Что спасет краеведческие музеи Подмосковья: бесплатный Wi-Fi и новая «начинка»

Что спасет краеведческие музеи Подмосковья: бесплатный Wi-Fi и новая «начинка»
Акценты

В октябре Московская область празднует 85-летие. Власти надеются, что празднование юбилея объединит жителей Подмосковья, прививая любовь к малой родине. Интерес к родному краю, кроме семьи и школы, призваны развивать и краеведческие музеи, основная аудитория которых - школьники. При этом краеведческий музей зачастую ассоциируется с чем-то скучным и «совковым», и это на фоне роста интереса к модным московским музейным проектам, таких как «Ночь в музее».

Корреспондент портала «В Подмосковье» выяснила, способны ли технические новинки спасти малые музеи, готовы ли сами они развиваться и привлекать посетителей, и выживут ли они.

Музей местного масштаба

Краеведческий музей в Мытищах занимает первый этаж жилого дома еще с советских времен. О размещении музея сообщают яркие вывески-анонсы экспозиций на стенах дома, а также указатель на объект культуры на дороге. Сначала попадаешь в небольшой предбанник, направо и налево видны экспозиционные залы – пустые. Интерьер музея весьма скромный, хотя вход в залы украшают кованые декоративные ворота, потолки – многоярусные люстры, списанные когда-то из Большого театра, стены - нарисованные колонны. Выдают низкие потолки и дешевый линолеум.

По словам заместителя директора музея Геннадия Смирнова, экспозиции и интерьер залов музея создавались 20-40 лет назад, в оформлении участвовал даже художник Большого театра.

«Модернизация очень нужна, и у нас, прежде всего, очень мало помещений», - отмечает Смирнов. Всего в музее пять залов, кроме краеведческих, есть экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, народным промыслам, местным художникам. В запасниках – экспонатов еще минимум на два зала.

По словам сотрудника музея, в день его посещают порядка 30 человек. Основная аудитория –младшие школьники. Также в музее проходят поэтические вечера, творческие встречи, а также курсы рисунка. Основной способ привлечения взрослой аудитории - регулярная смена тематических выставок.

«Город растет, очень много приезжих, мы стараемся их приобщить к нашей культуре, общая задача – сделать их мытищинцами, чтобы они знали местную историю», - говорит замдиректора.

Несмотря на скромное положение и небольшой штат – девять человек, в музее не склонны драматизировать ситуацию.
«Грех жаловаться. Город и район нас поддерживают, оплачивают коммунальные услуги, пожарную сигнализацию, зарплату, идет реклама в муниципальных СМИ, план по посетителям мы выполняем», - отмечает Смирнов.

Кроме того, муниципальные власти помогают издавать две-три книги в год по краеведению тиражом две тысячи экземпляров, авторами которых являются сотрудники музея.

Между тем, добавляет замдиректора, зарплаты у музейных работников небольшие, и в музеях работают только энтузиасты.

Недостаток финансирования налицо во многих местных музеях. Например, в краеведческом музее подмосковного Ликино-Дулево 90-летний художник завода «Дулевский фарфор» Валентин Городничев проводит интереснейшие экскурсии по экспозиции фарфора на чистом энтузиазме, объясняя, что музею итак не хватает денег. Не говоря уже об очень скромном оформлении музея, который размещается в историческом здании заводских казарм. При этом руководство музея старается открывать новые экспозиции.

Музей народных промыслов Подмосковья: любимые сувениры иностранцев>>

К чему стремиться

По данным министерства культуры Московской области, в Подмосковье 24 краеведческих музея, из них два находятся в сельской местности, 17 – в малых и средних городах, 5 – в крупных городах. Краеведческие музеи находятся в ведении муниципалитетов, это означает, что власти на местах определяют объемы их финансирования и деятельность.

В Минкультуры отмечают, что краеведческие музеи региона очень различны по качеству коллекций, площадям, штату сотрудников и, как следствие, по посещаемости.

Чиновники признают, что уровень многих краеведческих музеев оставляет желать лучшего. «Уровень и качество предоставляемых музейных услуг не всегда в полной мере соответствуют потребностям жителей в информационном обеспечении, о чем свидетельствует отрицательная динамика ряда основных показателей», - говорит министр культуры Подмосковья Олег Рожнов.

При этом большинство краеведческих музеев ищут новые формы и стараются выявить природное и культурное своеобразие своей территории.

Между тем посещаемость подмосковных музеев всех уровней растет - за восемь месяцев на 36%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Минкультуры разработало для государственных музеев Подмосковья критерии оценки качества работы, среди которых доступность для инвалидов, удобный режим работы, наличие сувенирного магазина, кафе, парковки, бесплатного Wi-Fi, аудиогида, в том числе на иностранных языках. Такие же стандарты рекомендуется разработать и на муниципальном уровне для краеведческих музеев.

Число участников акции «Лето в музеях» в области в 2014 г выросло в 3 раза>>

Зачем нужны краеведческие музеи

Подтверждая слова сотрудника Мытищинского музея, эксперты, опрошенные порталом «В Подмосковье», подчеркивают, что главная задача краеведческих и других музеев – быть источником знаний, образования и развития культуры населения.

«Нужно отметить, что краеведческие музеи никогда не смогут стать более популярными, чем, например, музеи-усадьбы, которые являются федеральными объектами. Но у них и другая задача. Краеведческие музеи исполняют важную социальную функцию по сохранению и поддержанию локальной истории и культуры. Их деятельность нацелена на местное сообщество», - говорит заведующая отделом музееведения кафедры истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств Ирина Хмельницкая.

