РИА Новости в департаменте информационной политики холдинга.

Вертолетные площадки Подмосковья. ИНФОГРФИКА>>

Цена полета

Виктор Остапенко говорит, что в Германии летать на легком самолете может позволить себе «даже посудомойка». В Европе один летный час стоит (в российской валюте) около 3 тысяч рублей.

"У нас же летный час на вертолете обойдется в 20-25 тысяч рублей, на самолете 12-15 тысяч рублей", - отвечает Ильдус Кирамов. Дорого.

Поэтому, по мнению министра Александра Зайцева, регулярно пользоваться услугами воздушного транспорта может только ограниченная категория населения. Однако при появлении современных экономичных самолетов и вертолетов появится возможность снизить стоимость воздушных перевозок.

"Если удастся собрать летательный аппарат, который займет такое же место на авиарынке, какое автомобиль Форда в свое время занял в сегменте наземного транспорта, тогда воздушные перевозки, возможно, станут дешевле. Нужен новый тип аппаратов, который будет более доступен потребителю", - говорит директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

Возможен ли такой аппарат? В компании "Вертолеты России" отвечают утвердительно, там планируют создать вертолеты с новыми качествами, в том числе и с более низкой стоимостью эксплуатации.

Однако если низких цен на услуги малой авиации придется ждать еще долго, то авиация "большая" для жителей Московской области уже в ближайшем будущем станет доступнее. Власти Подмосковья планируют "реанимировать" аэропорт в Жуковском, сделав там аэропорт для лоукостеров (бюджетных авиакомпаний). Аэропорт может заработать уже через 1,5 года.

Сергей САВИН