Эксперт Белобжецкий рассказал о зависимостях экономики РФ в импорте товаров

Эксперт Белобжецкий рассказал о зависимостях экономики РФ в импорте товаров
Политика

Фото - © Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской области

РИАМО - 25 янв. Зависимость РФ в цепочках поставок товаров представляется в нескольких направлениях: платежи, порты, возможности закупки оборудования, сырья, комплектующих, сертификация, средства производства/основные фонды, ПО, услуги, сообщил РИАМО доцент кафедры логистики МАДИ, эксперт по транспорту подмосковного отделения «Опоры России», кандидат экономических наук Вячеслав Белобжецкий.

Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что главной задачей страны на этот год является избавление от зависимости от Запада в экономике и цепочках поставок.

«Насколько сильно Россия на данный момент зависима от Запада в цепочках поставок? За международные поставки, как импорт, так и экспорт, необходимо рассчитываться. Крайне усложнились платежи в валютах недружественных стран», - отметил Белобжецкий.

По его словам, платежи в валютах дружественных стран (юань, рупия, дирхам и т.д. - ред.) осложняются как вторичными санкциями, так и сложностями с конвертацией. Проблема решается, периодически возникает снова, является системным следствием ориентации мировой экономики на доллар.

Сложность с портами

Специалист уточнил, что с портами сложность заключается в том, что кроме Дальнего Востока все пути контролируются недружественными странами (СПБ и находящиеся рядом плюс Калининград – проход через воды Дании; Новороссийск и другие поты Черного моря – зависимость от Турции, Мурманск и северные порты при заходе из Европы – либо нужно через воды Норвегии, либо обходить севернее - ред.). Поэтому присутствует диспропорция по нагрузке.

«Сейчас еще и сильно увеличившийся грузопоток через Новороссийск оказался под влиянием сложностей с атаками хуситов и судоходством через Красное море. Работа ведется, в том числе и развитие Севморпути, и развитием логистического кластера на ДВ, и через коридор «Север-Юг», и расширением сотрудничества в Средней Азии», - сказал эксперт.

Замена товаров и сертификация

Он добавил, что множество качественных и высокотехнологичных товаров из-за рубежа закупалось в недружественных странах, альтернативные партнеры не очень готовы поставлять полный спектр товаров-заменителей. Параллельный импорт и поставки через третьи государства не позволяют говорить об устойчивости новых логистических маршрутов. Решение находится через заполнение ниш внутри РФ, развитие своих производств, поиск новых партнеров за рубежом.

«Но это не быстрый процесс, т.к. требует выстраивания не только производства и поставок, но и систем обслуживания, ремонта, построения возвратной логистики», - предупредил Белобжецкий.

Как уточнил собеседник, вопрос сертификации импортных товаров, особенно в условиях отсутствия сотрудничества с иностранным производителем, является крайне сложным. Вследствие этого может потенциально снизится контроль степени безопасности завозимой продукции.

Он рассказал, что закупка основных фондов для логистической отрасли – серьезный вызов, так как некоторые товары имеют узкий сегмент спроса и производятся в мире только несколькими компаниями. Провести в такой области быстрое переключение на нового поставщика либо невозможно, либо этот поставщик не может, в силу отсутствия эффекта масштаба обеспечить уровень качества продукции, сравнимый с мировыми лидерами.

«Пример – портовое оборудование, погрузо-разгрузочная техника, грузовая техника, суда (танкеры, контейнеровозы - ред.) и так далее. В данном направлении отечественные производители складского оборудования активно развиваются, особенно в тех нишах, где уже был задел (например, складское оборудование - ред.). Пример довольно успешного решения есть с судами для перевозки нефти и нефтепродуктов, СПГ», - пояснил специалист.

Уход компаний из РФ

Как отметил Белобжецкий, уход многих компаний, ранее представленных на рынке программного обеспечения для цепей поставок в РФ, в целом нельзя считать катастрофическим. В данной области есть довольно много отечественных наработок для обеспечения функционирования цепей поставок (учет, контроль, управление грузопотоками).

«И даже если говорить о инфраструктурных вопросах, так называемом «железе», то и тут есть решения, позволяющее успешно преодолевать сложности», - считает эксперт.

По его словам, в области услуг есть некоторые сложности, так как в мировой торговле есть стандарты, устоявшиеся игроки. Пример – страхование морских (и не только_ перевозок. Но в данном направлении ведется активная работа с покупателями отечественной продукции и вовлеченными в процесс перевозки игроками, находятся приемлемые решения.