Что волнует фермеров Подмосковья: санкции, рост цен и проблема сбыта
После введения запрета на импорт целого ряда продуктов питания из западных стран, в России не утихают дискуссии и тревоги вокруг того, какие последствия ждут российского покупателя. В свете этих событий большие надежды возлагаются на отечественных производителей, в том числе фермеров. Корреспондент портала «В Подмосковье» пообщалась с подмосковными фермерами, в том числе с одним американцем, и выяснила, готовы ли они увеличить объемы продукции, собираются ли поднимать отпускные цены, и ждет ли Россию фермерский «бум».
«Хрюши Против» пока не нашли в Подмосковье запрещенных для ввоза продуктов>>
Взгляд американского фермера
Фермер Джей Клоуз из США, который делает сыры в деревне Мошницы Солнечногорского района Подмосковья, переехал в Россию много лет назад. По его подсчетам, в связи с ограничением импорта он сможет удвоить объемы производства.
«Теперь я смогу производить в два раза больше. Но если люди хотят больше молока, то коров нужно больше кормить, самих коров нужно больше, и платить больше зарплаты работникам», - говорит Джей.
Ежегодный оборот его фермы – примерно 2,5 миллиона рублей. Кроме разнообразных сортов сыра, он производит сливочное масло, соус песто и многое другое. Однако, несмотря на ожидаемый рост объемов производства, фермер не одобряет санкции.
«Я скорее огорчен санкциями, это не конструктивное взаимодействие. Политика вмешивается туда, куда не должна вмешиваться и решать, кто с кем может торговать, а кто нет, кто куда может ездить, а кто нет. Государство не должно мешать людям заниматься своим делом. Причем, что важно, крупным нефтяным компаниям никто никогда ничего не запретит, потому что у них большие деньги и власть», - отмечает Клоуз.
Читайте также: Подмосковный фермер Джей из США: про сыр, коррупцию и русских бабушек>>
Посадят больше картошки
Все опрошенные фермеры сходятся во мнении, что запрет импорта приведет к росту объемов производства. Минимальный рост – в два-три раза.
«Безусловно, мы будем наращивать объемы производства. Наш сдерживающий фактор – это импорт, который до этого захлестнул все сети, все возможные каналы поставок, а сейчас мы будем наращивать, это однозначно», - говорит фермер из Дмитровского района Рамиль Булатов.
На рынке сельхозпродукции он с 1990 года, производит овощи, зелень, молочную продукцию, мясо птицы, и является поставщиком «Белой дачи». Годовой оборот фермы – несколько миллионов рублей.
Фермер Максим Гриднев, который недавно совместно с партнером открыл магазин в поселке Шаховская, тоже планирует наращивать производство. Он торгует яйцами, мясом, медом, овощами, молоком, годовой оборот – 5 миллионов рублей.
«Планируем увеличить объемы в 2,5-3 раза на следующий год», - говорит фермер, но отмечает, что в сельском хозяйстве по мановению волшебной палочки ничего не бывает. «Очень многое зависит от времени года, скотину нужно выращивать - это не может произойти одномоментно», - объясняет производитель.
Читайте также: Ритейлеры Подмосковья хотят удержать цены и найти новых поставщиков>>
Проблема - как продать
При этом большинство фермеров говорят о том, что проблема - в надежном канале сбыта. Некоторые предлагают создавать биржи или кооперативы, чтобы продавать свою продукцию централизованно и не зависеть от сетей и перекупщиков.
«Мы можем увеличить обороты во столько раз, во сколько нужно, лишь бы был сбыт. Проблема не в производстве - проблема в налаженном, регулируемом сбыте, чтобы он не был хаотичным. Мы всегда сажали весной и не знали, кому будем продавать осенью. Сейчас, вроде бы, эти горизонты расширились», - говорит Булатов.
Он предлагает перенимать опыт западных фермеров. «Мне понравилось, как у французов. Они говорят - мы своего потребителя не видим. У них биржа, куда они поставляют свой продукт. На этой электронной бирже, кто первый нажал, тот становится обладателем продукции. Это, наверное, должен быть какой-то большой логистический центр, и мы свозили бы туда свою продукцию», - предполагает фермер.
Причем, по его словам, такой центр должен быть в коллективном пользовании самих фермеров, чтобы владелец не мог установить невыгодные для производителей условия.
В свою очередь, фермер Максим Гриднев напоминает, что одним из основных каналов сбыта для мелких фермеров были нестационарные сельскохозяйственные рынки, но сейчас их число стремительно сокращается в связи с новыми требованиями о капитальных строениях.
«В Московской области закрылась большая часть рынков. Раньше было 550, сейчас - 40, а с 1 января будет около 20. Но владельцам капитальных строений будет, грубо говоря, невыгодно пускать бабушку», - отмечает Гриднев, и добавляет, что мелким фермерам свои магазины держать нецелесообразно.
По его словам, поставлять продукцию в сетевые магазины фермерам тоже проблематично. «Ритейлеры требуют большие объемы и упаковку. Единственный способ попасть в сети – создать кооперацию, чтобы поставлять товары в сети», - считает производитель.