Музей как форпост образования – основная тенденция в мировой практике, отмечает заведующая научно-методическим отделом Государственного исторического музея Любовь Скрипкина.
«Музеи остались одним из незыблемых институтов, которые несут просвещение, они во многих странах замещают недостаток образования. В Испании, например, очень плохое образование, а вот музеи замечательные: прекрасные технологии, современные подходы. Все мировое сообщество обратило внимание на музеи как на образовательный ресурс», - рассказывает Скрипкина.

Со своей стороны, педагог из Сергиева Посада, победитель конкурса «Учитель года» в России в 2012 году, преподаватель мировой художественной культуры, искусства и литературы Александр Демахин считает, в наших музеях как раз этого и не хватает - они должны стать дополнительной площадкой для получения знаний.

«Я не считаю, что мы сейчас в хорошей ситуации. Если детей сводили на экскурсию в музей «для галочки», это вовсе не означает, что они действительно получили какую-то пользу», - отмечает учитель.

Музей «Новый Иерусалим» с Wi-Fi и ресторанами откроют 7 ноября>>

Грозит ли музеям закрытие?

Несмотря на то, что в Подмосковье есть примеры удачных решений для местных музеев, таких, как Королевский исторический музей или проекты частных музеев пастилы и калача в Коломне, в целом краеведческие музеи не соответствуют требованиям современности и, соответственно, не пользуются интересом у посетителей.

По словам специалиста Исторического музея, административные и бюджетные реформы очень отразились на музеях. Сейчас во всем мире идет тенденция «сбрасывания» музеев с бюджетных дотаций. Музеи все чаще переходят в управление местных властей, то есть лишаются федерального или регионального финансирования.

«Мы вступаем в период окончательной оптимизации, когда будут слияния, объединения, где-то музеи выживут, где-то нет. Такой же процесс был в 20-30-е годы XX века. История повторяется», - отмечает Скрипкина. Она не исключает, что наступит момент, когда местные власти будут даже закрывать музеи, потому что на них не будет хватать средств.

Однако депутат Мособлдумы, член комитета по делам молодежи, спорта и туризма Александр Дюбанов настроен более оптимистично. По его мнению, у местных властей есть понимание важности сохранения исторического наследия.

«Будущее у краеведческих музеев светлое. Слава Богу, руководство и жители понимают, что если не хранить то, что является памятью, историей, культурой - будущего не будет. Самое интересное, что люди потянулись к этому», - говорит Дюбанов.

«Сегодня в Подмосковье запретить музеи, библиотеки нельзя - это ошибка, которая грозит духовному состоянию общества. Если какой-то руководитель попытается закрыть музей, это будет нонсенс. Это однозначно вызовет негативную реакцию людей, местного сообщества», - уверен депутат.
Потенциал есть

Эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на трудности, музеи в России, даже самые маленькие, в целом научились подстраиваться под новые реалии.

«Главная задача музеев – вовлечь все сегменты музейной аудитории - и по возрасту, и по социальному статусу, чтобы это были люди разных профессий, дохода. Сейчас с такой задачей музеи справляются по-разному, но понимание ее есть, потенциал у музеев есть», - считает представитель Московского института культуры Ирина Хмельницкая.

С ней согласна коллега из Исторического музея. По ее словам, учреждения культуры научились адаптироваться к современным условиям. При этом важную роль играет личность – и местного чиновника, и директора музея.
«Наши музеи в целом научились жить в рыночной экономике. Даже не любой западный музей выжил бы в российских условиях. Научились привлекать людей, делать программы для детей», - отмечает эксперт.

Более того, как отметил министр культуры области, краеведческие музеи, помимо внедрения новых форм работы с посетителями в виде интерактивных и обучающих программ, все чаще становятся площадками для творческих и гражданских форумов.

Музей скульптур в Подмосковье: танк, стреляющий розами, и железный Пушкин>>

Новая «начинка» для музея

Судьба музеев, как и любых госучреждений, зависит не только от объема финансирования. Музеи остро страдают от недостатков законодательства. По словам экспертов, в России еще действуют законы 90-х годов, которые морально устарели. При соответствующем законодательстве, музеи могли бы получать гораздо больше помощи от меценатов и спонсоров.

«На Западе музеи тоже в кризисе. Но там есть законодательство, а у нас оно не отработано, в чем ужас нашего существования. У них же все прописано, что возможно, что невозможно делать с музеями», - объясняет Скрипкина.

Вместе с тем, добавляет представитель Исторического музея, для выполнения главной, образовательной функции, важно иметь не только современные интерактивные программы, но и продуманную, четко выстроенную экспозицию.

«Если экспозиция в музее выглядит точно так же, как 100 или 50 лет назад, невозможно говорить о том, что она удовлетворяет современным требованиям, и современные дети поймут ее», - отмечает эксперт.

Она поясняет, что часто в музеях остается советский подход к экспозиции, когда дети приходили в музей, чтобы закрепить прочитанное в учебнике - но сегодня это не работает, так как уровень знаний упал. Кроме того, эпоха изменилась, и в музей чаще ходят индивидуально, а не коллективно, соответственно должна коренным образом измениться «начинка» музея.

«Надо вернуться к экспозициям, понятным посетителю. Но это очень большое искусство, которое требует профессионализма, учитывая, что материалов из фондов не всегда хватает», - говорит Скрипкина и в заключение добавляет, что научному сотруднику для создания экспозиции не обойтись без хорошего художника и дизайнера.

При этом современные гаджеты, электронные инфоэкраны и т. д. не являются залогом успеха.
Таким образом, для успешного развития местных музеев, помимо современной инфраструктуры, музейным нужно адаптировать подачу материала под современных посетителей.

Иванна Боровец