Синдром керченского стрелка: как распознать в подростке потенциального преступника

Синдром керченского стрелка: как распознать в подростке потенциального преступника
Акценты

17 октября студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков устроил стрельбу и подорвал взрывное устройство в здании учебного заведения, после чего застрелился сам. Погиб 21 человек, около 50 пострадали. Корреспондент РИАМО спросил у психологов, почему подростки становятся преступниками, кто должен бить тревогу, и как можно предотвратить подобные трагедии.

Керченский стрелок не одинок

Трагедия в Керчи сразу же напомнила журналистам о стрельбе в американской школе «Колумбайн» в 1999 году, где 18-летние Эрик Харрис и Дилан Клиболд, увлекающиеся неофашизмом, расстреляли 13 человек, еще 23 были ранены. Подобный шокирующий инцидент произошел в московской школе в 2014 году, тогда десятиклассник застрелил учителя географии и взял в заложники свой класс, после чего убил одного из полицейских.

Только за прошлый год в России произошло около десятка случаев нападения школьников на учителей и одноклассников. В мае 2017 года в Коми 16-летний подросток открыл стрельбу из пневматики по детям в школьном дворе. 5 сентября 2017 года 15-летний ученик школы № 15 из подмосковной Ивантеевки ранил учительницу топором и открыл стрельбу в классе. А 1 ноября третьекурсник московского колледжа Андрей Емельяненко, который так же, как Росляков, был геймером, зарезал преподавателя ОБЖ, выложив селфи в соцсети.

О личности 18-летнего Владислава Рослякова известно не так много. В СМИ отмечают, что он имел разрешение на хранение оружия, а значит, проходил медосмотр, в том числе проверку у психиатра. Во время учебы в колледже он не проявлял агрессию, не имел проблем с законом. Его родители много лет находились в разводе, мать работала санитаркой в онкологическом диспансере Керчи. Она рассказала, что за несколько дней до атаки сын пересматривал видео со стрельбой в различных школах.

По рассказам соседей, Росляков был жестоким и замкнутым мальчиком, постоянно играл в компьютерные игры «стрелялки» и жестоко обращался с домашними животными. Одногруппники рассказали, что Влад был очень тихим студентом, однако своего отношения к колледжу не скрывал. Учащихся там за глаза называл «тупыми» и как-то поделился с приятелем, что хотел бы «перестрелять всех».

Застрелившемуся Рослякову посмертно назначили психиатрическую экспертизу. Помимо этого, следователи проведут медицинские и баллистические экспертизы.

«Игры с оружием – нормальное явление для мальчишек, но и тут стоит обозначать границы – что возможно игре, а что в жизни, какие последствия следуют за определенными действиями. А чтобы это понять, ребенку просто жизненно необходимо обсуждать, анализировать на равных с понимающим взрослым», - говорит психолог Алена Август.

По ее словам, в компьютерной игре у героя множество жизней, и, если что – можно обновиться. Зачастую эта легкость воскрешения и кровавые разборки в игре с большим количеством оружия могут войти в сознание как модель взаимодействия с миром.

Случаи жестокости среди школьников в московском регионе>>

Тревожные «звонки» для родителей

Как отмечает клинический психолог из Москвы Ирина Овчинникова, дети, которые постоянно играют в компьютерные игры-стрелялки, действительно имеют иллюзорные представления о жизни и чаще сверстников проявляют агрессию и жестокость.

Если в семье есть проявления жестокого отношения друг к другу или домашнее насилие, это усугубляет ситуацию. «Чаще всего это бывает в семьях, где употребляют алкоголь», - добавила психолог.

Еще один тревожный момент в поведении ребенка – жестокое обращение с животными.

«Если дети каким-то образом замечены в жестоком обращении с животными, надо бить тревогу», - говорит психолог.

Она напомнила о громких историях, когда из юных живодеров вырастали серийные убийцы. «Бостонский душитель» Альберт де Сальво, который убил 13 женщин, в молодости сажал кошек и собак в ящики и стрелял в них стрелами через щели. Американский серийный убийца Кэрролл Эдвард Коул, совершивший за пять лет 25 убийств, признался, что его первый акт насилия – это задушенный в детстве щенок.

