Как правильно защищать детей и научить их давать отпор

Как правильно защищать детей и научить их давать отпор
Шпаргалки
Caleb Woods

Фото - © Caleb Woods/Unsplash.com

В День защиты детей рассказываем, как законно можно защитить ребенка, научить его выходить из конфликта и справляться с эмоциями.

Сформировать у ребенка навыки самозащиты

Timothy Eberly

Фото - © Timothy Eberly/Unsplash.com

Дети нуждаются в защите, и речь идет не только о том, чтобы защищать ребенка от противоправных действий других людей или от их агрессии. Важно еще и формировать у самого ребенка навыки самозащиты, умение правильно реагировать на действия других, чтобы он понимал, как и в каких ситуациях необходимо действовать. Ведь дети не всегда находятся рядом с родителями, которые могут за них постоять.

Медиатор и психолог Екатерина Елгаева говорит, что для защиты детей от взрослых и агрессивных детей необходимо предусмотреть две вещи. Во-первых, сформировать среду, в которой ребенок не будет попадать в угрожающие ситуации.

«При этом важно соблюсти баланс и не растить его в тепличных условиях, давать возможность получить навыки взаимодействия», - говорит эксперт.

А во-вторых, нужно сформировать умения самозащиты. Они должны быть соразмерны ситуации: возрасту ребенка, тому, что происходит вокруг него. Ребенок должен четко понимать критерии угрозы, в каких ситуациях необходима реакция.

«Например, применение физической силы неприемлемо. Нужно развивать и навыки вербальной защиты, учить фразам «со мной так нельзя», «мне так неприятно», «перестань так делать» и так далее», - предупреждает медиатор.

Она добавляет, что очень важен пример, который подает взрослый. Нужно обратить внимание на корректные отношения внутри семьи, выстраивание границ, чтобы ребенок на уровне ощущений понимал, как можно с ним поступать, а как нельзя, и умел правильно реагировать.

Важно помнить, что, защищая своего ребенка от агрессии других детей, нельзя переходить границы и нарушать их права. Какими бы хулиганами они не были, нельзя применять физическую силу. В случае совсем неразрешимого конфликта лучше обращаться в полицию, где есть инспекторы по делам несовершеннолетних.

Кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта Валерий Гут говорит, что дети – это отражение взрослых, поэтому в первую очередь взрослому нужно следить за собой, за тем, насколько экологично и грамотно он сам решает любые конфликты дома на кухне, в гостях, в общественных местах. С детства нужно закладывать правильные установки и демонстрировать умение вести конструктивный разговор и договариваться.

Научить детей основам безопасности

Caroline Hernandez

Фото - © Caroline Hernandez/Unsplash.com

На улице во время прогулок или по пути на занятия ребенок остается один. Очень важно научить его основам безопасности и постоянно проговаривать их. Родители должны объяснить ребенку, что он все может рассказывать родителям, а для этого нужно формировать доверительные отношения в семье.

Придумайте кодовое слово, по которому вы всегда сможете сообщать друг другу об опасности. Научите игнорировать просьбы и указания посторонних незнакомых людей. Злоумышленники часто пользуются тем, что детей учат слушаться взрослых и просят вроде бы о простом, например, помочь донести пакет до дома. Научите ребенка выполнять такие просьбы только по согласованию с вами.

При угрозах со стороны взрослых ребенок должен не бояться кричать на улице. Этот навык буквально нужно натренировать. Если ребенка пытаются увести, он должен кричать и убегать в сторону большого скопления людей. Научите бросать все лишнее, если нужно избежать опасности. Тяжелые рюкзаки, пакеты и прочее только мешают бежать быстрее. И не нужно за вещами возвращаться. Найти их можно будет потом вместе при необходимости. Самое главное – это жизнь и здоровье ребенка.

Научите не заходить в лифт и подъезд с незнакомцами, не оставаться в одиночестве на детской площадке. Если не удается избежать ситуации, когда ребенок остается один, нужно отойти от незнакомца на максимально большое расстояние, чтобы в случае агрессии можно было убежать.

Безопасность важна и в интернете, поэтому ребенок должен знать, что нельзя переходить по подозрительным ссылкам, отвечать на провокации в сети, посещать сомнительные сайты и группы в соцсетях. Важно знать, чем занимаются дети в интернете, заглядывать на их страницы в соцсетях, но при этом не контролировать тотально, а установить доверительные отношения.

Научить ребенка справляться с эмоциями

Jordan Whitt

Фото - © Jordan Whitt/Unsplash.com

Екатерина Елгаева говорит, что важно научить ребенка справляться со своими эмоциями и в первую очередь личным примером. Кроме того, все эмоции ребенка необходимо проговаривать.

«Яркие эмоции побуждают детей на действия – как на познавательные, так и на приводящие к конфликту. Нельзя учить подавлять эмоции, ведь тогда мы потеряем и любознательность. Задача взрослого научить ребенка распознавать события и связанные с ними чувства», - говорит психолог.

