Мошенники на маркетплейсах: какие уловки используют и как не стать их жертвой
Фото - © vecstock/Freepik
Какие способы используют мошенники для обмана покупателей в интернет‑магазинах и как не попасть в эти ловушки, читайте в материале РИАМО.
Как обманывают покупателей на маркетплейсах: 6 основных способов
1. Предложение оплатить товар по ссылке
Фото - © Adobe Stock
По словам финансового консультанта, автора книги «Семейные финансы – это просто» Инны Филатовой, одним из самых распространенных способов обмана покупателей мошенниками является отмена покупки на маркетплейсе и направление сообщения в WhatsApp с предложением оплаты покупки заново и даже со скидкой, но по ссылке. В итоге жертва остается без денег и товара.
Также часто приходят сообщения от якобы верифицированных телеграм-каналов маркетплейсов с предложением купить товар с очень большой скидкой, но не через официальный сайт торговой площадки, а через ссылку на якобы сайт онлайн-магазина, который оказывается фишинговым. Как утверждает Филатова, с такой схемой покупатели сталкивались неоднократно при покупках в «М.Видео» и других магазинах электроники и бытовой техники.
2. Покупка товаров в сплит
Фото - © Handy Wicaksono/Unsplash.com
«Мошенники получают доступ к личным кабинетам жертвы и оформляют там дорогостоящий заказ с быстрой курьерской доставкой на определенную точку, не имеющую к потерпевшему никакого отношения. Пока жертва выясняет, что произошло и почему списаны деньги с карты, а также куда была доставка, мошенники пропадают с покупкой. Потерпевшему остается долг, разбирательство с маркетплейсом, полицией и банком. Схема особенно распространена там, где карты привязаны сразу к нескольким приложениям. Например, в экосистеме “Яндекса”», – рассказала финансист.
3. Подработка на отзывах и выкупе товаров
Фото - © Adobe Stock
По словам эксперта проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Николая Дмитриева, на маркетплейсах также нередко можно получить предложения о работе через рассылку в мессенджерах и соцсетях. Например, предлагают участвовать в «продвижении» товара. Жертва должна купить определенный артикул и написать на него отзыв. Затраты на покупку обещают компенсировать плюс начислить вознаграждение. В качестве «наживки» жертве действительно оплачивают небольшие вознаграждения, но позже побуждают купить дорогой товар для его «продвижения» с обещанием возврата 150-200% стоимости. Этого, разумеется, не происходит, и покупатель не получает ни товара, ни денег.
4. Рекламные рассылки о небывалых скидках
Фото - © Adobe Stock
Среди уловок мошенников Дмитриев также выделил рекламные рассылки от имени известных маркетплейсов о небывалых скидках.
«В рассылке предлагается перейти по ссылке на сайт маркетплейса для выбора товара. Сайт по ссылке будет фейковым, но очень похожим на оригинал. Однако при чуть более внимательном изучении признаки подделки нетрудно заметить (в адресной строке, элементах дизайна сайта, цветовой гамме, неполном меню сервисов и другим признакам)», – обратил внимание эксперт.
5. Кража аккаунта на маркетплейсе
Фото - © Towfiqu barbhuiya/Unsplash.com
Еще одна опасность, которая подстерегает покупателей – это кража аккаунта на маркетплейсе, которому нередко предшествует взлом электронной почты.
«Мошенник совершает покупки с “привязанной” к аккаунту карты на суммы, не требующие дополнительного подтверждения от владельца счета, но их может быть сразу несколько», – рассказал Дмитриев.
6. Продажа поддельных товаров
Фото - © Adobe Stock
Об этой уловке мошенников упомянул экономист, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, автор социального проекта «Финансовая грамотность: просто о сложном» Петр Щербаченко. Мошенники могут продавать поддельные или неисправные товары под видом настоящих, используя при этом фотографии и описания от оригинальных брендов, которые выглядят правдоподобно. Однако фактически товары не соответствуют ожиданиям.
Читайте также: Ни любви, ни денег: топ‑5 уловок мошенников на сайтах знакомств и как их избежать>>
Как не стать жертвой мошенников на маркетплейсах
Фото - © Adobe Stock
Опрошенные РИАМО эксперты поделились своими советами о том, как покупателям маркетплейсов не попасть в ловушку злоумышленников. По их словам, для этого необходимо:
- тщательно проверять информацию о продавце (в частности, длительность его пребывания на маркетплейсе) и товарах, читать отзывы;
- избегать переходов по ссылкам, которые ведут на внешние ресурсы;
- не заводить разговоров в мессенджерах и телефонах с якобы представителями маркетплейсов – общаться с техподдержкой следует только в официальных чатах компаний, в личном кабинете и через горячую линию;
- не сохранять для оплаты данные карты с крупной суммой на счетах, особенно если это кредитка с большим лимитом;
- для покупок на маркетплейсе использовать отдельную карту (например, виртуальную) с нулевым балансом, а деньги на оплату переводить на нее непосредственно перед оплатой;
- пользоваться только официальными способами оплаты, предлагаемыми платформой маркетплейса, не отправлять деньги продавцу напрямую, по QR-коду или ссылке;
- подключить сим-подтверждение всех списаний по покупкам в онлайн-магазинах;
- не дублировать пароли на вход во всех маркетплейсах и стараться менять их раз в квартал;
- во время телефонных разговоров с сотрудниками маркетплейсов не называть собеседникам свои персональные, банковские данные, коды безопасности с оборотной стороны карты, тексты из СМС и push-уведомлений от банка или маркетплейса;
- быть осторожными с продавцами, предлагающими подозрительно низкие цены: если цена товара кажется слишком хорошей, чтобы быть правдой, это может быть признаком мошенничества;
- помнить, что любые предложения о легком заработке – уловка мошенника и что товар по более низкой цене нужно искать в предложениях продавцов на маркетплейсе самостоятельно, а не по ссылке от незнакомца.
Читайте также: Что делать, если мошенники оформили кредит на человека без его ведома: 6 шагов>>