Почему отмечают Старый Новый год

Почему отмечают Старый Новый год
Акценты

Когда Новый год и Рождество позади, отгремели фейерверки и хлопушки, закончились обильные веселые застолья, и «длинные» каникулы наконец подошли к концу, впереди остается еще один странный праздник, на «закуску» - Старый Новый год. Многие россияне, даже не зная, в чем его суть, не забывают его отмечать - чтобы продлить себе праздники. Историю и традиции Старого Нового года изучил корреспондент Долгопрудненского информагентства.

Как прийти в норму после новогодних праздников>>

История с календарями

Фото: flickr.com, Dafne Cholet

Юлий Цезарь, захвативший власть в Древнем Риме, в 45 году до н. э. для простоты управления своей державой ввел в обращение новый календарь. Честолюбец и военный гений, опиравшийся на самую совершенную в свое время административную и военную систему, он даже не мог помыслить, что пройдут считанные столетия – и «вечная» Римская империя канет в историю, а ее система летоисчисления, разработанная учеными - александрийскими астрономами во главе с мудрецом Созигеном, каждые 128 лет будет накапливать лишний день и в конечном итоге устареет.

Своим падением юлианский календарь в значительной степени обязан торжеству христианства. Благочестивые католические астрономы к ХVI веку убедились, что праздник Рождества Христова, первоначально совпадавший с днем зимнего солнцестояния, начал все больше сдвигаться в сторону весны. В результате в 1582 году папа Григорий XIII, прославившийся не только жестокими гонениями на протестантов, но и ученостью, распорядился ввести более точный календарь, получивший по его имени название - Григорианский.

Духовная паства Римско-католической церкви быстро приняла нововведение. Протестантская Европа долго сопротивлялась, но в основном из духа противоречия папскому престолу – удобство нового летоисчисления сознавали и там. Дольше всех, до 1752 года, продержались консервативные англичане и шведы, но в конце концов сдались и они.

Российская империя недаром гордилась званием Третьего Рима - она была верна римскому юлианскому календарю до конца. Однако после Октябрьской революции декрет Совнаркома от 26 января 1918 года унифицировал систему летоисчисления в России со всем миром. Только Русская Православная церковь, не подчинившись безбожным большевикам, отлучившим ее от государства, сохранила верность юлианскому календарю. Так возник российский феномен новогодних праздников – Рождество после Нового года и традиция отмечать Старый Новый год с 13 на 14 января, то есть по «старому стилю», как неотъемлемая часть нашей новогодней эпопеи.

Как поправить здоровье после праздничного застолья>>

Васильев день

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Праздник Старый Новый год обязан своим появлением как неистребимой привычке советских граждан найти повод отметить что-нибудь веселым застольем, так и народным обрядовым и религиозным традициям, связанным, в частности, с церковным праздником – днем Василия Великого, приходившимся на 14 января старого стиля. Не секрет, что в русских народных обычаях, особенно крестьянских, христианские обряды неразрывно и органично переплетаются с дохристианским наследием.

Христианский святитель позднеримской эпохи, религиозный философ и писатель, архиепископ Василий Кесарийский у русского крестьянина назывался Василий Солноворот, что связано с днем зимнего солнцестояния, и Василий-свинятник - покровитель свиноводства. Васильев день приходится на окончание строгого Рождественского поста (28 ноября – 6 января), на протяжении которого верующие воздерживаются от новогодних празднеств.

День почитания святого Василия вписывается в Рождественские Святки - 12 веселых дней между Рождеством и Крещением Господним, когда не возбраняется радоваться и веселиться, а также разговляться за праздничным столом. Поэтому в этот день, как дань почтения Василию-свинятнику, украшением трапезы по обычаю являлась запеченная свиная голова, жареный поросенок или другие блюда из свинины, а в домах победнее – печенье в форме свинок или прочего домашнего скота.

А вот интересный народный обряд у славян - обсевание или посевание, исполняемый в православных странах на 13-14 января, имеет явно дохристианские корни и приурочен к зимнему солнцестоянию, когда светило «поворачивает на весну» и означает задабривание будущего сева и урожая. Отсюда и другое, простонародное название Васильева дня в русском крестьянском обиходе – Овсень, а также Бусень и Таусень в Украине и Белоруссии.

Обряды хлеборобов связаны с культом зерна как залога благополучия и выживания крестьянской общины. В наши дни их сохраняют в первую очередь реконструкторы фольклорных традиций, но еще сто лет назад они чтились в каждой большой патриархальной крестьянской семье от Буга и Карпат до Сибири. Открывали праздник дети, символ весны и продолжения рода, которые ходили по домам и «сеяли» зерна из рукава или из мешка с присказкой: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу». Хозяйка дома - «большуха» - затем собирала это зерно в передник, и именно им открывали весенний сев.