Ненавязчивыми вопросами можно подсказать ребенку, как называются его эмоции и почему они возникли. Например, «Ты хотел получить эту лопатку, но с тобой не поделились? Ты поэтому расстроился». Ребенок зачастую знает причину своего расстройства, нужно просто помочь ему сформулировать это словами.

Валерий Гут объясняет, что нужно научить ребенка принимать свои чувства и давать себе право их испытывать. Можно показать, что злиться, раздражаться, обижаться — это так же естественно для любого человека, как радоваться и смеяться.

Создать поддерживающую среду в семье

Max Harlynking

Фото - © Max Harlynking/Unsplash.com

Психолог Айгуль Гранд отмечает, что задача родителей обеспечить детям максимально поддерживающую безопасную среду. Важно не нагнетать, а успокаивать, не критиковать, даже если в ситуации конфликта в школе или во дворе ребенок не прав, а поддерживать на сложном этапе.

«Дети очень чувствительны к происходящему в обществе. Они считывают напряженный эмоциональный фон, отчего могут становиться несдержанными, конфликтными, плаксивыми. Если к этому добавится еще и шаткая психологическая атмосфера дома, это разрушит важный параметр для ментального здоровья – устойчивость», - говорит эксперт.

В семье нужно стараться создавать позитивный климат, не включать детей в проблемы взрослых, выражать любовь и поддержку.

«Нужно обеспечить положительное времяпрепровождение: отдых, прогулки, общение с родителями, разъяснение волнующих ситуаций на примерах. Контролировать окружение ребенка – с кем общается, какая атмосфера царит в школе, как относится к ребенку учитель», - говорит психолог.

Научить ребенка выходить из конфликтов

Vitolda Klein

Фото - © Vitolda Klein/Unsplash.com

Екатерина Елгаева отмечает, что все человеческие конфликты несильно отличаются от конфликтов на детской площадке, они только обрастают деталями и усложняются.

«Но суть та же, и мы учим справляться с конфликтами от простого к сложному. Конфликтов не нужно избегать: это ресурсное состояние, которое учит ребенка осознавать свои потребности, отстаивать свои интересы. Преодоление сложных ситуаций также помогает расти. Важен только адекватный подход», - говорит эксперт.

Она отмечает, что взрослый должен помогать ребенку в конфликте, подсказывать правильный выход, проговаривать, искать пути решения и способы коммуникации с другими людьми. Тогда ребенок будет готов к взрослой жизни.

Валерий Гут добавляет, что конфликты и сложные ситуации помогают нам расти и прокачивать свои навыки. Важно рассказать ребенку, что за свою правду можно бороться экологичными методами.

«Необходимо научить не искать виноватых. Чаще всего в конфликте виноваты две стороны. Поэтому ребенку нужно показать, как нести ответственность за свои слова и действия. Научить смотреть на происходящее со стороны. Для этого можно вместе с ребенком разбирать его конфликты: сначала выслушать его мнение, потом предложить занять позицию другого участника и описать его чувства. И в заключение предложить ему посмотреть на ситуацию отстраненно, с позиции не участника, а наблюдателя конфликта. Такие тренировки хорошо развивают критическое мышление», - учит психолог.

Он добавляет, что в конфликтах всегда есть черта, которую нельзя переходить. Стоп-сигналами могут быть:

  • сильно напряженная обстановка, когда второй конфликтующий уже не может сдерживать эмоции и находится на грани срыва;
  • переход на крик, когда вместо попыток разобраться в ситуации, начались ругань и оскорбления;
  • крайние проявления эмоций, когда сам ребенок чувствует внутри себя гнев или агрессию.

Лучшим методом будет замолчать, отойти и выдохнуть. Это порой сложно сделать даже взрослым, но учить контролировать себя и останавливать конфликт необходимо.

Знать о правах несовершеннолетних

Artyom Kabajev

Фото - © Artyom Kabajev/Unsplash.com

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ, ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защищать права ребенка должны родители (или лица их заменяющие), а также органы опеки и попечительства, прокуроры и суд.

К тому же дети имеют право на защиту в случае, если их права нарушают сами родители или усыновители. Если родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию детей, не обеспечивают их безопасность и защиту, заставляют выполнять тяжелую работу, покушаются на жизнь и здоровье и прочее в дело защиты детей включаются государственные структуры. Обратиться за защитой прав может сам ребенок в органы опеки и попечительства, а в 14 лет уже может обращаться в суд.

В семейном кодексе закреплены права детей на жизнь и воспитание в семье, на заботу со стороны родителей, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, на выражение своего мнения, получение содержания от своих родителей и других членов семьи, права собственности и прочие.

Важно помнить, что при нарушении прав несовершеннолетних, их защищает закон, а исполнение закона обеспечивают родители, уполномоченные по правам детей, инспекторы по делам несовершеннолетних, прокурор, суды, органы опеки и попечительства. Законы регулируют и меры воздействия на нерадивых родителей, предусматривает меры воспитания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и совершающих правонарушения.