Илья Бронштейн: «Эффективная система образования должна играть на опережение»

Илья Бронштейн: «Эффективная система образования должна играть на опережение»
Люди

В своей колонке для РИАМО подмосковный министр образования Илья Бронштейн рассказал о том, как в области организована система профориентации для школьников.

Система образования: современные вызовы

Главный актив современной экономики – человеческий капитал в приложении к рынку труда. Качество и темпы развития любой отрасли во многом определяет наличие компетентных кадров, а за их поставку на рынок отвечает система образования. Так, чтобы закрыть задачи по импортозамещению и обеспечить технологический суверенитет страны, требуется огромное количество инженерных и ИТ-специалистов, обучать которых надо уже сейчас. Более того, эффективная система образования должна играть на опережение: сегодняшние школьники выйдут на рынок уже через несколько лет, и им нужно быть готовыми к запросам, которые появятся у экономики к тому времени.

Но современным школьникам довольно сложно ориентироваться в актуальных профессиях: экономический ландшафт меняется очень быстро, а с ним и востребованность разных специальностей. Ответственность за помощь в выборе часто возлагают на плечи семьи, но понимание тенденций на рынке труда требует большой экспертизы, которой у родителей обычно нет. Особенно если мы делаем оценку в рамках региона и локальной экономики.

Привязка к региону очень важна, поскольку любая местная система образования должна работать на кадровый потенциал муниципалитета, и задача местных властей – минимизировать отток молодежи из региона. По данным Росстата, в прошлом году более 21% людей 15-24 лет сменили место проживания ради учебы или работы. Это выпускники школ, колледжей и вузов, которые не увидели у себя дома карьерных возможностей. Но чаще всего они просто не знают о востребованных в своем регионе профессиях, в которых они могут реализоваться. И именно система образования должна помогать им разобраться в местном рынке труда и создать свою индивидуальную карьерную траекторию.

Подмосковная система профориентации школьников

На федеральном уровне уже давно есть запрос на системную профориентационную деятельность среди подростков. В ответ на него был разработан профориентационный минимум, появились методические рекомендации к нему, действует масштабный проект «Билет в будущее», где школьники могут попробовать себя в разных профессиях.

При этом нужно, чтобы регионы не только реализовывали эти инициативы, но и адаптировали их под собственные нужды. Если говорить о Московской области, ее инфраструктура во многом позволяет детям найти дело по душе и реализовать свой потенциал: у нас развивается множество технопарков, профильных классов, профориентационных проектов. Но нам важно объединить все ресурсы в понятную для семьи систему и встроить ее в рамки школьной программы. Для решения этой задачи в 2019 году мы запустили многоуровневую систему профориентации «Карта талантов Подмосковья». По сути, она знакомит подростков с карьерными возможностями региона, дает индивидуальные рекомендации по выбору профессии и позволяет построить свой образовательный трек для ее освоения. Диагностику на платформе прошло уже больше двухсот школьников.

Продолжением проекта стал курс карьерной грамотности, который в октябре прошлого года стартовал в 22 школах Московской области. Компания «Профилум» разработала для курса методологию и ИТ-решение, которое собирает и сопоставляет большое количество данных о современных профессиях, необходимых для них навыках и учебных заведениях, где можно освоить ту или иную специальность.

Занятия проводятся в восьмом классе, поскольку уже в следующем году подросткам придется определяться – поступать в колледж или продолжать учебу в школе. На уроках дети изучают особенности более 400 профессий, анализируют образовательные и карьерные траектории, тренируют навыки карьерного ориентирования. Кроме того, в процессе курса школьники проходят профдиагностику, по итогам которой получают индивидуальные рекомендации по специальностям, соответствующим их интересам и способностям. Обучение длится год, за который ребенок получает полную и актуальную картину рынка труда, а главное – понимание, как наилучшим образом спланировать свое будущее. Карьерная грамотность – это навык, и его освоение требует системного подхода.

Какие задачи решает система профориентации

Стандартизированный курс обеспечивает должный уровень реализации методических рекомендаций во всем регионе, вне зависимости от ресурсов школы. Кроме того, такой подход разгружает педагогов, поскольку им не нужно тратить время на разработку учебной программы. Важно, что это цифровое решение: педагоги просто не могут знать особенности всех существующих на рынке профессий и отраслей, так что без технологий не обойтись. А диагностическая система позволяет на основе интересов, талантов и ценностей предложить ребенку те карьерные направления, в которых он сможет применить свои способности и стать успешным специалистом. Наконец, понимая профессиональные интересы молодежи, муниципальные власти могут видеть, каких образовательных направлений не хватает в регионе.

Важный компонент этой работы – аналитика и четкая система оценки эффективности. Если раньше результативность профориентационных проектов была черным ящиком, то сейчас мы можем измерить уровень карьерной грамотности на входе и на выходе, видеть статистику по интересам, талантам и способностям детей и сравнивать ее с востребованными в регионе направлениями.

Конечно, для существенного влияния на экономику страны профориентационная подготовка должна быть системной и работать во всех регионах. Это станет хорошим началом для появления нового поколения профессионалов, которые будут заниматься любимым делом и станут основой для экономического роста своего региона и страны в целом.