«Если у ребенка нет друзей – это тоже всегда тревожный звоночек», - говорит Овчинникова, отметив, что у Рослякова друзей совсем не было.

По мнению психолога, в случае с Росляковым, скорее всего, имеет место обида и месть. «Что-то произошло в детстве, возможно, что-то сделал отец ребенка, и эту накопленную обиду он впоследствии перенес на сокурсников и учителей», - предполагает собеседница агентства.

Родителям психолог рекомендует на раннем этапе обращать внимание на то, на что обижается ребенок, даже если он держит обиду в себе.

«Интровертивных детей видно сразу. Они не смотрят в глаза, уткнулись в пол или в планшет, говорят отрывисто, короткими фразами», - рассказывает специалист.

Родители должны чаще разговаривать с таким ребенком и стараться вникнуть во все его проблемы, призывает эксперт.

«Если многие факторы собираются воедино, накладываясь на отсутствие друзей и понимающих взрослых – исход, как правило, негативный. Стоит лишь среагировать на триггер – и мы получаем «стрелков»», - объясняет психолог Алена Август.

По ее словам, тревогу надо бить всем. При этом однокашникам в данном случае приходится сложнее всего, так как в подростковой среде сильна позиция «я не стукач».

Жестокие игры: как бороться с насилием среди подростков>>

Разговаривайте с детьми

Учителя в общеобразовательных учреждениях не могут не замечать девиантное (отклоняющееся от нормы – ред.) поведение учащихся, уверена Овчинникова. Однако, в силу загруженности и большого количества учащихся, педагоги зачастую не принимают меры. «Тем более, в колледжах – там, по сути, учатся уже взрослые люди», - заметила она.

«Работа психолога в образовательных учреждениях – это в большинстве случаев, к сожалению, фикция», - отмечает Овчинникова.

Поэтому, заметив агрессию и жестокость в ребенке, бить тревогу должны прежде всего родители. Детей, которые открыто не проявляют агрессию, школьные психологи, конечно же, не заметят – родителям это видно гораздо лучше.

«В основном на подобные преступления решаются дети ненужные и заброшенные», - говорит психолог. По ее мнению, мать не могла не увидеть жестокость в сыне, и наверняка ей говорили о том, что с ее сыном «что-то не так», однако никаких мер видимо принято не было.

«На мой взгляд, важны системные госпрограммы осознанного родительства, поддерживающие программы для подростков и педагогов, родителей», - добавляет Алена Август.

Видео задержания напавшего на учителя школьника из Ивантеевки>>

«Осеннее обострение» и телефоны доверия

Как рассказала руководитель службы «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Анна Ермолаева, совершения терактов, крупные пожары, массовые убийства и другие трагедии обычно провоцируют всплеск звонков.

По ее словам, ежегодно «телефон доверия» принимает около миллиона обращений, причем около половины из них приходится на детей.

Осенью на «телефон доверия» традиционно приходит больше звонков, чем, например, летом. Однако ни с какими «осенними обострениями» это не связано.

«Каникулы заканчиваются, у детей начинается учеба, и, следовательно, разные проблемы», - объясняет собеседница агентства.

Трагедия в Керчи, по мнению специалиста, может заставить родителей задуматься о взаимоотношениях со своими детьми, больше общаться с ними, обращаться к психологам. Самое лучшее – если ребенок обсуждает свои проблемы с родителями.

«При этом родитель должен предоставить ему выбор: если тебе сложно общаться со мной, позвони психологу», - отметила Ермолаева.

«Детский телефон доверия» является бесплатным и анонимным. Никто не будет узнавать номер школы, имя – это очень важно для ребенка», - уверяет психолог. Более того, часто дети советуют друг другу обратиться за помощью именно на «телефон доверия».

Обратиться на «Детский телефон доверия» можно по номеру: 8 (800) 200-01-22.