Главный художник Жостовской фабрики: «Поднос с цветами в модном лофте – это круто!»
Крупнейшая в России выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2017» проходит в «Экспоцентре» с 13 по 17 декабря. Постоянный участник выставки – знаменитая подмосковная фабрика «Жостово», которая существует с 1825 года. Жостовские подносы были в каждом советском доме, и сегодня они снова в тренде. О том, за что современные дизайнеры любят жостовские подносы, как на них появились китайские иероглифы, и почему не состоялась коллаборация с «Икеа», в интервью РИАМО рассказал главный художник фабрики «Жостово» Михаил Лебедев.
– Михаил Викторович, расскажите, что легендарная фабрика «Жостово» привезла на выставку «Ладья»?
- Мы участвуем в «Ладье» уже много лет и всегда тщательно к ней готовимся. Это очень важное мероприятие, ведь мы должны быть представлены на выставке на самом высоком уровне, чтобы держать марку. На выставку мы привезли новую форму подносов, которую несколько лет не выпускали. Это большая овальная форма, думаю, наши поклонники ее ждут. По моему мнению, все художники сделали для выставки удивительные вещи и уникальные изделия.
Традиционно мы разбавляем нашу основную продукцию другими изделиями – это самовары, подстаканники, шкатулки, новогодние елочные шары, расписанные в традиционном жостовском стиле.
– Покупатели жостовских подносов – кто они?
– У нас есть почитатели, которые любят нашу продукцию и собирают ее на протяжении всей жизни. Я был в таких домах, где на всех стенах висят жостовские подносы, разных мастеров, разных времен. Ведь промыслу уже почти 200 лет. У некоторых хозяев они подобраны в соответствии с современными дизайнерскими решениями. Это ведь очень интересно нам, художникам, как люди представляют наши подносы у себя дома. Бывают очень неожиданные решения.
Часто наши подносы покупают в подарок, как это было при советской власти, в каждую квартиру – по жостовскому подносу. Я думаю, это актуально и сейчас. Люди делают ремонты в квартирах, но эта потребность – украсить квартиру жостовским подносом – осталась.
Люди «наелись» IKEA, под которой я подразумеваю очень популярный сейчас скандинавский минимализм.
Топ‑10 уникальных экспонатов на выставке «Ладья. Зимняя сказка‑2017»>>
– Можно представить, как интересно будет выглядеть жостовский поднос в скандинавском интерьере!
– Кстати, «Икеа» нам не разрешает вешать жостовские подносы в своих магазинах, потому что понимает, что мы будем очень хорошо вписываться в их интерьер. Я видел, как это выглядит, и мы были бы там нарасхват. Но так как «Икеа» размещает только свою продукцию, коллаборации не получилось.
Я был в лофтовом интерьере, где торчат водопроводные трубы, чугунные батареи и голый кирпич. Если повесить туда черно-белую фотографию американского небоскреба – ну, наверное, это будет неплохо смотреться. Но если мы повесим туда несколько подносов с цветами, естественно, хорошо подобранных по цвету и стилю, то это будет смотреться намного эффектнее. Я бы сказал – круто!
И молодежь начинает это понимать, молодые дизайнеры ищут такие решения и приходят на «Ладью». Было время, когда они как-то стеснялись приходить на выставку, народные промыслы были не в тренде. Сейчас же наоборот: приходят, выбирают и понимают, что без традиционного и национального им не обойтись.
– А было такое время, когда про жостовские подносы совсем забыли?
– Нет, интерес был всегда. Вопрос только в том, насколько широк круг интересующихся людей. Сейчас он продолжает расширяться. Ведь раньше никто не знал про «Ладью», а сейчас люди планируют свои дела так, чтобы попасть на выставку. Причем необязательно что-то купить, а приглядеть, задумать, договориться с мастером. Можно ведь напрямую сделать заказ на выставке. Например – хочу поднос вот в таком стиле, но другой фон и цветовое решение.
– А как правильно подобрать или заказать поднос под интерьер?
– Самое главное – доверять художнику. Бывают такие заказчики, которые долго обсуждают заказ, тщательно следят за работой, а результат им не нравится. Мы даже не обижаемся – поднос все равно найдет своего хозяина. А есть люди, которые доверяют художнику. Они говорят, что хотят определенную форму и, например, ярко и пестро. Под такой заказ мы и работаем. Когда выбираете поднос под интерьер, под определенный цвет стен, желательно принести выкрас или кусочек обоев. Так часто поступают дизайнеры. А рядовой покупатель должен просто выбрать художника, близкого ему по стилю.
