Капитан I ранга Александр Жуков: о службе на миноносце и подводной лодке

Капитан I ранга Александр Жуков: о службе на миноносце и подводной лодке
Люди

Материал подготовлен Краснознаменским ИА>>

День Военно-морского флота отмечают не только моряки, но и вся Россия. Александр Павлович Жуков — ветеран Великой Отечественной войны, капитан I ранга в отставке, почетный гражданин Краснознаменска. На его кителе блестят Орден Отечественной войны II степени, Орден Красной Звезды и медали, полученные за отвагу и 40-летнюю службу российскому флоту, 14 из которых посвящены работе на подводных лодках. О службе на морях в разных концах земного шара моряк рассказал корреспонденту Краснознаменского информагентства.

Моряк-черноморец из Подмосковья: Сирия, Крым и игры в пиратов>>

На море привела война

«История подводных лодок России началась еще в 18 веке первыми набросками „потаенного судна“ отца-основателя Ефима Никонова. В целом Военно-морским силам Отечества насчитывают более трех веков», — с гордостью говорит Александр Павлович.

Вспоминая службу на флоте, ветеран раскладывает на столе памятные черно-белые фотографии. Среди служебных фотокарточек — морские пейзажи, сделанные лично Александром Павловичем: небо и море, то тихое, то взволнованное и бурное. Из кипы снимков моряк вытягивает одну очень потертую — на ней молоденький паренек в матросской форме. Здесь ему всего семнадцать. На флот его привела война.

«Летом 41-го мне было четырнадцать. Отец сразу ушел на фронт и служил в зенитных войсках. В 1944-м его сильно ранило, но после лечения он снова вернулся пекло. В семью вернулся уже в конце 45-го. Дома, в селе Малый Алат Республики Татарстан, остался я, старший, две сестры и брат. Мать трудилась в поле. Она своим трудом ставила рекорды, за что была награждена орденом Трудового Красного Знамени», — рассказывает ветеран.

Он успел отучиться в восьмом классе, а семилетку окончил с похвальным листом. Потом — работа в тылу, на помощь фронту. Ребят отправили пахать поле, а потом — пилить лес.

«Донбасс был захвачен, и уголь, добываемый там, был уже недоступен для нашей армии. А под Казанью работали стратегически важные заводы. Для них мы и отправились добывать дрова в лесах, что за 300 километров от родного дома. Мы пилили и рубили столетние сосны, которые потом целыми везли на склад. Спустя три месяца мне и ребятам дали другое задание — помогать аэродрому под Казанью в перевозке грузов», — вспоминает Александр Павлович.

А зимой 1943-го будущего моряка забрали на фронт, направив в школу связистов в кавказский город Поти, где с 1942 года значилась главная база Черноморского флота. И все учебные отряды размещались там же. Служба радиста проходила в приемном центре.

Кадетский корпус в Подмосковье, где готовят будущих моряков>>

Моряки-фронтовики

В моряках нуждались с самого начала войны. Когда 22 июня немцы совершили налет на Севастополь, Черноморский флот был готов дать отпор. Система планирования и обеспечения находилась в боевой готовности. Народный комиссар Военно-морского флота, а позже и военно-морской министр Николай Герасимович Кузнецов перед войной разработал трехступенчатую систему боевой готовности флота, позволяющую за короткое время переводить силы корабля в состояние боеготовности, чтобы отразить удары противника. Потому за первые сутки войны флот не потерял ни единого корабля и самолета морской авиации. Корабли наносили удары по побережным базам противника, что срывало планы Гитлера по стремительному захвату Советского союза, говорит ветеран.

Александр Павлович показывает маленькую фотографию. На ней — молодые моряки в белоснежной форме на фоне памятника затопленным кораблям. Во время первой обороны Севастополя было затоплено множество судов, чтобы заградить путь врагу.

«Во время Великой Отечественной войны город-герой показал свою стойкость перед натиском врага. По Севастополю палили из 800-миллиметровки, сверхтяжелой артиллерийской системы „Дора“, с калибром 800 мм. 250 дней наши держали оборону и за четыре освободили!», — восклицает ветеран.

В мае 1944 года учебный отряд, в котором служил Александр Жуков, перевели в прифронтовой город Николаев.

«В это время там производилось сосредоточение советских войск для подготовки к Ясско-Кишиневской операции. И мы принимали в этом участие, помогая восстанавливать здания. Ночью еще прилетали вражеские самолеты, мы выбегали по тревоге и занимали боевые позиции...Но первое, что мы сделали, оказавшись в Николаеве, — это отправились на совсем еще свежую могилу героев», — рассказывает ветеран.

В конце марта 1944 года 68 человек, в составе которых было 55 черноморских моряков-добровольцев, 12 армейских саперов, связистов и один местный проводник, на рыбацких лодках подплыли к порту, чтобы провести операцию по освобождению Николаева. Кто-то посмертно, но все они были удостоены звания «Герой Советского Союза», отбив атаки и уничтожив около 700 немецких солдат.

«За год было проведено десять сталинских операций, восемь из которых исполнены моряками. Флот сыграл важную роль в поддержке сухопутных войск, посылая своих моряков в наступательные и оборонительные операции. Под Москвой сражались семь морских стрелковых бригад Волжской военной флотилии. На оборону Ленинграда были брошены лучшие силы Балтийского флота. Все они отличались отвагой и морской выучкой», — отмечает Александр Павлович.