С вечера 13 января по новому стилю в доме ставилась праздничная каша, как правило – гречневая, которая была не только угощением к праздничному столу, но и средством гадания на будущий урожай и благополучие дома. Переодевшись в чистые нарядные рубахи и помолившись, старший мужчина и старшая женщина в семье принимались за работу. Он приносил воду, она доставала из амбара зерно или крупу, растапливала печь и заваривала кашу с соответствующими приговорами и напевами. Младшие члены семьи наблюдали за ритуалом в благоговейном молчании, чтобы не отпугнуть от дома Жиценя - языческого древнеславянского духа жита, покровителя хлеборобов.

Когда «магическое» варево упревало, его водружали на стол и тщательно осматривали. Если каша «убежала» – жди беды «через край». Треснувший горшок тоже не предвещал ничего хорошего. Если зерна жестковаты – хозяйство худо-бедно, но продержится. В случае негативного прогноза кашу выбрасывали в реку. А если каша удалась на славу – урожай будет хорош, семью ждет процветание, и угощение можно подавать домашним.

Главные события января в московском регионе>>

Колядование и щедрование

Колядки

Фото: flickr.com, Irina

Вечером на Васильев день молодежь ходила по селу колядовать. Так как исконным смыслом этого праздника было заклинание щедрого урожая, это называлось также - щедровать. У украинцев и белорусов за этим вечером закрепилось название Щедрого.

Рефрены «васильевских щедрований» некоторые ученые-фольклористы находят даже более разнообразными, чем у рождественских колядок, и усматривают в этом отголоски языческих ритуальных песнопений. Впрочем, не забыт в них и христианский покровитель этого дня – святой Василий: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

Хозяин должен был как можно обильнее одарить горластых полуночных певцов угощением и мелкими деньгами не только чтобы они поскорее убрались вопить к соседям, но и удача в полевых работах и сборе урожая не отвернулась от него. Присутствует в щедровании на Васильев день и шествие с ряжеными, которое во многих регионах имеет специфику. Общеславянские ряженые - «коза», «волк», «тур», «медведь» - сопровождаются, например, в некоторых областях Белоруссии красивой нарядной девушкой - Щедрой, а в Украине – Василем и Маланкой.

Ночью под Старый Новый год принято также гадание девушек на суженого – на ореховых скорлупках, на гребешке, на угольках, на пирогах и т. д., хотя этот обычай относится ко всему периоду Святок.

Традиция «щедрования» и заклинания урожая в предновогоднюю ночь существует у всех славянских и большинства европейских народов в разнообразных формах. При этом у католиков и протестантов, а также у части зарубежных православных она привязана к григорианскому календарю.

Пять фактов о празднике Старый Новый год>>

Старый Новый год в других странах

Зимний Белград

Фото: flickr.com, Fif'

Помимо РПЦ, верность юлианской системе летоисчисления сохраняет еще ряд поместных церквей – Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая, несколько древневосточных церквей, среди которых Эфиопская и т.д. С этим связаны традиции отмечания Старого Нового года и святого Василия 13-14 января, сохранившиеся в ряде стран.

Сербы даже именуют Старый Новый год Сербским (Српска Нова година). Кстати, несмотря на историческую популярность в Сербии свиноводческого хозяйства, Васильев день у сербских крестьян считается «профессиональным» праздником не свинопасов, а сыроваров. Праздник тоже сопровождается шествием ряженых – молодых парней, изображающих шуточную свадебную процессию. В некоторых районах страны существует обычай на Василия Великого вносить в дом «бадняк» - затейливо украшенный букет из дубовых веток или просто дубовое полено, который заготовляют на Рождество и в Сочельник сжигают в очаге или на костре.

Разумеется, у таких любителей вкусно поесть, как сербы, Васильев день не обходится без кулинарного «специалитета». На стол подают «василици» - аппетитные кукурузные пироги с каймаком - густыми створоженными сливками, а также «попару» - блюдо из кукурузного хлеба, залитого горячим молоком с добавлением брынзы, масла и оливок.

Отмечают Старый Новый год также в Македонии и изредка - в Болгарии, но там это скорее обычай, перенятый у русских в эпоху социализма. Кроме того, в Западной Европе в ночь с 13 на 14 января садятся праздновать не только выходцы из бывшего СССР. Жители швейцарского полукантона Аппенцелль-Иннероден, суровые горцы-протестанты, в XVI веке также не приняли календарную реформу папы Григория и отстояли свое право отмечать Новый год по юлианскому календарю.

Где покататься на хаски в Москве и Подмосковье>>

Михаил Кожемякин