Профессор Коган считает, что есть шанс возвращения замороженных на Западе активов
РИАМО - 13 мар. Вероятность вернуть замороженные на Западе активы есть, хотя этот процесс может затянуться на очень долгий срок, сообщил в интервью РИАМО инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ, автор Telegram‑канала bitkogan Евгений Коган.
«С той стороны просто схлестнулись между собой чиновники и бюрократы и пытаются понять, кто из них круче. А если внутри бюрократа сидит чиновник и наоборот, то это вообще анекдотическая ситуация. Именно так и происходит: они сами выдвинули определенные требования, которые российские брокеры и банки, превозмогая все усилия, все-таки выполнили и предоставили тонны документов за рекордно короткий срок», - отметил Коган.
По его словам, с другой стороны не последовало никакой адекватной реакции, потому что они сами между собой запутались в трех соснах и сейчас сидят и думают, как им выходить из ситуации.
«Не добавил ясности и 10-й пакет санкций. Вместо амнистии Еврокомиссия лишь расширила до 24 июля этого года сроки подачи заявок на разблокировку активов национального расчетного депозитария, и то исключительно для бывших и нынешних «дочек» ВТБ», - уточнил эксперт.
Он подчеркнул, что ни один суд мира на может оправдать заморозку средств людей, которые не находятся под санкциями. Они могут попросить человека закрыть счет или предъявить претензии по линии комплаенса (соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам - ред.) потребовав подтвердить происхождение средств, но, чтобы заморозить или конфисковать активы, надо доказать, что человек является преступником.
«История с замораживанием российских активов выгодна в первую очередь Euroclear. Процентные доходы от инвестирования заблокированных в депозитарии российских активов по итогам 2022 года составили 821 млн евро. Логично, что чем дольше будут храниться средства на счетах Euroclear, тем больше выгоды получит организация. И для европейских организаций неважно, что россияне, не находящиеся ни в каких санкционных списках, не имеют доступа к своим средствам и ценным бумагам», - пояснил специалист.
Как добавил инвестбанкир, шансы на оптимистичный сценарий хоть и невелики, но они есть. Вопрос только в том, какую цену за это придется заплатить, сколько на этом нагреют руки юристы, сколько бестолковых дней и ночей проведут бюрократы и чиновники в своих совещаниях.
«Если говорить о клиентах финансовых организаций, то, по некоторым сообщениям, заявки от финансовых компаний и банков на разблокировку Минфин Бельгии начнет рассматриваться примерно в середине марта. Давайте подождем, что решит регулятор», - заключил Коган.
С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте РИАМО по ссылке.