Ведь все художники пишут по-разному: кто-то пишет мягко, кто-то более цветно и пестро, кто-то крупно, кто-то мелко, по руке это читается. Ведь жостовские подносы при всей похожести совершенно разные, и наши художники совершенно разные.
– Как вы относитесь к тому, что в выставке «Ладья» участвуют как профессиональные художники и мастера, так и любители?
– Действительно, есть мощные промыслы с многовековой историей, а есть ремесленники. Я только «за» – за этот союз искусств и ремесел. Только нужно упорядочить терминологию – кто есть кто. Есть замечательные мастера, которые делают прекрасные вещи, но не принадлежат ни к какому промыслу. Мы с ними не конкурируем, только просим не путать понятия.
Традиционные промыслы – это одно. Мы – профессиональные художники, у нас даже в трудовой книжке так записано. Художники по велению души – это другое течение.
Есть и такие понятия, как музейность и научность. Крупные народные художественные промыслы обладают этими функциями. То есть работы этих предприятий хранятся в музеях, в крупных коллекциях, являются предметами искусства, их изучают искусствоведы. Является ли искусство ремесленников музейным и научным?
Гид по выставке‑ярмарке «Ладья. Зимняя сказка‑2017»>>
– Михаил Викторович, каковы ваши главные функции и задачи на предприятии?
– У нас творческий коллектив из 40 человек. У нас есть традиции, которые мы должны сохранять. Но традиции – это не почитание старины, мы должны активно нести их в современность. Если мы сравним музейные работы и современные, то увидим, как все меняется. Меняются материалы и инструменты, в зависимости от моды меняются колористические решения и формы. Художник видит изменения вокруг себя, меняется его взгляд на мир.
Некоторые мастера советуются со мной еще на стадии заготовки, у других уже есть готовые решения. Кто-то советуется уже по завершении работы – нужно ли что-то добавить. Технологический процесс мы всегда обсуждаем заранее, это важно. Я смотрю на работы не с критической точки зрения, а с той, как показать нашего художника в лучшем виде, как раскрыть его потенциал. Также я принимаю работу художников. От того, получит она высший разряд, или оценка будет низкой, зависит и стоимость, и оплата работы художника.
Зарплата у художников сдельная. Сколько сделал – столько и получил. Мы же частное предприятие, это бизнес. При этом у каждого художника есть норма, в среднем – по 70-80 подносов в месяц. За выполнение нормы полагаются премии.
Какие-то подносы идут лучше, какие-то хуже, некоторые работы могут продаваться по несколько лет. Бывает, что работы молодых художников плохо продаются. И это моя задача – понять, почему работы не идут и найти выход. Но, как правило, у нас работы не залеживаются.
– Жостовский поднос – это предмет интерьера или все-таки утилитарная вещь? Можно на вашем подносе, например, подать гостям пирог?
– Подносы у нас разные, разной формы, есть серийные, есть эксклюзивные высокохудожественные работы.
Серийная продукция как раз предназначена для использования в быту. Как правило, подносы покупают для красивой подачи блюд во время застолья.
Но мы предупреждаем и даже сделали специальную памятку покупателю о том, что не надо мыть поднос в посудомоечной машине, тереть агрессивными моющими средствами и металлическими губками, не надо ничего на нем резать. Если все эти правила соблюдать, поднос прослужит много лет и достанется вашим детям и внукам.
Иногда нам приносят поднос, весь исполосованный ножом – мы только разводим руками! У нас есть услуга – за отдельную плату мы можем перекрыть поднос заново. Проблем нет, но относиться к такой вещи нужно бережно. Есть даже задумка – сделать пластиковый чехол для подносов, типа пленки.
– Самые дорогие и эксклюзивные работы за несколько десятков тысяч рублей – для кого они делаются и вообще находят ли своих покупателей?
– Обязательно находят, и достаточно быстро. На «Ладье» тоже представлены такие работы, и они всегда раскупаются. Жостовскую роспись заказывают в частные дома. Мы выезжаем на место, выясняем пожелания клиента и выполняем заказ.
– Заказывают ли жостовские подносы за рубеж?
– Сейчас нам заказали большую партию подносов в Китай, для русского канала в Харбине. Также у нас достаточно много корпоративных заказов по России, на различные фестивали, в крупные компании.
– Михаил Викторович, можете назвать несколько известных имен среди почитателей «Жостова»?
– Знаю, что президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова большой любитель «Жостова» и народного искусства в целом. Очень ценит «Жостово» и чета Михалковых, Никита Сергеевич сам выбирает подносы и не раз покупал их у нас на фабрике, а Петр Петрович Кончаловский бывал в Жостове, наши мастера ездили к нему на дачу, так что для них «Жостово» – уже семейная традиция.