Правительство снижает компенсации российским нефтяникам: что будет с ценами на бензин
Снижение топливного демпфера – компенсационного механизма, который регулировал стоимость нефтепродуктов на внешнем и внутреннем рынке – привело к росту оптовых цен на бензин внутри России. Это заставило власти задуматься о том, как сдерживать этот рост. Так родилась идея ограничить экспорт топлива. К чему это может привести и стоит ли ожидать роста ценников на АЗС, читайте в материале РИАМО.
Что такое топливный демпфер и как он работает
Резкое подорожание оптовых цен на бензин произошло в конце апреля, как раз после того, как Минфин объявил о своем намерении с 1 июля 2023 года на год снизить вдвое топливный демпфер – особый механизм, суть которого заключается в том, что он позволяет компенсировать разницу в ценах на внутреннем и внешнем рынках.
Известно, что цены на энергоносители внутри России ниже существующих на мировых рынках. Но это не потому, что нефтяники по доброте душевной снижали цены специально для россиян, а потому, что они получали из бюджета компенсацию этой разницы стоимости нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынке. Такой механизм компенсации называется топливный демпфер. Он появился в РФ еще в 2018 году в результате резко выросших цен на нефть как реакции на возобновление санкций США в отношении нефтегазового экспорта Ирана. Конечно, в тогдашней ситуации российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) были заинтересованы в сделках с иностранными партнерами, которым можно было поставлять нефть по высоким ценам. Соответственно, чтобы они не поднимали цены внутри РФ, было решено доплачивать им из бюджета.
Читайте также: Арабская нефть для Европы подорожала: в чем причины и есть ли выгода для России>>
Нерезиновый бюджет: НПЗ недополучат из бюджета 360 млрд рублей
Недавно глава Минфина Антон Силуанов напомнил, что власти РФ в свое время вводили топливный демпфер, чтобы создать приблизительно равную доходность при поставках российских нефтепродуктов как на экспорт в Европу, так и на внутренний рынок страны. Но ситуация изменилась.
«Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тысяч рублей на тонну, раньше была меньше 2 тысяч за тонну. Если посмотреть, откуда она берется – за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», – констатировал Силуанов.
Интересная ситуация: уже больше года как западных рынков нет, а топливный демпфер по-прежнему исправно работал. «Неожиданно» в 2023 году стало очевидно, что бюджет нерезиновый, поэтому Минфин решил изменить правила игры, в результате чего выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 миллиардов рублей в месяц. Если умножить эту цифру на 12 месяцев, то получится весьма внушительная сумма – 360 миллиардов рублей в год.
Читайте также: Текучая прибыль: надолго ли хватит запасов нефти в России и от чего это зависит>>
Цены на бензин растут, а министры не видят
НПЗ в долгу не остались: из-за сокращения их маржи с конца апреля по настоящее время оптовые цены на бензин в РФ устремились вверх.
На днях биржевые цены бензина марки «Премиум-95» в европейской части России обновили исторический максимум. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, по итогам торгов 24 мая его стоимость практически достигла 62 тысяч рублей за тонну.
При этом важно отметить, что растут не только оптовые, но и розничные цены на бензин.
Так, в общественной организации «Народный фронт» (ОНФ) сообщили о росте цен за последний месяц на АЗС в пяти российских регионах: выросла стоимость бензина, сжиженного углеводородного газа и дизеля в Свердловской, Астраханской, Тюменской, Оренбургской области и Карачаево-Черкесии. На АЗС Карачаево-Черкесии моторный газ подорожал с 17 до 23,5 рубля. В этой связи ОФН направила запрос в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой установить правомерность такого резкого скачка цен.
Но и это еще не все. 23 мая Reuters написал о планах правительства РФ запретить экспорт бензина с целью предотвратить дефицит топлива на внутреннем рынке и рост цен после решения о сокращении субсидий для нефтеперерабатывающих заводов. После чего министр энергетики Николай Шульгинов на Евразийском экономическом форуме 24 мая заявил, что власти рассматривают не запрет, а снижение экспорта.
«Слово запрет мы не упоминаем, мы говорим про ограничение. Министерство энергетики дает рекомендации компаниям по наращиванию предложения и на ограничения. На снижение, но не на запрет. Розничные цены сейчас стабильны, и мы видим, что валовая маржа АЗС сохраняется на высоком уровне, поэтому мы не ожидаем такого отражения на рознице. Будем мониторить и мониторим эту ситуацию и при необходимости выйдем с предложением, которое ФАС уже, смотрю, поддерживает, которое направлено на ограничение экспорта бензина и дизтоплива», – сказал Шульгинов.
Действительно, в этот же день глава Федеральной антимонопольной служба (ФАС) Максим Шаскольский сообщил о готовности поддержать ограничение экспорта бензина.
«Мы поддержим этот механизм, если он будет предложен. Такая мера может защитить топливный рынок. Мы будем следить за ценами. За работу нефтяных компаний отвечает Минэнерго, если от них инициатива будет, мы поддержим», – сказал он. При этом, по его мнению, «пока в рознице цены стабильны, на бирже был рост. И мы уже предлагали увеличить биржевые продажи бензина до 15% (от производства)».
Похоже, чиновники считают, что с ценами на бензин в рознице пока что нет проблем. По всей видимости, информация от «Народного фронта» до них еще не дошла.
Если запереть бензин внутри страны, это приведет к его дефициту
Ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков считает, что вырисовывается странная логика.
«С одной стороны, пишут о том, что нефтяникам будет невыгодно продавать бензин на внутреннем рынке по нынешним ценам, поэтому они их поднимут. Но, с другой стороны, если им не давать повышать цены на внутреннем рынке и одновременно прекратить экспорт, тогда получается, что нефтяники в итоге просто остановят переработку и не будут производить бензин, раз им невыгодно его продавать. Какой смысл его запирать в стране? Конечно, кто не успел вывезти уже произведенный бензин, будет вынужден продать его на внутреннем рынке, но в дальнейшем они просто сократят переработку, и это путь к дефициту», – говорит аналитик.
По его мнению, заградительных мер по экспорту бензина вряд ли стоит ожидать – скорее всего, государство пойдет на некий компромисс и немного скорректирует выплаты по демпфирующему механизму и именно его будет использовать для настройки цен на внутреннем рынке.
Читайте также: Нефтяной рынок в Китае: вытеснит ли Россия саудитов и что будет с ценами на топливо>>
Что будет с ценами на бензин дальше?
Во-первых, есть вероятность увидеть снижение выпуска бензина на нефтеперерабатывающих заводах РФ. Во-вторых, так до сих пор и непонятно, как правительство будет удерживать ценники на АЗС внутри страны, а первые «звоночки» о том, что они ползут вверх, уже идут. Поможет ли здесь ограничение экспорта? Несколько сомнительно. Если отечественный нефтяной бизнес научился лихо обходить западные санкции, то он наверняка найдет способы продавать бензин другим странам в тех масштабах, в каких сочтет нужным. И как обычно за все заплатит рядовой российский потребитель.
Читайте также: Санкции стран Центральной Азии против России: миф или реальность>>