Невозвратные товары: подорожают ли продукты в России из‑за нового проекта Яровой

Невозвратные товары: подорожают ли продукты в России из‑за нового проекта Яровой
Акценты

На этой неделе Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) обратилась в Госдуму и правительство РФ с предупреждением о возможном дефиците продуктов в магазинах из-за нового проекта вице-спикера ГД Ирины Яровой о запрете на возврат товаров поставщикам. Почему эта инициатива обеспокоила бизнес, и какие альтернативные пути предлагают эксперты, читайте в материале РИАМО.

Дефицит или порядок?

Законопроект Яровой, ставший причиной обращений АКОРТ к властям, предусматривает поправки в законы о торговле и сельском хозяйстве. Его суть – в запрете для торговых сетей возвращать поставщикам нераспроданные товары. Как поясняют в Ассоциации, речь идет о продукции с истекающим сроком годности.

Сегодня просроченный товар поставщики обязаны утилизировать за свой счет.

По мнению экспертов АКОРТ, предложение Яровой может привести к дефициту на прилавках российских магазинов, так как запрет на возврат товара вынудит торговые сети сокращать объемы заказов. Особенно пустые прилавки могут стать заметны в воскресенье – дело в том, что по пятницам поставщики завозят продукты в магазины сразу на три дня.

В АКОРТ подчеркивают, что в первую очередь под ударом окажется вся продукция со сроком годности до 10 дней, а это больше половины ассортимента любого магазина.

Как в свою очередь объяснил РИАМО один из соавторов нового громкого законопроекта, первый зампред комитета по аграрно-продовольственной политике Совфеда Сергей Лисовский, главная задача документа – навести порядок в торговых сетях.

«Сегодня продавцы не заинтересованы в сохранности товара: зачастую он и транспортируется, и хранится ненадлежащим образом. Товар портится – и сеть говорит производителю забирать его обратно, при этом возврат порой доходит до 50%», – отмечает Лисовский.

По его словам, при такой системе продавец неизбежно теряет часть товара – и вынужден продавать следующие партии с наценкой, чтобы покрывать убытки. Соответственно, цены на продукты растут.

При этом, по мнению соавтора документа, разговоры о пустых прилавках и дефиците не соответствуют действительности. Сегодня у торговых сетей на вооружении есть большие технические возможности, которые позволяют на основании статистики рассчитывать потребность конкретного магазина в конкретных товарах вплоть до килограмма.

«Так что у торговых сетей не будет никакого дефицита – но будет мотивация работать, как надо», – уверен собеседник РИАМО.

Где дешево поесть в Москве: 10 столовых в центре столицы >>

Сложный расчет

Однако оптимизм Сергея Лисовского не разделяет председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков. По его мнению, действие законопроекта распространяется абсолютно на все категории товаров и может ударить не только по скоропортящейся продукции.

Например, производитель, предлагающий потребителю новый товар, не сможет свести свои издержки к минимуму, если новинка не пойдет, заменив на полке неходовой товар длительного срока годности другим товаром своего же производства.

«Ритейлер также не будет заинтересован в таких маркетинговых экспериментах, так как неходовой товар придется списывать и нести убытки в размере всей партии поставки», –говорит Беляков.

Впрочем, проблемы с новинками в торговых сетях – лишь одно из возможных последствий законопроекта. Гораздо более пугающими для потребителей выглядят перспективы возможного дефицита товаров.

По словам Белякова, техническая возможность рассчитать средний спрос действительно есть, но отклонения в ту или иную сторону будут всегда. А значит, в конце дня либо останется лишний товар, либо возникнет его дефицит. Кроме того, сегодня настолько точные расчеты – прерогатива очень крупных компаний.

«Торговые сети уже внедряют предиктивную аналитику, основанную на технологии больших данных. Но такие инструменты прогнозирования очень дороги и появятся, прежде всего, у лидеров отрасли», – отмечает эксперт АКОРТ.

Пластиковый рис и коллагеновая колбаса: откуда берутся продукты‑подделки >>

Палка о двух концах

Поскольку на данный момент серьезная аналитика – удел лишь торговых «гигантов», запрет на возврат продукции может ударить по малому бизнесу.

Больше того: исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков считает, что нововведение может спровоцировать рост цен на продукты, что противоречит замыслам разработчиков документа.

«Чтобы избежать потерь, торговые операторы могут снизить объемы заказов, сократить ассортимент или приобретать товар у поставщиков исключительно небольшими партиями, увеличивая тем самым логистические издержки», – прогнозирует эксперт.

С тем, что торговые сети, в случае принятия законопроекта, станут поднимать цены, согласна и вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Ольга Башмачникова.

По идее, новый законопроект, выгоден производителям, которые заинтересованы в том, чтобы торговые сети реализовывали всю продукцию без остатка. С другой стороны, это может снизить выручку сетей, а значит, у них возникнет желание компенсировать издержки.

«Это может быть или снижение закупочных цен, или увеличение стоимости товаров для покупателей – выход они найдут», – уверена собеседница РИАМО.

По мнению Башмачниковой, в целом идея как-то регулировать деятельность сетей, которые сегодня фактически являются монополистами, хороша. Но правильный ли способ выбрали в Госдуме – большой вопрос.

Собственный сыр, овощи и молочка – главные достижения подмосковных аграриев >>

Удар по малым предприятиям

Если, согласно законопроекту Яровой и Лисовского, торговые сети станут заказывать у производителей меньше товаров, те будут вынуждены ответить сокращением объемов выпуска. При этом наиболее болезненным такое снижение окажется для малых и средних производителей со сравнительно узким ассортиментом продукции, опасаются эксперты.

«Мы говорим о тех, кто выпускает от 5 до 20 видов товаров с коротким сроком годности, мелкотоварных региональных производителях», – говорит Сергей Беляков.

Для них снижение объемов выпуска будет сопряжено с необходимостью изменения логистических схем – придется увеличивать частоту поставок при снижении объема партий. При отсутствии альтернативных каналов сбыта это поставит такие предприятия перед угрозой прекращения деятельности, отмечает представитель АКОРТ.

Что до крупных игроков, выпускающих широкий ассортимент продукции с различными сроками годности, то для них сократятся продажи той группы товаров, в отношении которой будут установлены ограничения. Это сокращение может быть компенсировано увеличением производства товаров, в отношении которых ограничений не будет.

Кроме того, крупные производители смогут прекратить производство определенной группы товаров при снижении закупок, добавляет Беляков.

Фермерская молочка: польза натурального или продвинутый маркетинг>>

Переработка как альтернатива

Эксперты сходятся в том, что в законопроекте есть здравое зерно, но его нынешний вид далек от идеала. Тем более, есть альтернативные пути решения проблемы не раскупленных продуктов с истекающим сроком годности.

«На наш взгляд, большего эффекта можно достичь за счет снижения стоимости продуктов согласно сокращению срока годности, грамотного планирования и гармонизации системы заказов», - считает директор «Руспродсоюза».

Второй важный нюанс – развитие системы утилизации и переработки просроченной пищевой продукции. «Организация сбора и переработки пищевых отходов профильными предприятиями могла бы исключить риски дополнительных непрофильных задач как для ритейла, так и для поставщиков», – резюмирует Востриков.

Агротуризм в Подмосковье: пармезан, козий сыр и улитки вопреки санкциям >>