Зона высокой турбулентности: что стало причиной экономического кризиса в Великобритании

Зона высокой турбулентности: что стало причиной экономического кризиса в Великобритании
Акценты

5 октября исполняется ровно месяц пребывания Лиз Трасс на посту премьер-министра Великобритании. Срок слишком короткий, чтобы делать глобальные выводы о новом премьере и ее действиях. Однако за этот месяц страна столкнулась с такими финансовыми проблемами, что это дало повод экспертам и СМИ иронизировать по поводу того, с какой рекордной скоростью Лиз Трасс обрушила британскую экономику. Об экономической ситуации на Альбионе, читайте в материале РИАМО.

Угроза для экономики Британии

Лиз Трасс, ставшая новым премьер-министром Великритании 5 сентября 2022 года, сразу же заявила о разработке нового экономического курса, который был призван вывести страну из серьезного кризиса, доставшегося ей «в наследство» от Бориса Джонсона.

Глава Министерства финансов Квази Квартенг 23 сентября представил на рассмотрение общественности ряд мер, нацеленных на стимулирование экономики страны. Для того чтобы справиться с масштабным энергетическим кризисом, британские власти были намерены снизить налоги.

Согласно оценкам газеты The Daily Telegraph, общий объем средств, который недополучит британский бюджет из-за этих мер, мог бы составить около £45 млрд ($50,5 млрд по текущему курсу) в год, что сопоставимо с 1,8% ВВП. Помимо этого, анонсированные правительством субсидии на заморозку цен на электроэнергию обошлись бы бюджету еще как минимум в £150 млрд ($168 млрд) за два года.

Нужно подчеркнуть, что британские власти не делали таких радикальных шагов уже полвека. Неудивительно, что после обнародования новой программы правительства фондовые рынки, по информации агентства Bloomberg, суммарно потеряли около 500 миллиардов долларов.

Инвесторы начали массово распродавать фунт стерлингов, и его курс достиг исторического минимума. Некоторые британские СМИ писали о том, что из-за политики нового премьера страна скоро лишится статуса экономической державы. Лидер оппозиционной Лейбористской партии Кир Стармер назвал Трасс угрозой для экономики Великобритании.

Лейбористы критиковали Трасс, прежде всего за то, что больше всего прямых выгод от новой экономической политики получат крупный бизнес и наиболее обеспеченные жители страны. По мнению же правительства, их шаги должны были ускорить рост экономики, за счет чего в конечном итоге выиграют и беднейшие граждане.

Подоходный налог по ставке 45% должны платить британцы, чей доход превышает £150 тыс. ($168 тыс. по текущему курсу) в год. Трасс собиралась снизить его, тем самым сократив налоговые поступления в бюджет примерно на £2 млрд ($2,25 млрд) в год. Интересно, что против этой меры открыто выступили даже члены правящей Консервативной партии.

Страховка от санкций: ЦБ хочет по‑новому рассчитывать курс доллара, евро и юаня к рублю>>

«Это нечто особенное»

И вот несколько неожиданно 3 сентября глава Минфина страны Квази Квартенг объявил о том, что правительство Лиз Трасс отказалось от планов снизить максимальную в королевстве ставку подоходного налога с 45% до 40%.

«Наш план роста закладывает новый подход к построению процветающей экономики, начиная от поддержки британского бизнеса и до снижения налогового бремени для людей с самыми низкими доходами. Однако уже ясно, что отмена налоговой ставки в 45% отвлекает внимание от нашей главной миссии по преодолению вызовов, стоящих перед страной, – написал Квартенг на своей странице в Twitter. – Поэтому я объявляю, что мы не будем реализовывать план по отмене 45%-ной ставки подоходного налога. Мы все понимаем и прислушиваемся к тому, что нам говорят».

Обозреватель The New York Times Пол Кругман отметил в своем материале, что «Трасс и ее чиновники объявили о своей политике без оценки бюджета, что способствовало потере доверия рынка. Она, конечно, не первый лидер, который был вынужден резко изменить политику перед лицом неблагоприятной реакции рынка, но объявить экономическую программу, а потом всего через 10 дней отказаться от ее центрального пункта — это нечто особенное».

По мнению журналиста, радикальные предложения Трасс поступили в достаточно неподходящее время, когда жители Великобритании, переживают сильнейшее за последние полвека экономическое потрясение.

Исламский банкинг — что это такое и зачем он в России>>

Нет лидера, способного решить все проблемы

Чем же вызвана столь неблагоприятная экономическая ситуация в стране? Ведь невозможно было только лишь «усилиями» одной леди Трасс за месяц довести ее до столь плачевных результатов. Эксперты, опрошенные РИАМО, назвали несколько причин.

Александр Разуваев, экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров считает, что британская экономика много выигрывала, пока страна находилась в составе Евросоюза.

«Я считаю, что это оказывало исключительно положительный эффект на экономическую ситуацию, которая резко ухудшилась после brexit. Именно выход из Евросоюза нанес сильнейший удар по экономике Великобритании», – отметил эксперт.

Экономика Великобритании держалась, прежде всего, на доверии инвесторов со всего мира, включая Индию, Пакистан, Ближний Восток, объясняет Разуваев. Однако после истории с арестом активов российских бизнесменов, все поняли, что существует серьезный риск столкнуться с независящими от бизнеса обстоятельствами, что сильно подорвало доверие инвесторов и привело к падению фондового рынка страны. Лондон – всегда был одним из важнейших и крупнейших финансовых центров мира. Теперь этот статус под вопросом, считает эксперт.

«У британской валюты был хороший шанс занять место доллара и евро, запрет на ввоз которых в Россию был введен в этом году. Но по политическим соображениям такой шаг, конечно, не последовал со стороны британских властей. И они проиграли и в экономическом, и в геополитическом плане», – говорит Разуваев.

Нет сомнений, что сильнейшее влияние на экономику оказывает также энергетический кризис, как и во многих других странах, подчеркивает эксперт.

«Лидера, который мог бы решить все эти проблемы, нет. Винить во всех бедах Лиз Трасс, наверное, не стоит. Она предприняла попытки поддержать экономику, но они были безуспешными, и как таковой реальной программы не было. Если бы она действовала в другой ситуации, лет 20-30 назад, то она была бы обычным премьер-министрам – не самым хорошим, но и не самым плохим», – высказывает свое мнение Разуваев.

«Началась инфраструктурная война»: эксперты о последствиях аварий на «Северных потоках»>>

Нереализуемый план хуже безумного

Генеральный директор Консалтингово-аналитического союза, д. э. н., профессор Артем Генкин полагает, что складывается немного странная ситуация, когда «в зачет» при оценке жизнеспособности экономической стратегии Великобритании от премьера Лиз Трасс приходится брать внеэкономические факторы.

«Британская система принятия решений в сфере госуправления, сформированная в рамках двухпартийной парламентской демократии, делает практически невозможным общественный консенсус вокруг предложенного плана, – считает эксперт. – Он не безумен, хуже – он принципиально нереализуем при данных вводных. А попытки Трасс "продавить" его принятие и исполнение ведут к неограниченной турбулентности для британской экономики. Какая из сторон противостояния тут оказалась более близорука, рассудят рядовые британцы в течение ближайших лет».

Самобичевание бизнеса: как пострадали зарубежные компании, покинувшие российский рынок>>