Единое пространство от Нагатинского Затона до Кремля: как изменятся набережные Москвы
В Москве давно идет работа по благоустройству набережных. Некоторые из них уже превратились в современные и комфортные прогулочные пространства, а другим же только предстоит стать точкой притяжения в столице. Обозреватель РИАМО пообщалась с экспертами и выяснила, как изменятся городские набережные и учтут ли при их реконструкции интересы пешеходов и автомобилистов.
Планы по реконструкции
Превращать набережные в полноценные прогулочные пространства в столице начали в 2013 году. Отправной точкой стала Крымская набережная — ее сделали пешеходной. По словам управляющего партнера компании «Метриум» Надежды Коркки, за последние годы новый облик приобрели Якиманская, Овчинниковская и Озерковская набережные. Также в городском квартале бизнес-класса «Ривер Парк» в Нагатинском Затоне летом 2021 года закончили благоустройство собственной пешеходной зоны у реки.
За последние годы набережные в столице сильно изменились: глава Мещанского муниципального округа Александр Закускин рассказал РИАМО, что практически все набережные в ЦАО вдоль Москвы-реки комплексно благоустроены.
Как сообщается на сайте комплекса градостроительной политики и строительства города, в ближайшие годы в столице появится 64 километра новых набережных и 40 общественных центров. В частности, изменения ждут Крутицкую, Краснопресненскую и Симоновскую набережные.
Однако наибольшие изменения произойдут у береговой линии Москвы-реки между бывшей территорией завода ЗИЛ и набережной у Южного речного порта.
«На территории появятся галерея современного искусства, сад с водными растениями, спортивная инфраструктура, площадки для проведения мероприятий и водные аттракционы. Реконструкцию Южного порта можно сравнить с обновлением Северного речного вокзала, который стал по сути еще одной яркой достопримечательностью, жемчужиной города, сохранив при этом свою транспортную функцию», — рассказал РИАМО эксперт в области территориального брендинга, урбанист Евгений Лорнак.
Набережная появится и в Мневниковской пойме, где сейчас строят жилье. По словам руководителя группы компаний UNK Юлия Борисова, ее планируют оставить в естественном ландшафте, оборудовав скамейками, дорожками и светом. «Это может стать интересным прецедентом, который вписывается в мировой тренд на создание естественных ландшафтов с сохранением экосистемы», — уверен он.
Еще один проект, который отметил эксперт, — продолжение набережных у «Москвы-Сити» на север. В настоящее время там ликвидируют промышленные территории. По словам Борисова, эту работу необходимо закончить, чтобы создать длинную прогулочную зону вдоль реки для велосипедистов и пешеходов.
«Также важен проект по созданию пешеходных мостиков между берегами: напротив бывшего ЗИЛа, в Мневниковской пойме, в районе Фили. Связать два берега необходимо, чтобы стимулировать формирование качественной инфраструктурной среды. Связность позволяет повысить комфорт и привлекательность территорий для горожан», — сказал Борисов.
Сейчас набережные в столице разрознены, однако летом стало известно, что территории возле реки в Нагатинском Затоне и в Южном порту соединят в единую набережную, которая будет тянуться до Кремля: это позволит создать новое городское пространство.
Мемориал Куликовской битвы и ЖК бизнес‑класса: как изменится Симоновская набережная>>
Пешеходы и автомобилисты
В последнее время в столице активно соединяют городские территории в единые комплексы, включая в них инфраструктуру для велотранспорта. При этом программа реновации набережных невозможна без расширения пешеходных зон и сужения автомобильных дорог, убежден Евгений Лорнак.
«Нельзя сказать, что сужение дорог приведет к увеличению пробок. Скорее оно позволит снизить влияние эффекта «бутылочного горлышка» и создать более равномерный транспортный поток в городе», — сказал он.
Управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка рассказала РИАМО, что власти стремятся найти компромисс: не закрывают городские набережные для автомобилистов и стремятся сделать пространство приятнее для пешеходов.
«Крутицкая набережная, например, станет четырехполосной. Реконструкцию проведут на 900-метровом участке от Новоспасского моста до Симоновской набережной. Сейчас здесь ощущается дефицит пропускной способности, реконструкция увеличит ее до 1,8 тысячи машин в час. Для горожан сделают пешеходную дорожку шириной 3 метра», — рассказала Коркка.
Кроме того, Краснопресненскую набережную продлят от Третьего транспортного кольца до улицы Шеногина: здесь построят и реконструируют около 3,3 километра дорог. В целом, по словам Надежды Коркки, у столичного правительства грандиозные планы.
Обустройство набережных в Москве серьезно повлияет на развитие транспорта: по словам Александра Закускина, власти планируют увеличить количество общественного транспорта на Москве-реке.
В целом все опрошенные РИАМО эксперты убеждены, что при реконструкции территорий вдоль реки следует учитывать интересы как пешеходов и автомобилистов, так и тех, кто пользуется велосипедами и самокатами.
«Экономлю до 40 минут»: пассажиры о новой жизни речного маршрута на севере Москвы>>
Комфортная городская среда
В XX веке Москва во многом была промышленным городом, а значительную часть береговой линии использовали промышленные предприятия. По словам партнера архитектурного бюро Syntaxis Александра Старикова, сегодня площади и мощности многих предприятий стали избыточными. Он уверен, что адаптация таких мест под строительство жилья, коммерческой недвижимости и организацию общественных зон — отличный способ создать непрерывную комфортную среду вдоль реки. «Подобная стратегия позволяет значительно повысить ликвидность девелоперских активов», — уверен эксперт.
Генеральный директор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин тоже считает, что качественная реализация подобных проектов сделает город лучше, поскольку позволит создать интересные для жителей пространства.
«Обеспечение доступа к набережным, их благоустройство, наполнение функциями —важнейшая задача современной урбанистики, решив которую города выходят на новый уровень качества городской среды», — сказал Никешкин РИАМО.
Появление новых общественных пространств у воды положительным образом скажется на развитии районов, где они расположены. Кроме того, это сделает территории доступнее для пешеходов и велосипедистов и привлекательнее для любителей отдохнуть на природе.
Реализация проектов реконструкции набережных и прилегающих пространств также даст мощный толчок к развитию локального туризма и спорта. Евгений Лорнак считает, что доступность набережных позволит вовлекать местных в жизнь города, в том числе в программу «Активное долголетие».
«Реконструкция не только повысит комфорт жителей, но и даст свой экономический эффект. За счет развития и наполнения пространств вырастут налоговые поступления от частного бизнеса, что позволит год от года увеличивать количество проектов по улучшению облика Москвы», — подчеркнул собеседник РИАМО.
Южный речной вокзал в Москве: как «заброшку» планируют преобразовать в зону отдыха>>