Онколог Жукова: «Прогресс в лечении рака движется семимильными шагами»
Накануне Всемирного дня борьбы против рака руководитель отделения амбулаторной онкологии и маммологии АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), онколог и маммолог Елена Жукова рассказала РИАМО о том, какова ситуация с раковыми заболеваниями в России и мире, о новых методиках лечения и их доступности в нашей стране.
О статистике заболеваемости в России
К сожалению, статистика по заболеваемости раком в России неуклонно растет. На первом месте среди женщин – рак молочной железы, среди мужчин – рак легкого. У мужчин смертность от рака легкого – на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний. У женщин смертность от рака молочной железы тоже высокая, несмотря на достижения последнего времени. Однако при выявлении рака молочной железы на первой-второй стадии пятилетняя безрецидивная выживаемость составляет порядка 95%. Это очень высокий процент. То есть чем раньше мы выявляем опухоль, тем выше шанс излечиться.
Онколог рассказал, как снизить вероятность рака желудка>>
О новом молекулярно-генетическом лечении
В настоящее время у нас персонализированный подход к лечению рака молочной железы. Мы раскладываем опухоль на генетические составляющие, определяем молекулярный подтип заболевания, определяем редкие гены, которые, слава Богу, мы сегодня уже научились идентифицировать, подбираем лекарства, которые действуют на эту патогенетическую точку с очень хорошими эффектами. В результате пациенты стали жить дольше, качество их жизни увеличилось, и это, я считаю, сильный прогресс.
Если говорить о ранних стадиях рака, то лечение стандартное: это операция, при необходимости – химиотерапия и лучевая терапия. Если же говорить о запущенных, далеко зашедших стадиях или о прогрессирующем заболевании, в настоящий момент все лечение основывается на молекулярно-генетическом типе опухоли.
О методиках лечения рака в России и западных странах
Заболеваемость раком в принципе одинакова во всем мире. То есть во всех странах на первом месте – рак легкого и рак молочной железы. А вот процент выявляемости заболеваний, продолжительности жизни и смертности варьирует. В развитых странах смертность ниже, а в развивающихся, к сожалению – очень высокая.
Стандартное лечение рака едино для всего мира. Нет ситуации, при которой что-то есть, например, в Америке и нет в России. Существует надзорный орган, FDA, который дает разрешение на использование того или иного лекарственного препарата. Как только разрешение дано, этот препарат можно использовать в любой стране мира. У нас в России есть свои клинические рекомендации, там тоже есть все основные препараты, хотя они и могут попадать туда с некоторым запозданием. Но в целом наша страна сейчас не отстает в лечении онкологических заболеваний от передовых стран мира. Это касается и лекарственной терапии, и новых методов хирургического лечения, и лучевой терапии, и радиоизотопов – во всех этих областях мы идем в ногу с нашими коллегами из западных стран.
Врач‑онколог Евгений Черемушкин: о «заразности» рака и лекарях‑шарлатанах>>
Можно ли победить рак
Победить рак как заболевание вообще – например, как оспу – невозможно, потому что это запрограммированный механизм умирания клетки. Просто по каким-то причинам этот механизм срабатывает раньше положенного срока: под действием факторов среды, мутагенных генов, которые есть практически у нас всех, каких-то стрессовых факторов. То есть глобально победить онкологические заболевания невозможно. Но можно победить рак на ранней стадии. То есть мы можем полностью избавить человека от заболевания и не ожидать его возврата.
Роль диспансеризации в выявлении рака
Одна из главных проблем России – обнаружение заболевания на поздних стадиях, потому что не все люди делают регулярные ежегодные обследования, как это положено. Существуют виды рака, которые очень часто протекают абсолютно бессимптомно – например, опухоль почки или поджелудочной железы. Они выявляются только на тех стадиях, когда либо дают отдаленные метастазы, либо опухоль прорастает в соседние органы. Выявить такие заболевания можно только при обследовании, когда мы здорового человека отправляем на так называемую диспансеризацию. И естественно, чем раньше мы выявим болезнь, тем легче ее лечить.
О стремительном прогрессе в борьбе с раком
Даже если у пациента выявлена болезнь с отдаленными метастазами, не надо ставить на нем крест. Мы вполне можем сейчас лечить этого пациента долго, и качество его жизни не снижается. Такие пациенты могут жить годами и даже десятилетиями. Например, большие прорывы есть в лечении меланомы. Это страшное заболевание, и раньше, когда оно прогрессировало, пациент умирал за полгода, потому что не было вообще никаких лекарств. После того, как изобрели иммунотерапию в 2013-2014 годах, пациенты живут до сих пор, у некоторых метастазы уходят в ноль и нет возврата заболевания.
К счастью, в последние 10 лет появление новых лекарств, технологий и методов лечения движется семимильными шагами. Каждый год, каждый месяц появляются новые препараты, и это потрясающе. Пациенты, которые 10 лет назад просто погибали, сейчас живут и работают. И что меня очень радует, практически все препараты сейчас доступны в России, причем даже в системе государственной медицины. И радиотерапия, и лечение изотопами, и новые дорогостоящие препараты покрываются страховкой. В настоящий момент этот вопрос, слава Богу, в России закрыт. Дефицита лекарств у нас сейчас тоже нет: логистика восстановлена, поставки идут. В принципе, любой препарат доступен в России, и, слава Богу, здесь нет никаких проблем, требующих экстренного решения.