Без мужа и прописки: как живут матери‑одиночки в кризисном центре на Таганке
Кризисный центр «Дом для мамы» работает в Москве уже девятый год. За это время старый трехэтажный особняк на Таганке приютил более 200 мам с детьми, которые оказались в сложной ситуации. Здесь вместе воспитывают детей, учатся, работают, чтобы после вернуться к нормальной жизни. Корреспонденты РИАМО побывали в центре и узнали, как живут здесь мамочки и куда отправляются, покинув его.
«Продала украшения и наняла охрану» — жертвы домашних тиранов о том, как бороться с насилием>>
«Дом для мамы» открыт для каждой
Различные кризисные центры предоставляют женщинам в тяжелой жизненной ситуации возможность пожить в чистоте и уюте, получить бесплатную еду и одежду, помощь специалистов и даже новую профессию. Одним из них является кризисный центр православной службы помощи «Милосердие». Он совсем не похож на казенное учреждение – санаторий или больницу.
«Наш центр недаром называется «Дом для мамы», потому что здесь действительно как дома», - считает директор центра Мария Студеникина.
Главное отличие кризисного центра «Дом для мамы» от аналогичных государственных учреждений - в условиях приема. В бюджетный центр могут быть приняты только москвички с пропиской и документами, доказывающими, что женщина находится в трудной жизненной ситуации. Туда не принимают женщин с «плохим прошлым» - например, с судимостью.
«Мы же, напротив, принимаем мамочек, которые оказались в беде, вне зависимости от прописки, гражданства, наличия документов, плохого или хорошего прошлого», - говорит директор центра.
Сейчас в центре живут женщины с совершенно разной жизненной ситуацией. Одна девочка из Тульской области осталась без поддержки родственников из-за конфликта на почве квартиры. Другую - молодую девочку с Кавказа, забеременевшую вне брака, выгнал из дома отец. В ближайшее время здесь ждут мамочку - выпускницу психоневрологического интерната с новорожденным.
Месяц на восстановление
Каждая мамочка, попадая в центр, проходит собеседование.
«Это сложный момент для женщин, они приходит к нам со слезами и не всегда готовы говорить. Но такой разговор нам нужен, чтобы понять, по пути ли нам», - отмечает руководитель проекта.
На первой встрече с руководителем центра, психологом и юристом должны проясниться три главных момента. Первый - ситуация, в которой оказалась женщина. Второй – как мамочка представляет себе жизнь в центре. Третий, и самый важный момент, – как женщина видит свою жизнь после выхода из центра.
«Не все женщины соглашаются на наше главное условие – изменение своей жизни», - отмечает Мария Студеникина.
Поэтому изначально с мамочкой заключают договор на один месяц – чтобы увидеть, готова ли она к переменам.
«Просто так пожить – это не к нам. Сколько времени нужно женщине для того, чтобы ее жизнь изменилась – уже второстепенно. Все сотрудники готовы вложиться, чтобы увидеть результат», - подчеркивает директор.
Кто-то уходит из центра через пару месяцев, кому-то не хватает и года. В среднем, женщины живут в доме около полугода. А есть определенный тип людей, которые не хотят жить самостоятельно и не готовы к переменам. С такими женщинами центру приходится расставаться.
Домашнее насилие: главные признаки и способы защиты>>
Жизнь по расписанию
Одновременно в приюте могут жить десять беременных женщин или женщин с маленькими детьми. При условии, что они готовы убирать в своей комнате и в местах общего пользования, готовить на кухне, заботиться о себе и ребенке.
День в «Доме для мамы» начинается с «пятиминутки» в 9 утра. Мамы распределяют дежурства и делятся с администратором планами на день. При этом они договариваются друг с другом, кто сможет посидеть с ребенком, пока они отъедут по делам. Не позже 22 часов все мамы должны быть дома.
В центре мамы могут получить бесплатное дополнительное образование – например, обучиться парикмахерскому делу или стать мастером маникюра и педикюра. Есть возможность и подработать – например, делать дорожные наборы ниток или свечи, шить игрушки.