Около 600 ветеранов ВОВ отметили 90-летний юбилей в Подмосковье>>

Связь — капризное дело

«А это я в каюте подводной лодки К-45. Бороздим Тихий океан в июле 1964 года. Как видите, мой путь навсегда связан с военно-морским флотом. В 1945 году я уже был старшиной. Связь — капризное дело, и без радиста ни один корабль в море не выйдет», — говорит моряк.

В 1949 году он поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище. Так и остался на флоте. Потом была Военно-политическая академия имени В. И. Ленина.

«Начинал служить в годы холодной войны на эсминце „Скорый“ в качестве руководителя комсомола. Чувствовалось большое напряжение, время наше проходило в походах», — делится ветеран.

В сентябре 1968 года он участвовал вместе с командой эскадренного миноносца «Бурливый» в обнаружении первой американской атомной ракетной подводной лодки, вооруженной ракетами «Поларис» и способной наносить удары по наземным объектам. Новое оружие необходимо было распознать и понять, как можно за ним следить.

«Нам было поручено задание выяснить точное местонахождение судна в Филиппинском море. Подлодок с „Поларис“ было достаточно, и пока одна несет службу, другая уже направляется к ней на смену. Выполнение задания осложнял природный фактор, что в море в это время года рождаются мощные тайфуны. Приходилось маневрировать, а наш корабль кидало из стороны в сторону. Но вот мы на месте и заняли позицию. Опустили гидроакустический буй (устройство для излучения и приема сигналов). Он способен определить местоположение лодки на глубине при помощи звукового луча. Но подлодку поймать не так просто. На какой-то глубине есть перепад температуры. И этот слой способен преломить акустический луч. Мы же искали субмарину на глубине 200 метров, полученную информацию передавали в Москву, где она и обрабатывалась. Полученные нами результаты пригодились бы в случае войны», — рассказывает капитан.

Выставку скульптур прославленных адмиралов открыли в Сергиевом Посаде>>

Трагедия К-56

В 1973 году, будучи капитаном первого ранга, Александр Павлович служил во Владивостоке в должности инспектора по организационно-партийной работе. В его дежурство, в полночь, поступил сигнал, что тонет советская атомная подводная лодка К-56 с ядерными ракетами на борту.

В тот день проходили учения подлодки совместно с надводным кораблем. Успешно выполнив задание, субмарина возвращалась на базу. Команда, уставшая от нескольких бессонных ночей и изнуряющих учений, решила отдохнуть. Подходя ближе к берегу, подлодка всплыла, и в этот самый момент, в районе второго отсека в корпус судна врезался надводный корабль. В пробоину размером метра три в длину начала поступать вода. Во втором отсеке находились отдыхающие люди. Услышав журчание воды, они, как и гласит железный морской закон, задраили люки, иначе подводная лодка пойдет ко дну. Но в том же отсеке находился аккумулятор. Когда морская вода попадает в аккумуляторные батареи, происходит химическая реакция, результатом которой становится ядовитый хлор. В результате 27 моряков умерли за считанные минуты.

«Когда я прибыл со штаба, сдал дежурство и выехал на место аварии, с трагического момента прошел час. Но стало известно, что на субмарине все еще находились живые люди. 21 человек боролся со своей участью в первом отсеке, но и туда уже начала поступать вода. Флот быстро поднял свои силы, и спасательные суда вышли к месту крушения. Первый отсек заполнялся, несмотря на то, что моряки откачивали воду. Штатных было семь человек, ровно столько, сколько находилось спасательных костюмов ИДА-59 (индивидуальный дыхательный аппарат 1959-го года выпуска). Старшина отсека Гафуров отдал свою маску лейтенанту Кучерявому со словами, что тому обязательно нужно увидеть свою новорожденную дочь. Вот она — взаимная выручка...», — рассказывает моряк.

Летчик-ас из Жуковского Сергей Мельников: «За облаками - всегда солнце»>>

Фото с Гагариным

«Это мы с Юрием Гагариным. В1967 году отмечали 35-ю годовщину города Комсомольск-на-Амуре. Пароход „Колумб“, тот самый, что привез в 1932-м первых строителей, пришвартовался у берега в праздничный день, пустив на сушу большую делегацию Всесоюзного слета передовиков производства. Выделялся среди них и первый в мире космонавт — наш Юрий Алексеевич. После торжественного митинга в городе, на следующий день все поехали поздравлять коллектив авиастроителей, которые делали первые самолеты серии „Су“. В перерыве я подошел к Гагарину: „Юрий Алексеевич, как вы насчет сфотографироваться?“ Он ответил: „С удовольствием“. Вот и собрались для снимка наши флотские моряки, делегация, комсомольцы со всех областей и военные», — рассказывает ветеран.

День военно-морского флота впервые отметили в 1939 году. Праздник был установлен за большие заслуги флота перед Отечеством.

«Мое личное впечатление, что этот праздник действительно является всенародным. И на суше и на море он отмечается с гулянием, музыкой и песнями. А в тех городах, где нет моряков, есть уважительное отношение к флоту», — говорит капитан.

Ветеран Петр Никишин - боец легендарной партизанской бригады>>

Ольга Лесун