Анна Борисова: «В балете главное – нос вверх, плечи вниз!»
Фото - © Ирина Фоткина
Ученица хореографического отделения Фрязинской ДШИ – о выборе между хип-хопом и балетом, профессиональных мечтах и секрете удачных выступлений.
Балет – это очень круто!
«Сцена должна быть комфортной, сцена – это дом», – настраивает себя на выступление Анна. За тоненькими плечами девочки – семь лет занятий хореографией. Она уже опытный концертирующий артист, который полжизни посвятил миру искусства. Вдох, выдох, улыбка, спинка прямая – и вот от волнения нет и следа, ее звонкий голос уверенно зовет одноклассниц к станку.
Когда Анна впервые переступила порог Фрязинской детской школы искусств, гранд-батманы и плие ей были уже знакомы. Девочка с самых ранних лет танцевала, а еще занималась вокалом.
Фото - © личный архив Анны Борисовой
Когда встал вопрос, в чем развиваться дальше, не раздумывая сделала выбор в пользу хореографии: говорит, танцы все-таки роднее. На вопрос, почему балет, а не современные танцы, отвечает: время хип-хопа, контемпорари и локинга еще успеет прийти.
«Минус современного танца в том, что, в отличие от классического, в нем нет плавности. Мне нравится балет: он медленный, пластичный. Красиво вытягиваешь руки, пальцы, показываешь изящность тела. Потом меняешь костюм – меняется и настроение. В пачке я балерина, в народном костюме – русская красавица: гордая, статная», – делится Анна.
Девочка до сих пор помнит неловкость, когда на первое занятие во Фрязинскую детскую школу искусств она пришла в «неправильной» форме.
«Я еще не знала, что нужно брать, и взяла свой купальник, в котором до этого ходила на танцы в другой школе. А все девочки были в розовом – у нас с первого по четвертый класс ходят в розовом, а старшие – в синем. На занятиях я, конечно, сначала нервничала, но когда прошло больше времени – начала „разогреваться”, понимать, что такое балет, как надо вытягивать ноги, следить за выворотом. И преподаватель у нас добрая, она настраивает на то, чтобы я спокойно себя чувствовала. И что балет – это очень круто и классно», – улыбается девочка.
Фото - © Ирина Фоткина
Все об этом мечтают
Танцам Анна отдает по три часа три-четыре раза в неделю. Балет не терпит лени и забывчивости. Поэтому, когда есть свободное время, она включает музыку на телефоне и тренируется.
«Я устаю, но если заниматься один-два раза в неделю, то ничего не получится. И еще важна регулярность: за четыре дня ноги, как говорит учитель, отвыкнут. Поэтому даже на каникулах нам обязательно заниматься гимнастикой – так мы растягиваем мышцы ног», – рассказала юная артистка.
На вопрос об успехах Анна отвечает быстро и однозначно. Это не титулы, победы в состязаниях, дипломы и кубки. Девочка вспомнила о большой личной радости.
«Я встала на пуанты! Вообще, конечно, все девочки этого хотят. Когда мы только начали заниматься, думала: год-два – и встану на них. А встала только в пятом классе, когда уже ноги готовы. Потому что нам говорили: если не будете готовы, не так разогреты – можно и ноги сломать. Было страшно. И мы ждали, мы работали, и вот – мы это сделали!» – радуется Анна.
Каждый свой день девочка посвящает большой цели: стать лучше, чем вчера. В репертуаре танцовщицы есть и «Кармен», и русский народный на пуантах. Зрелище удивительное, когда решимость, страсть, решительность, твердость одного стиля сочетаются с гибкостью, невесомостью и вместе с тем четкостью другого.
«Я всегда хотела исполнить русский народный танец на большой сцене – он мне нравится своей плавностью, торжественностью и грацией, – строит планы Анна. – Но для этого нужен масштаб, больше места».
Фото - © личный архив Анны Борисовой
Свои изумительные соло артистка исполняла прежде лишь на малых сценах, так как в ДШИ не было концертного зала. Теперь мечта девочки исполнилась: в этом году «Газпромнефть – смазочные материалы» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» завершила проект по реконструкции и оснащению площадки.
Концертный зал получил современное акустическое и световое оборудование для выступлений всех творческих коллективов школы — от хоров и вокальных ансамблей до театральных и хореографических групп. С новой площадкой в школе смогут проводить творческие проекты совместно с ведущими культурными вузами страны и полноценную предпрофессиональную подготовку детей, чтобы они могли поступать в консерватории и академии искусств. А еще – воплощать в реальность свои творческие планы.
«У меня есть мечта: встать на пуанты на сцене в пачке. Мне кажется, все балерины об этом мечтают», – поделилась Анна.
«Надо быть прохладной»
Кто может быть идеалом для той, что влюблена в балет? Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Галина Уланова. Эти звезды провели на сцене сотни часов, репетируя номера и даря плоды своего творчества зрителям, – и все равно каждый раз волновались. Что говорить о юной артистке, пусть и обладающей сценическим опытом.
«В голове – тысячи мыслей: вдруг что-то пойдет не так, а вдруг коленку не получится дотянуть? Волнительно. Но потом привыкаешь и просто наслаждаешься своим танцем», – рассказывает Анна.
Девочка навсегда запомнила одну из главных ошибок перед выходом на сцену. Времени до номера было много, она волновалась, а потому повторяла и повторяла движения из раза в раз. Эффект получился противоположный ожиданиям.
Фото - © личный архив Анны Борисовой
«В итоге на сцену я вышла уже уставшая. Я это запомнила на всю жизнь. И запомнила, что слишком разогреваться перед сценой нельзя. Надо быть немного „прохладной” – иначе есть риск не дотанцевать танец до конца. Вообще, главное – помнить: нос вверх, плечи вниз. И думать о том, что ты – лучшая. И только так себя надо чувствовать перед сценой», – советует танцовщица.
Помогает быть в форме собственная настройка.
«Говорю себе: „Аня, у тебя все получится, ты все сделаешь! Даже если с ошибкой – не надо переживать. Надо улыбаться и держать нос кверху!”» – убеждена балерина.