Молодой маме Лилии из Ставропольского края в доме очень нравится, она здесь с начала января. Комфортно в центре и ее дочкам – 6-летней Саше и 3-летней Насте. Лилия мечтает устроиться на работу в Москве, снять квартиру и определить детей в школу и детский сад.
«Вернуться домой я не могу – у нас нет там своего жилья. Надеюсь найти работу в Москве у своего бывшего работодателя, который меня знает», - делится Лилия.
Она очень благодарна сотрудникам центра – дети здесь ни в чем не нуждаются. У них много игрушек, книжек, есть бесплатный Интернет. К заболевшим ребятишкам приходит педиатр.
Светлана – самая старшая из живущих в центре женщин. Она приехала в Москву с 5-летней дочкой из Челябинской области, чтобы попытаться отстоять свои права на недвижимость. Ее дом находится на территории металлургического завода, и жить в нем невозможно. Оказалось, что в столице ей с ребенком идти было некуда.
«Я просто набрала в Интернете «где остановиться в Москве», так и оказалась здесь», - вспоминает женщина.
Уже не чужие
Надя с шестимесячным малышом живет в центре дольше всех – с прошлого лета. О центре она узнала от подруги – сюда и пришла на последних сроках беременности. Надя – сирота, воспитывалась в детском доме в Костромской области, но ее документы были потеряны и жилье девушка не получила. Сейчас юристы центра помогают Наде восстановить документы и добиться получения жилья. По направлению из центра она учится на мастера маникюра и педикюра и планирует подрабатывать этим в дальнейшем. Отец ребенка девушке не помогает.
Надя живет в комнате с соседками, у которых тоже маленькие дети. К детским крикам по ночам мамочки привыкли, а днем оставляют друг другу детей и убегают по делам.
«Мы гуляем все вместе. На Новый год с четырьмя колясками на автобусе ездили на Красную площадь. Таким же образом посетили Зачатьевский монастырь», - делится Надежда.
Женщины стараются помогать друг другу чем могут.
Отцы-одиночки: о роли папы, бытовых проблемах и детском счастье>>
«Молочка», памперсы и психиатрическая помощь
Тем не менее за восемь лет сотрудники центра видели здесь всякое.
«Нас уже ничем не удивить. Как-то пришлось вызывать скорую психиатрическую помощь мамочке с приступом шизофрении», - рассказывает директор центра.
В «Доме для мамы» в основном работают женщины, именно им приходится разрешать все конфликтные ситуации. Штат сотрудников небольшой – это четверо круглосуточных дежурных, которые работают посменно, администратор, соцработник, юрист, психолог и руководитель центра.
Центр – это не только общежитие для мамочек с детьми. Здесь женщины, у которых есть жилье, но нет денег, получают «натуральную» помощь – от памперсов до «молочки». Каждый месяц такую помощь получает около 250 семей. Поэтому в центре всегда рады волонтерам и благотворителям.
«Православная служба «Милосердие» в основном существует на пожертвования, мы всегда рады любой помощи», - отмечает директор «Дома для мамы».
Помочь можно и вещами, и игрушками, и памперсами, и профессиональными навыками – всем, чем угодно.
Они объединяются, чтобы жить дальше
В самостоятельную жизнь подопечные центра возвращаются по-разному. Большинство женщин - в свои семьи.
«Папа, мама, бабушка, муж, да кто угодно – если есть родственники, с ними надо наладить отношения. Сотрудники центра стараются в этом убедить мамочек и вернуть их в реальность», - поясняет руководитель центра.
Еще одна категория выпускниц дома – девочки из детдомов, утратившие свое жилье. Юрист центра помогает им вернуть недвижимость, работает с местными органами власти.
Нередки случаи, когда бывшие соседки по выходе из центра вместе снимают жилье. Они находят работу и по очереди сидят с детьми – решают проблемы вместе.