Он поясняет, что при такой схеме фермеры свозят сырье в одну точку, где оно перерабатывается, фасуется и продается в сети на реализацию. Фермеры могут заказывать отдельно услуги бухгалтерии, бригады для сбора урожая и т. д.
Со своей стороны, власти Подмосковья намерены регулярно организовывать торговые сессии с производителями отечественной продовольственной продукции, чтобы обеспечить стабильность поставок продуктов в магазины, а также обещают открыть около 100 современных фермерских экорынков.
Подмосковные сельхозпроизводители должны воспользоваться введением санкций>>
Подорожает ли фермерская продукция?
По оценке самих фермеров, они будут вынуждены поднять цены, если вырастет спрос на корма.
«Если все начнут активно заниматься сельским хозяйством, у нас возможны перебои с поставками кормов и, соответственно, их подорожание. Это единственный риск в этой ситуации», - говорит Максим Гриднев и добавляет, что урожай также будет влиять на цены, и пока прогноз благоприятный – урожай в этом сезоне ожидается вдвое больше, чем в прошлом году.
С коллегами соглашается и фермер Сергей Трушкин из деревни Высокое в Шаховском районе. «Если санкции будут продолжаться, ситуация будет накаляться, то, конечно, цены полезут вверх, однозначно», - уверен он.
Рамиль Булатов тоже уверен, что рост цен неизбежен. «Тут лукавить не надо - рынок будет диктовать цены. Если товара будет мало на прилавках, цена вырастет, и это закономерно. Можно карательными мерами это все держать, но это все будет нечестный рынок», - считает фермер.
Он сетует на то, что в России практически нет своих семян. «К сожалению, у нас полностью потеряно семеноводство овощных культур. Все химические средства защиты тоже импортные, хотя мы применяем их только в крайнем случае», - отмечает Булатов.
Однако, по его прогнозам, санкции долго не продержатся. «Мне кажется, все наладится скоро, опять откроют границы», - говорит Булатов.
Фермер Джей заказывает в Голландии специи и какие-то хозяйственные вещи. «Кто мне подскажет, как я теперь все это буду получать? Пропустит ли таможня мою посылку?», - задается вопросом фермер и признается, что полностью перейти на российское сырье не готов.
При этом американец считает, что цены на его продукцию будут расти, но не напрямую из-за санкций. «Цены на все растут – электричество, газ, зарплату», - говорит фермер.
Меньше беспокойства у тех предпринимателей, которые занимаются животноводством. «Зависимость от импорта минимальная – около 5%, речь идет о части техники, такой, как инкубаторы для птицы и другое», - уточняет Максим Гриднев. По его словам, закупать племенной скот за рубежом слишком дорого и хлопотно.
Подмосковных фермеров могут объединить в сельхозкооперативы>>
Трудно ли быть фермером в России?
Ограничения импорта могут привести к увеличению числа фермеров, причем не только мелких.
«Сейчас развиваются и маленькие фермы, и крупные инвесторы вкладывают деньги. Один из плюсов Московской области – рядом Москва, большой рынок сбыта, тут развиваться и развиваться», - говорит Гриднев. По его словам, сейчас московский регион снабжается фермерской лишь на 20-30%.
По его словам, фермером стать несложно - главное желание. «Областной Минсельхоз активно поддерживает и молодых фермеров, и развитие животноводства. Молодой фермер может получить субсидию на старте в размере до 1,5 миллионов рублей. А субсидии на постройку фермы по производству молока могут достигать 7-8 миллионов рублей», - рассказывает Гриднев.
В свою очередь, производитель зелени и овощей Рамиль Булатов отмечает, что в Подмосковье для развития фермерства не хватает земли.
«Чтобы увеличилось количество фермеров, необходим земельный ресурс, но его сейчас нет. Другое дело, если будет жесткий закон, который будет регламентировать то, чтобы земля была отдана тем, кто будет ее использовать», - считает Булатов. По его мнению, запрет импорта – хотя и положительный, но не решающий фактор.
Фермер Сергей Трушкин, кроме всего прочего, отмечает целый ряд сдерживающих факторов - отсутствие квалифицированной рабочей силы, низкие зарплаты в отрасли.
«Привлечь кого-то для работы в хозяйстве – проблема, невозможно найти доярок. Квалификация людей утрачена, и нет таких учебных заведений, где бы учили людей водить трактор, обрабатывать почву», - говорит предприниматель.
«Первый вопрос – сколько вы платите, условия работы, а где я буду жить, а где будут учиться мои дети, транспортные проблемы – они все ложатся на фермера, а он не может решить за государство такие глобальные проблемы», - сетует Трушкин, добавляя, что сейчас сельское хозяйство в России столкнулось с проблемами, которые не решались десятилетиями.
Несмотря на страхи и проблемы, опрошенные фермеры находятся в процессе подъема своих хозяйств. Так, Сергей Трушкин выиграл грант как начинающий фермер на строительство сыроварни, а Рамиль Булатов заложил фундамент молочной фермы на 100 голов.
Главное для фермера - любить свое дело, иначе не выживешь. Они готовы трудиться – лишь бы была земля и умелые работники. И - выход на своего покупателя.
Продукцию фермеров Подмосковья хотят продавать через мобильные киоски>>
Иванна Боровец