Крупные игроки потеснили мелких: эксперт о заметном укрупнении фермерских хозяйств

Крупные игроки потеснили мелких: эксперт о заметном укрупнении фермерских хозяйств
Люди

Фото - © Пресс-служба министерства инвестиций и инноваций Московской области

Главное, что позволяют увидеть итоги микросельхозпереписи 2021 года, пусть пока и предварительные, – это динамику развития нашего сельского хозяйства с ретроспективой почти в два десятилетия. Эти годы были наполнены самыми разными событиями, оказавшими существенное влияние и на развитие нашего агропромышленного комплекса (АПК).

Конечно, первое, что обращает на себя внимание, – это продолжающееся укрупнение хозяйств.

Общее количество сельхозпроизводителей по сравнению с 2016 годом и в категории сельхозорганизаций, и в категории крестьянских и фермерских хозяйств (КФХ) заметно сократилось. При этом прослеживается увеличение площади используемых ими земель.

Например, в категории КФХ площадь используемых сельскохозяйственных угодий в расчете на одно хозяйство увеличилась более чем в 1,5 раза.

Выросло среднее поголовье по основным видам сельскохозяйственных животных в расчете на одну организацию. Наблюдается высокая концентрация посевных площадей в крупных предприятиях – почти 77% всей посевной площади сосредоточено в 27% организаций. Еще один маркер укрупнения – 97% общего числа свиней сосредоточено в хозяйствах, где насчитывается более 5 тысяч голов.

И таких примеров можно привести еще много. Поэтому вывод тут простой.

После событий 2014 года политика ускоренного импортозамещения в аграрном секторе, специальные меры государственной поддержки простимулировали сельхозпроизводителей к развитию, но в большей степени затронули именно крупных игроков.

Санкционное давление требовало быстрого наполнении рынка и, соответственно, – масштабных инвестиций. Иными словами, процесс укрупнения бизнеса в сельском хозяйстве можно рассматривать и как следствие сложившейся конъюнктуры, и как единственный из возможных вариантов решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности на определенном историческом этапе.

В этом смысле очень показательна ситуация в птицеводстве, которое сделало между сельскохозяйственными переписями 2006 и 2016 годов колоссальный рывок в своем развитии. Тогда в сельхозорганизациях был зафиксирован почти двукратный рост поголовья птицы (с 244 666,6 тысяч голов в 2006 году до 434 365,1 тысяч голов в 2016 году). Микросельхозперепись 2021 года показала, что рост поголовья в сельхозорганизациях продолжился, хотя и менее интенсивный. Произошло насыщение рынка, стране удалось выйти на высокий уровень самообеспечения мясом птицы.

Обратная сторона процесса укрупнения – вытеснение с рынка малых форм хозяйствования. А они, между тем, не только вносят весомый вклад в общероссийское производство сельхозпродукции, но и несут социальную нагрузку через создание рабочих мест и развитие локальной инфраструктуры.

Очевидно, что на уровне правительства эту проблему четко понимают – развитие малого и среднего предпринимательства обозначено в качестве одного из ключевых аграрных приоритетов.

Расширяется грантовая поддержка начинающих фермеров, увеличиваются пороги выручки кооперативов, расширяются перечни целевого использования субсидий, упрощаются условия создания рабочих мест, на базе аграрных вузов и сельхозпредприятий организуются «школы фермеров», в каждом регионе реализуются дополнительные меры поддержки. То есть создаются все условия для того, чтобы преодолеть образовавшийся дисбаланс.

В этих условиях, с учетом повышенного внимания со стороны государства, безусловно, потенциал развития у фермерства сегодня очень высокий. Поэтому тем, кто сейчас подумывает бросить офис и заняться сельским хозяйством, действительно есть о чем подумать. Но тут нужно помнить, что большая часть территории нашей страны находится в зоне так называемого рискованного земледелия. Какие бы меры поддержки не принимались государством, на легкую прогулку рассчитывать не стоит. Фермерство – это тяжелый труд без отпусков, праздников и выходных.